рейтинг блогов

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х

топ 100 блогов selyanka102.12.2025 Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х ___900 x 600.jpg
Любитель-реконструктор под 90-е (выдача автомобильных номеров с кодом региона 777 началась в Москве 30 августа 2013 года)
                       
Никогда, никогда, ни в каком страшном сне мне даже в голову не могло придти, с каким количеством путаницы, рекламной лжи и фальсификаций я столкнусь, сев писать пост про малиновые пиджаки из 1990-х.

Тема для меня на самом деле интересная.
Дело в том, что лично я в отличие от подавляющего большинства россиян конкретно в 90-е жила весьма неплохо и вращалась в кругах (работала на) весьма и весьма  элитных людей. И я в упор, совершенно, вообще никак не помню никаких малиновых пиджаков в своем окружении. Более того, я общалась с людьми, которые владели местным магазином Versace и отоваривались в нем. Никаких малиновых пиджаков у них не было.  Малиновые пиджаки лично я видела только по телевизору - в передаче "Что? Где? Когда?"
Поэтому к данной теме я с самого начала отнеслась слегка скептически и решила, что только аутентичные фотографии того времени пойдут в дело. Pеконструкторы доказательством являться не будут.
И Боже мой, сколько же неожиданного открылось мне в этой теме!
Ну вот и давайте разбираться.
           
Миф про Versace
1___В новой коллекции Версаче 2017 были представлены пиджаки красных оттенков.jpg
Фейковая картинка, иллюстрирующая в русскоязычном интернете знаменитые "малиновые пиджаки" из коллекции Versace 1992 года

Самой распространенной и широко рекламируемой в российском сегменте интернета историей является версия о том, что мода на малиновые пиджаки в Россию пришла после знаменитого показа 1992 года от фирмы Versace. Чаще всего к данному утверждению о "знаменитом показе" прилагается вот эта картинка.
Я, конечно же, эту картинку поискала, ну хотелось модели получше рассмотреть и сравнить.
Узнаете мальчиков внизу?
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1 Untitled Versace Fall 2017.jpg
Показ  Versace 2017 года.

Да, это действительно показ Versace. Только 2017 года.

Следующей картинкой, которую иногда прилагают к версии о Versace, являются вот эти 2 обложки справа с молодым человеком в ярко-красном вообще-то, а не малиновом. Я добавила к этим обложкам симпатичных длинноногих девочек слева, одна там тоже в красном, дабы предcтавление было более полным.
Знаете, что это такое?

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1989 Versace Untitled.jpg
Коллекция Versace 1989 года

Это коллекция Versace 1989 года, когда в СССР границы уже открыли и можно было поехать в гости с разрешенным обменом в год 200 рублей, правда, по смешному курсу, который себе почти все могли позволить. Рванувшим за границу с этими 200 рублями советским людям совершенно точно было не до знакомства с коллекциями Versace

Ну и что же такое знаменитая "малиновая" коллекция 1992 года, по которой все стонут и на которую вербально ссылаются как на культурный феномен, якобы вдохновивший целое десятилетие российской моды?
А вот пожалуйста внизу.

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 985Untitled.jpg
Слева супермодель 1992 года Клаудия Шиффер в культовой коллекции Gianni Versace "Осень-Зима 1992 Miss S&M", также известной как "коллекция Бондаж". В центре супермодель Кристи Терлингтон на показе провокационной коллекции итальянского дизайнера Джанни Версаче "Miss S&M" 1992 года. Справа образ из этой коллекции, явно нацеленный на российский рынок
           
Ну и как вам такое вдохновение для российских мафиозных кругов? На целое десятилетие ведь "вдохновили"!

Кстати, первый фирменный магазин Versace открылся  в Москве на Кузнецком мосту только 15 марта 1994 года, ну а в остальныx местах  / городах еще позже.  А после 1994 у Versace никаких отсылов к красно-малиновым пиджакам нет, так что в этих магазинах для любителей так называемой "мафиозной моды" покупать было просто нечего.

