Правда ли, что человек будет жрать все, до чего может дотянуться?

топ 100 блогов anlazz29.01.2025 К предыдущему посту .

На самом деле, если мы возьмем вопрос о том, реально ли в "природе человека" лежит желание "сожрать все, что можно" - в смысле, забрать себе максимальное количество имеющихся благ - то сможем увидеть, что реально это один из главных аргументов антикоммунистов. Потому, что с их т.з. даже представить невозможно: как это, устроить жизнь, при которой люди не будут ограничены в своем потреблении - они ведь будут мести все, до чего можно дотянуться. (И работать, конечно, не будут.) Понятно, что никакое производство этого не потянет!

Данная мысль кажется более, чем естественной и очевидной. Но так ли это? Реально ли человек может жрать все, до чего дотянется, пока не лопнет? Смешно - но нет! (Конечно, реально в истории было, кажется, несколько случаев, когда сабжи реально обожрались до разрыва желудка, но число их крайне незначительно. И да: относились все они к довольно специфическому типу общества.) Так что да, пресловутые коммунисты-утописты - уверявшие, что человек не сможет съесть (физически) что-то, превышающее объем своего желудка - были реально правы.

Но ведь речь-то идет не о том, чтобы сожрать больше "физически", речь идет о том, чтобы пожирать исключительно дорогую "еду". Ну, скажем, завтракать черной икрой, запивая ее коньяком Хенесси! Ведь понятно, что такого ни одно общество дать не сможет: нужного количества осетров просто невозможно развести, да и французского коньяка столько не найдешь. Но на самом деле этого и не нужно: реально подобный "завтрак" является "желанным" исключительно из-за его сверхдороговизны, а вовсе не особых потребительских качеств.

Например, до 19 века черная икра в России особой ценности не имела - ее подавали в трактирах для простолюдинов! А "высший петербургский свет" объедался французскими устрицами - кои в самой Франции считались, как "пища нищих". И лишь когда "сближение народов" достигло определенного уровня - то есть, когда известие о популярности "кавиара" во французских ресторанах стало известно в России - пошло "повышение ценности" данного продукта. (Кстати, максимально она поднялась лишь в Перестройку - после того, как был запущен "мем" о "номенклатуре, объедающейся черной икрой". Вот тогда да - все, кто "имел доступ", стали буквально сметать черную икру отовсюду.)

Примерно то же самое можно сказать и про французские коньяки: я был свидетелем того, как при "слепом методе" - т.е. когда не была известна цена - люди кривились с "Мартелла", и говорили, что "самогон лучше". Если же цена объявлялась, то тот же напиток приобретал "божественный вкус". (Вообще, в крепких напитках вкус - явление условное: человеческий организм по умолчанию считает (справедливо) этиловый спирт ядом, и "приучается" к потреблению оного исключительно искусственно. Впрочем, и к некрепким оное так же относится.)

То есть, потребление "элитных продуктов" - продуктов по определению недоступных большинству - это всегда "символический жест". Это всегда демонстрация своего "места в жизни", а не реализация каких-то "особых потребностей", "внутренних желаний". И поэтому уже помянутые устрицы и омары, черная икра или, скажем, рябчики "вдруг становятся" из пищи бедняков изысканными явствами. А те же ананасы - если уж помянули рябчиков, то надо указать и их - например, наоборот, оказываются "разжалованными" из элитного "класса" и отнесены к "продуктам для зожа", вместе со шпинатом.

Или, вот, например, все читали в школе о "божественном напитке королей" под названием "шоколад". Но никто не задумывался о том, что на самом деле "шоколад" и 17-19 веках - это банальное какао, то самое, которым мы давились в школьной столовой. Да еще и без сахара! (Сахар начали класть в напитки лишь после того, как началось его активное производство в 19 столетии.) Почему так случилось? Да просто когда какао было недоступным - оно было амброзией, когда же его начали производить так, чтобы хватало всем - банальностью. (Кто вообще его сейчас пьет?)

Можно вспомнить еще знаменитую "гурьевская каша" из позапрошлого столетия, которую ели аристократы - это ведь "та самая" манка, столь ненавидимая "узниками советских детсадов". И, опять же, потому, что в позапрошлом веке манная крупа была дорогим продуктом, а советские коммунисты сделали его чуть ли не самым дешевым. (И поплатились за это!) Впрочем, ладно - приводить пример тут можно бесконечно. Поэтому стоит понять одно: вкус - даже в гастрономическом смысле - это исключительно социальный конструкт, и ничего, кроме социального значения, в нем нет: если говно будет в "дефиците", то элита будет его вкушать с наслаждением!

