165 лет Плеханову
maysuryan — 11.12.202111 декабря — 165 лет со дня рождения основателя русского марксизма Георгия Плеханова (1856—1918).
В 1901 году он писал молодому русскому марксисту Владимиру Ильичу Ульянову: «Не щадите наших политических врагов; они не пощадят нас. По каждому из нас придётся панихиду петь, как говорит купец Калашников: наша борьба есть борьба на смерть; давите голову змеи, пока можете давить её». Именно Плеханов и Ленин в 1903 году стали первыми вождями большевиков. На II съезде РСДРП Плеханов выступал в совершенно революционном духе. Например, он блестяще сформулировал отношение революционеров к демократическим принципам: «Успех революции — высший закон. И если бы ради успеха революции потребовалось временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы останавливаться... И на эту же точку зрения мы должны были бы стать и в вопросе о продолжительности парламентов. Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент — своего рода chambre introuvable (бесподобная палата), то нам следовало бы стараться сделать его долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели». В 1918 году большевики и левые эсеры именно так, по-революционному, обошлись с Учредительным собранием, разогнав его даже не в две недели, а в два дня.
Владимир Ильич замечал, что Плеханов обладает «физической силой ума»: «Вот вы можете ведь сразу увидеть и отличить в человеке физическую силу. Войдёт человек, посмотрите на него, и видите: сильный физически... Так и у Плеханова ум. Вы только взглянете на него, и увидите, что это сильнейший ум, который всё одолевает, всё сразу взвешивает, во всё проникает, ничего не спрячешь от него. И чувствуешь, что это так же объективно существует, как и физическая сила».
Ленину нелегко дался разрыв отношений с Плехановым, когда в 1904 году тот перешёл на сторону меньшевиков. Бывший социал-демократ К. Тахтарёв вспоминал этот момент: «Владимир Ильич вышел ко мне таким, каким я его до этого времени ещё никогда не видал. Он был в страшно подавленном виде и встретил меня словами: «Вы знаете, Плеханов нам изменил». Ленин шутил: «Я дал бы отрубить топором мне один палец, лишь бы Плеханов не шатался».
«Владимир Ильич крайне болезненно относился ко всякой размолвке с Плехановым, — вспоминала Крупская, — не спал ночи, нервничал». «Любил он людей страстно. Так любил он, например, Плеханова... И после раскола внимательно прислушивался к тому, что говорил Плеханов. С какой радостью он повторял слова Плеханова: «Не хочу умереть оппортунистом». Л. Каменев: «В Плеханове живет подлинный якобинец», — не раз говаривал Владимир Ильич, а это было в его устах высшей похвалой... Мы шутливо говорили Владимиру Ильичу [около 1909 года]: «А ведь вы, Владимир Ильич, влюблены в Плеханова», — Владимир Ильич отшучивался».
Выступление Ленина на II съезде РСДРП. На месте председателя — Г.В. Плеханов, напротив оратора — меньшевики во главе с Ю. Мартовым
А что привлекало Плеханова в молодом соратнике по кличке «Старик»? Георгий Валентинович однажды объяснил причины своей симпатии к Ульянову так:
— Из такого теста делаются Робеспьеры.
Вера Засулич как-то в глаза похвалила Ленина, сравнив с Плехановым:
— Жорж — борзая: потреплет, потреплет и бросит, а вы — бульдог: у вас мёртвая хватка.
Владимиру Ильичу этот комплимент пришёлся очень по душе, он с удовольствием переспросил:
— Мёртвая хватка?..
А здесь на рисунке изображён выступающий Г.В. Плеханов, а Ленин — в числе слушателей
Но были между ними и другие несходства. При знакомстве в 1895 году Владимир Ильич, между прочим, рассказывал Плеханову: «Я... сравнительно до позднего возраста играл в солдатики. Мои партнёры в игре всегда хотели быть непременно русскими и представлять только русское войско, а у меня никогда подобного желания не было. Во всех играх я находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бил «русских» — своих противников". Плеханов в ответ признался, что в детстве тоже любил игру в солдатики, но всегда сражался за русское войско и воображал себя при этом «русским Наполеоном»...
Вроде бы незначащий пустяк, но после начала мировой войны это «детское расхождение» между ними вдруг всплыло и проявилось в полный рост. Плеханов оказался «оборонцем» — сторонником «защиты Отечества». «Он [Ленин] верил и не верил, — писала Крупская, — что Плеханов стал оборонцем. «Не верится просто, — говорил он. — Верно, сказалось военное прошлое Плеханова», — задумчиво прибавлял он». Правда, сначала Плеханов не поддерживал прямо русское правительство, а больше выражал своё сочувствие Франции. «Это говорил... самый настоящий француз», — с досадой заметил Ленин о первой «оборонческой» речи Плеханова. С этого дня судьба разносила их всё дальше и дальше...
«Пятнадцать лет Владимир Ильич воевал против Плеханова, — писал большевик Г. Шкловский, — но влюблённость его в Плеханова никогда не проходила, даже в самые острые моменты борьбы. Она не прошла у него и после смерти Плеханова».
Советская почтовая марка к 100-летию со дня рождения Г.В. Плеханова
И Плеханов, уже после своей смерти в 1918 году, однажды заставил Ленина... расплакаться. В это трудно поверить, но председатель Советского правительства не смог сдержать слёз, когда услышал в июне 1918 года, что венок на гроб Плеханова прислал... известный русский черносотенец Пуришкевич. На венке было написано: «Русь диктовала бы мир в Берлине, если бы русский социалист в дни бранных бурь шёл по путям, указанным тобой». Такая похвала от ярого монархиста в адрес его старшего товарища и учителя показалась Ленину тяжелее любого оскорбления...
Правда в наши дни мы могли бы немного утешить Владимира Ильича: после победы Евромайдана на Украине тамошние реакционеры постарались искоренить его имя с карты. Например, в Запорожье улица Плеханова стала улицей Панаса Саксаганского, в Славянске — улицей Игоря Александрова, а в городе Бровары под Киевом улицу Плеханова переименовали в честь гауптштурмфюрера 14-й дивизии СС «Галичина» Аверкия Гончаренко... Значит, контрреволюционеры ненавидят Георгия Валентиновича по-прежнему, и никакие его былые расхождения с большевиками их нимало не успокаивают. Разве это не радует?..
А это любопытное замечание Плеханова о манере одеваться рабочих и интеллигентов:
«Революционеры из «интеллигенции» часто и горько упрекали рабочих за «буржуазную» склонность к франтовству, но не могли ни искоренить, ни даже хотя бы отчасти ослабить эту будто бы вредную склонность... В действительности рабочие заботились о своей наружности не больше, чем «интеллигенты» о своей, но только заботливость их выражалась иначе. «Интеллигент» любил принарядиться «по-демократически», в красную рубаху или в засаленную блузу, а рабочий, которому надоела засаленная блуза, надоела и намозолила глаза в мастерской, любил, придя домой, одеться в чистое, как нам казалось, — буржуазное платье. Своим часто преувеличенно небрежным костюмом интеллигент протестовал против светской хлыщеватости; рабочий же, заботясь о чистоте и нарядности своей одежды, протестовал против тех общественных условий, благодаря которым он слишком часто видит себя вынужденным одеваться в грязные лохмотья. Теперь, вероятно, всякий согласится, что этот второй протест серьёзнее первого».
Георгий Плеханов в молодости: одет «демократически»
Рабочий Никита Хрущёв (будущий Первый секретарь ЦК КПСС) с женой: одет «франтом». 1916 год
|
</> |