Так что версия с Versace как примером для вдохновения - это какой-то очень хорошо продуманный фейк, даже не знаю, с какой целью.


Правда про челноков и цеховиков

1 ноября 1990 года в России был введён коммерческий курс рубля по отношению к иностранным валютам и начиная с 1991 года за границу, в основном в Турцию и прочие страны "продвинутой базарной экономики", рванули первые челноки. Их количество с каждым годом увеличивалось. Среди прочего они везли в Россию разнообразный контрафакт и подделки под всякие известныe бренды, часто с видимыми логотипами, чтобы издалека было видно - да, это фирмА. Из-за границы привезли.

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1991 Untitled.jpg
Слева шоумен Стас Барецкий в ярко-красном пиджаке с логотипом AR 1991. Cправа рекламная картинка запущенного в 1991 году бренда Armani Exchange. Англоязычная нейросеть мне выдала, что  "уважаемые" бренды таких логотипов не имели, но подобное можно ассоциировать с запущенным именно в 1991 году специально для молодежи  брендом Armani Exchange. То есть этот пиджак, видимо, прямо с рынка в Турции

Одновременно совершенно необходимо вспомнить про советское наследие подпольных пошивочных производств, ибо в то время это был главный и основной поставщик модных "Versace", "Gucci" и прочих "брендов" на российские блошиные рынки и в коммерческие магазины, поток оттуда был мощнее чем от челноков и именно он задал модные возможности, то есть воплотил приход малинового пиджака в жизнь.
                                                                                           
В связи с этим дам ссылку на чужую историю поездки в Италию в 1993 году, крайне интересное и познавательное описание  https://neacoach.ru/chtenie/avtorskie-stati/drugoe/italiya-1993-prodolzhenie/
                                                                             
Полагаю, что та наша поездка стала одной из последних в «Спутнике», который тогда еще работал по «советским принципам». И вот представьте такую картину...
Мы приобретаем «путёвки» в Италию. Два более-менее взрослых человека, уже сумевшие заработать на эту поездку, у каждого из нас уже сформировался некий социальный статус...
И вот нам звонят из «Спутника» и приглашают на обязательное собрание группы. На собрании я увидела группу впервые.
Группа состояла из совершенно классических «бандюганов», людей, которые были старше на 15-25 лет и, которые уже как бы перестали быть «советскими бандюганами», а постепенно начали переодеваться в тех, кого тогда называли «новые русские».
В основном это были представители легендарного района Уралмаш, но были и представители Центра. В основном, всё их «бандюганство» заключалось в том, что еще в конце советского периода или чуть ранее, они занимались обычной предпринимательской деятельностью, которой сегодня никого не удивишь, а в советские годы за такую деятельность однозначно лишали свободы, а то и расстреливали, если в деятельности участвовали несоветские деньги (валюта, доллары).
То есть группа была взрослой, состоящей из «тёртых калачей». Уже все были одеты по моде – пиджак на 2-3 размера больше, чем надо бы, неизменного бордового или малинового цвета, брюки-бананы цвета темно- или светло- зеленой травы, кожаная «барсетка», под пиджаком красовалась «гавайская» рубашка, расстегнутая чуть не до пупа, а на волосатой груди – обязательный атрибут – некое золотое украшение, либо цепь, либо православный крест (по принципу – чем толще цепь, чем больше крест – тем выше статус носителя украшения), ещё лучше – золотые часы и золотые же браслеты. Hикаких мобильных телефонов (в свободном доступе) тогда не было, тогда о пейджерах знали только избранные.
Попробую объяснить феномен той моды, а одевались так все, абсолютно все «новые русские».
Повторять, что в плановой советской экономике не было вообще ничего, – не хочется, но придётся... И вот, когда экономический рынок стал хоть сколько-то насыщаться (при непосредственном участии этих самых «новых русских»), а люди уже просто не хотели ни за какие коврижки выглядеть, как «хомо советикус», но при этом еще была активной тема неизбежности некоей униформы по умолчанию, и к тому же – еще никто не знал и даже отдалённо не понимал, а как вообще должны одеваться «нормальные люди» (просто не было такого опыта в течение семидесяти лет), – тогда и появилась «фирменная» одежда «новых русских».
               