Поэтому уверение в том, что "если дать людям еду простую вдоволь, то они ее бросят и начнут пожирать то, чего нет" на самом деле лукаво. Оно - как уже было сказано в прошлом посте - подразумевает сохранение текущей структуры общества, основанного на иерархии потребления. Потому, что вне этой иерархии большая часть "дорогих продуктов" не просто потеряет свою сверхпопулярность - их просто не будут выбирать! (Например, крепкий алкоголь - как уже было сказано - яд, отторгаемый человеческим организмом. И популярен он только из-за социальных причин.)

Но то же самое касается вообще всего! Например, давно уже известен пример "дорогих брендов", которые на деле являют просто пришитые ярлыки к товарам, в разы - а то и десятки раз - более дешевым. (В крайнем случае стоимость повышается на несколько порядков: скажем, "элитные полиэтиленовые пакеты" за тысячи рублей, разного рода "дизайнерские джинсы" за сотни тысяч и т.д.) Ну, а то, что очень часто (в той же фармации) просто наличествует необоснованное завышение цен на те же несколько порядков - за счет монопольного положения и т.д. - критикуется даже сторонниками капитализма. На этом фоне считать рыночные цены "мерилами качества", а рыночную востребованность - мерилом необходимости просто смешно.

И наоборот: очень часто оказывается, что вещи, которые вообще не ценятся человеком, с которыми он обращается, как "с мусором" - забивая на них, лишая их значимости - наоборот, крайне важны. Порой даже физиологически! Так, скажем, происходит сейчас со сном: современный человек хронически недосыпает - хотя имеет все физические возможности для полноценного сна. (Это его предки не имели удобных кроватей, а часто - и отдельных комнат, спали на соломе, по очереди и т.д. Но спали!) Причина - общество буквально требует "бессонницы", и получает оную. (Бывает еще страннее: например, современное общество требует от своих членов "биполярного расстройства", и люди вынуждены оное зарабатывать...)

То есть, еще раз: ценными в обществе являются те вещи, которые нужны для его - общества - существования, а вовсе не для жизни человека, как такового. И поэтому после смены общества происходит и "переоценка ценностей". В результате чего - см. сказанное выше - то, что сейчас считается "элитным и сверхценным", может вообще потерять всякое значение. Но оное означает - в свою очередь - то, что реальная возможность "обожраться" после снятия ограничений на потребление, сводится к нулю. Ну да: если "просто тупо жрать" - в смысле, хватать блага - то очень скоро исчерпаются возможности их потребления. А если жрать "утонченно" - то, опять же, в случае снижения ценности "утонченной еды" смысл в ней пропадает.

Разумеется, в том случае, если наличие или отсутствие блага не меняет "социальной значимости" индивида. Но об этом - о "социальной значимости", и о том, что же эта значимость, простите, значит для общественного устройства - речь пойдет уже в отдельном посте. Равно как и о многих иных интересных вещах.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
16 октября от взрыва в Донецке погиб один из самых известных ополченцев Донбасса - Арсений Павлов, известный под позывным Моторола. В этой подборке вспоминаем других лидеров ополчения ДНР и ЛНР, убитых не на поле боя при "загадочных" обстоятельствах. Военные и политические деятели, ...
Кстати, что бы не было кривотолков, это его дочь: «Пхеньян, 5 января. /ЦТАК/ Генеральный секретарь ТПК, Председатель государственных дел КНДР уважаемый товарищ Ким Чен Ын руководил на месте делами главного завода по производству военных пусковых машин, который ежедневно совершает ...
Все уже украдено до нас! Каких только люди топов не придумают. Маньяки, супружеские измены и подержаные Лады Калины впереди планеты всей. Но стильные латвийские туалеты, конечно, рвут зал и просятся бисировать. У них нынче бенефис. Но я еще та черепаха Тортилла. Я помню - ...
Евдокия Дмитриевна Марченко Событий в жизни  Евдокии Дмитриевны Марченко,  Автора Метода 7Р0,  которую СМИ называют «гостья из Времени» и «хозяйка Времени»,  больше чем в многих тысячах биографий наших современников вместе взятых. ...
Натюрморт вел. кн. Ольги Александровны Романовой ...