Легенд о появлении именно малиновых пиджаков и зеленых брюк-бананов — великое множество. Но понятно одно – кто-то очень предприимчивый (вообще, конечно, хотелось бы посмотреть на того или на тех, кто в те годы фактически одел всю страну и без преувеличений) однажды наладил поставки гигантского количества малиновой, бордовой, зеленой ткани, которую надо было «куда-то девать».
Соответственно, из миллионов километров однообразной ткани сотни «подпольных», полуподпольных и уже легальных цехов бесперебойно строчили «униформу» для «новых русских», по пути пришивая к ней известные «лэйблы», закупленные в Китае (это правда – абсолютное большинство искренне верило, что эта одежда шита лично «Дольчегабаной», «Гуччи» и другими известными на весь мир дизайнерами).
 
           

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 Untitled 777.jpg
Пошив одежды модной цветовой гаммы в России в 90-е

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 Untitled567.jpg
Вешалки с одеждой модной цветовой гаммы в России в 90-е
                   
Те пиджаки по своему крою были, конечно, не из 90-х годов, а из 80-х – широкие и свободные – они позволяли легко «прятать» подмышку, допустим, оружие, а в глубокие карманы можно было складывать пачки наличных, перекрученные резиночкой для волос (позже для таких целей стали производить специальные резиночки и зажимы).                                            
Также есть легенда – на бордовом/малиновом хуже видны пятна крови, но это скорее для меньшинства или для кино-фантазий.
Брюки-бананы также пришли из 80-х, но и они выбирались на основе их удобства – свободное облегание, глубокие карманы, возможность вставить «дорогой» кожаный ремень с нарядной блестящей пряжкой, и вместе с тем такиe брюки уже не были «советскими» совсем, но и никакого отношения к мировой моде не имели.
Гавайские рубашки «новых русских» доводили до поросячьего визга своей яркостью.
На фоне серо-серых советских рубашек, которые были скорее неудобными и требующими особого ухода (постирать, отбелить/накрахмалить, тщательно отутюжить и прочее), гавайская рубашка становилась праздником и радостным салютом. К тому же она, опять же, была свободного кроя, её можно было стирать и даже не утюжить. Во-первых, это красиво...
И вот оказалось, что наша туристическая группа состоит из двадцати вот таких персонажей, у части из которых из под рукавов пиджаков виднелись тюремные татуировки (других тогда не было вовсе), а некоторые лица были украшены старыми рубцами от порезов.
Все они были исключительно со своими женами (не с любовницами), – солидными дамами с ярким макияжем, одетыми во всё самое нарядное-лучшее, каждая из которых занимала некий серьезный пост, вроде зам.директора гостиницы или работника торговли (что в СССР было чуть не верхом мечтаний многих).
Картина в целом «мама, не горюй!»...                                                  
Мы с мужем выглядели совсем иначе, скорее «по-европейски», но не из-за знаний европейской актуальной моды (знать её тогда было просто неоткуда), а по молодости и по наличию врожденного и приобретенного эстетического вкуса.
Начиная с того собрания и далее во время всей поездки, товарищи по группе никак не могли нас идентифицировать – с их точки зрения одевались мы «как лохи» и, кроме обручальных колец, ничего золотого, но при этом денег у нас было, чуть ли не больше, чем у всех. Наверное, нас можно было бы отнести к разряду новых «новых русских». Сегодня, наверное, нас бы могли назвать «богатыми хипстерами», хотя точного современного аналога нет.
                                                     
                                               
Все поняли значение цеховиков в продвижении данной моды?
Нy а чем же цеховики могли вдoхновляться? Неужели действительно алыми пиджаками от Versace на сисястых девицах и метросексуалах, на мачо никак не тянущих?
Не верю ни на секунду! Во-первых, цеховики на модные показы в Европу не ездили, а во-вторых, героем должен был быть кто-то брутальный.

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1990 and further Untitled.jpg
Слева кадр из криминальной драмы "Славные парни" 1990 г, в центре  кадр из криминальной драмы "Казино́", 1995 г, справа кадр из криминального сериала "Клан Сопрано" 1999-2007 гг

На всякий случай напомню, что с перестройкой в СССР хлынуло западное кино, в том числе и такое, какое раньше цензуру не проходило. И многие фильмы были о брутальных американских гангстерах. Дон Карлеоне из "Крестного отца" (1972) так вообще стал своего рода символом поколения 90-х. Цеховикам именно с гангстерами себя и было удобней всего ассоциировать. Поэтому чисто  для примера фильмы из 90-х, все с красными и малиновыми пиджаками.
Пиджаки и рубашки такие малиновые, кстати, были в кино и в 70-х и 80-х, тогда вообще была мода на такое в определенных узких кругах, но делать пост про голливудское кино мне уже совсем неподъемно. Поэтому только одна знаковая фотография

zz1987 Nicolas Cage at the ‘Moonstruck’ premiere with father.jpg
Николас Кейдж на премьере фильма "В ловушке лунного света" (1987) с отцом Огастом Копполой

Кейдж, как известно, племянник режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, а тот, в свою очередь, относится к итальянскому киноклану в Голливуде, специализировавшемуся на гансгстерском кино.
Ну вот оно и есть откуда мода на малиновые пиджаки на самом деле пришла -  из американского гангстерского кино. И не только на малиновые и красные, но и на зеленые вообще-то.
А то Versace, Versace...
Версаче, конечно, тоже с итальянской мафией был связан и этой же самой мафией убит, когда бабки не поделили, но вот конкретно он, как небрутальный метросексуал с коллекциями "агрессивной сексуальности" для сисястых девиц в кожаных штанах, никого в России среди братков в то время вдохновить не мог
Про значение передачи "Что? Где? Когда?"

Первыми известными россиянами в пиджаках малинового цвета еще в 1991 году стали участники телевизионной игры "Что? Где? Когда?".
Игра была известна зрителям с 1975 года как "интеллектуальный клуб", а с 1991 года она поменяла формат на "интеллектуальное казино" с девизом "интеллектуальное казино — единственное место, где каждый может заработать деньги своим собственным умом".
До конца 1995 года в клубе действовало правило "смерти" команды. Команда, потерпевшая хотя бы одно поражение, "навсегда" лишалась права выступления в клубе. Однако в начале 90-х было введено правило "красных пиджаков" (на самом деле бордового цвета) - игрок, получавший хрустальную сову по итогам серии игр, получал также бордовый пиджак "бессмертного" и оставался в клубе даже в случае поражения своей команды

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1991 3 Untitled.jpg
Игра "Что? Где? Когда?" с ее ведущим Владимиром Ворошиловым в зеленом пиджаке и "бессмертными" знатоками в бордовых. Игроки могли надеть бордовые пиджаки только после получения хрустальной совы           
       

Откуда в передаче взялись эти пиджаки, история как-то умалчивает, но не удивлюсь, если  цеховики подсуетились с бизнесом, не зря же формат перерос в некое "интеллектуальное казино" - вполне в мафиозных традициях.
       
Кстати, а вы знаете, что в США из постсоветского пространства тогда переезжали 2 категории  граждан - законопослушные, в том числе построившие Силиконовую долину (без вклада бывшего СССР ее бы не было или она была бы значительно более скромной - в разы), и незаконопослушные, организовавшие такую интеллектуальную мафию "белых воротничков", с коей ФБР до этого сталкиваться вообще никогда не приходилось. Самая умная мафия, когда либо существовавшая в США, - русская, Дон Карлеоне отдыхает...
                   
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1991 3 Untitled11.jpg
"Бессмертные" знатоки передачи "Что? Где? Когда?" в бордовых пиджаках
По словам  одного из "Бессмертных" Козлова, "новые русские" стали носить малиновые пиджаки именно после появления их в игре. И он, скорей всего, прав.
                     
Ибо знаменитые на всю страну люди со статусом "Бессмертных" были для "новых русских" лучшей рекламой.
Криминальные авторитеты с радостью подхватили термин. Ибо если ты носишь бордовый пиджак, то ты бессмертен, а значит никакой закон или враги тебе не страшны
Примечательно, что, хотя пиджаки были явно бордовыми, называть их стали малиновыми. И есть гипотеза, что именно этот выбор связан с "малиной" — так назывались воровские притоны, которые были так тщательно засекречены, что о них не могла никак знать милиция. Пока ты носил малиновый пиджак, ты казался неприкасаемым и бессмертным.
               
То есть эти пиджаки и для знатоков в интеллектуальной передаче, и для криминальных авторитетов были своего рода талисманом или оберегой.
Ну а оберега для русского человека, это ж святое... до сих пор...
             
Кстати, обратите внимание, что помимо малиновых в передаче можно увидеть и зеленый пиджак, причем он на самом главном персонаже - ведущем, то есть начальнике. Знатоки рекламировали новую моду на всю страну, поэтому естественно, что кроме криминальных авторитетов у них были последователи и среди обычных людей. И у этих последователей всегда был выбор - малиновый или зеленый пиджак, причем часто выбирали зеленые.
Но не братки. У братков именно малиновый пиджак стал оберегом.
                 
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0___Anatoly Levenchuk (ailev) from LJ.jpg
Личная фотография из 90-х пользователя ЖЖ Anatoly Levenchuk  Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х ailev, он здесь как-раз в малиновом пиджаке. А вот рядом с ним любитель зеленых пиджаков, тоже очень модных в то время
                       
Ну и поскольку знатоки были блестящими интеллектуалами, неудивительно, что некоторое количество известных людей, кто хотел ассоциироваться не с воровской "малиной" и бессмертием, а с умом и интеллектом участников передачи, тоже стали подражать этой моде.
Отсюда некоторое количество известных людей, кои никакими братками не были и золотых цепей с гавайскими рубашками не носили, но тем не менее отметились именно в то время в малиновом пиджаке / костюме - и с  галстуком

1992 Михаил Задорнов. Концерт «В каждой шутке есть доля шутки» suit.jpg
Михаил Задорнов в бордовом костюме на концерте "В каждой шутке есть доля шутки" 1992 года. Если кто-то хочет увидеть костюм целиком, включая бордовые брюки, видео концерта доступны онлайн, просто там картинка такая старая, на пленке, лучше уж крупным планом показать, чтобы не расплывалось
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1992 1993 4 Untitled.jpg
Слева Сергей Мавроди поздравляет Россиян с новым 1994 годом, справа Вячеслав Марычев, депутат Государственной думы, 1995 год.   
         
Примерно в 1995-96 годах мода на малиновые пиджаки пошла на спад.
B 1995 малиновые пиджаки и статус "бессмертных" отменили в передаче "Что? Где? Когда?", соответственно, ушли главные кумиры.
Окончательно мода сошла на нет после дефолта 1998 года. Сам дефолт никак не повлиял на моду, просто произошло насыщение страны импортными товарами (и бутики открылись, и челноков на рынках стало немеряно), а потребители стали лучше разбираться в моде и следить за "мировыми трендами".
   
Историю малинового пиджака продолжил писать уже российский кинематограф, возведя его в ранг вечного мифа.
                                             
Влияние кинематографа
       
Кино в 1990-е было в России в загоне. Государство перестало кинематограф финансировать, денег не было вообще ни на что, а в рынок вписаться смогли не только лишь все. Только лишь все, кто смог вписаться в рынок, добывали деньги иногда весьма специфическими способами.

Напомню цитату из предыдущего поста про гламур в российском кинематографе:

Кинематографисты повинуются законам едва образовавшегося рынка: "Банду лесбиянок" (1991) финансируют бордели, найденные авторами в газете объявлений; "День любви" (1990) о бандитах, по слухам, снят по заказу самих бандитов. Анатолий Эйрамджан снимает картину "Третий не лишний" чуть ли не на камеру VHS в реальном круизе, расплачиваясь с туроператором благодарностью в титрах и выступлениями артистов в кают-компании. В титрах пилотного сезона милицейской саги "Улицы разбитых фонарей" (снятого в 1994 — 1995 годах) бесконечные благодарности питерским кафе, где герои пьют безалкогольные коктейли по 25 тыс. рублей (примерно 5 долларов, цена килограмма копченой  колбасы в 1995-м).
                   
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1997 and firther Untitled.jpg
Слева кадр из фильма "Брат" 1997 г, справа кадр из сериала "Бандитский Петербург" 2000-2007
 
К 2000-м многие "новые русские" остепенились, ушли в легальный бизнес или вообще во власть, а в кино уже начали как в бизнес вкладываться.
Кто платит, тот и музыку заказывает.
Дают бандиты денег на кино, снимай фильмы про бандитов - и такие, чтобы этим бандитам нравились, а то второй раз денег не дадут.
Поэтому экран заполонили люди в малиновом.
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 2005 6 Untitled.jpg
Кадры из фильма "Жмурки" 2005 г. А справа, это, видимо, то, что в России считается "гавайской рубашкой"

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 68653Untitled.jpg
Кадры из сериала "Улицы разбитых фонарей" (1998 - 2019)

Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 1 c6HSCuKFe1d9TPXMDAtfmmafSGN.jpg
Кадр из сериала "Чудотворец" (2014) Прообразом данного героя был Кашпировский. А пиджак сшит так, как в 90-е точно не носили, полупердончик итальянский какой-то

2018 клип «Пьяная любовь»Димы Билана братья Запашные - «братки» в малиновых пиджаках..jpg
Клип "Пьяная любовь" Димы Билана 2018 года,  братья Запашные - "братки" в малиновых пиджаках

2019 serial 90-е. Весело и громко 5 Ян Цапник называет малиновый пиджак униформой 90-х.jpg
Кадр из сериала "90-е. Весело и громко" (2019) Снимавшийся там Ян Цапник назвал малиновый пиджак униформой 90-х - без уточнений, легенда же уже создана.
                                
Вторая волна популярности  

Мода на малиновые пиджаки и костюмы как-то внезапно вернулась в 2012.  Виновата мировая мода - цвет бордо (от глубокого красного до тёмно-алого) стал популярен среди дизайнеров и элитных брендов. Ну и в России в результате вспомнили "недавнее", собственную жизнь многие вспомнили.

Появилось огромное количество тематических вечеринок на эту тему - и именно этими фотографиями и завален сейчас весь интернет. Ну и некоторые известные личности начали снова в таких костюмах щеголять.
         
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 0099Untitled.jpg
Владимир Жириновский на выборах 2012 года. Владимир Соловьев в 2012 г.
Правда и ложь про малиновые пиджаки из 1990-х 0 7622Untitled.jpg
Председатель совета директоров ОАО АКБ "ИТ Банк" Владимир Волков в малиновом пиджаке в 2015 году. Александр Невзоров выступил с лекцией "Искусство быть мерзавцем" на фестивале VKFEST в 2018 году в малиновом пиджаке              

                                                                                                                                 
                                                                       

Вот такая вот история про малиновые пиджаки и людей, которые их носили.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всех поздравляю с Рождеством Христовым, ну вот наконец таки начался новый год, ну ...
Други, это рыжики или поганели? Странноватый окрас, и явного оранжевого нет. Но они как-то не в поле и не в лесу росли, может, от этого цвет. Полно червивых, сжирают их так же, как и рыжики... Я чего спрашиваю-то- решительно буду "засолить". Осталось определить, друзей угощать или враго ...
     Фотограф Shlomi Nissim ...
Первое ноября... Открыл глаза.. ...
Посмотрели документальный фильм "Making the Overcoat" (2018), снятый японской командой про работу Норштейна над фильмом "Шинель". Работа началась ещё в 1981 году, и уже достаточно ясно, что проект никогда не будет закончен. Сам Норштейн в документальном фильме говорит, что эта задача ...