Как создавали сказочное царство "Конька-Горбунка" (2021)
selyanka1 — 22.11.2025
Киносказка «Конек-горбунок» (2021) — красочное переосмысление
сказки Ершова о волшебном коньке, который помогает Ивану-дураку
совершать подвиги. Стихи в прозу вместе с Алексеем Бородачевым
переложил Олег Погодин, он же снял фильм и сделал это полностью в
трех павильонах величиной с футбольное поле каждый. Рассказываем о
том, сколько декораций было построено, а сколько — нарисовано на
компьютере, как Павел Деревянко играл Горбунка, что такое
Изабельск-на-слезах и почему Иван носит свитер Данилы Багрова.
«Конек-горбунок» снимался в самых больших в России съемочных
павильонах под Санкт-Петербургом — их общая площадь более 7000 кв.
м. На натуре ни одного кадра сделано не было. Декорации выстроили в
павильонах, а затем доделали с помощью компьютерной графики. За все
визуальные эффекты отвечала компания CGF («Движение вверх», «Время
первых», «Экипаж», «Он — дракон») во главе с Александром Гороховым,
одним из продюсеров картины. По технологии и масштабу этих эффектов
Горохов сравнивает «Конька» с «Книгой джунглей» или франшизой
«Фантастические твари». «В фильме 95, а то и 99% кадров с
компьютерной графикой. То есть почти нет кадров без CGI», — говорит
продюсер. Тем не менее такую картину невозможно было сделать без
артистов, художников-постановщиков и костюмов.
Сказочные
локации
Работа над «Горбунком» велась по трем визуальным направлениям:
интерьеры, пейзажи, город с деревней. За них отвечали
художники-постановщики Анастасия Каримулина и Изабела
Тихоньска. Каримулина вместе с тремя бригадами техников и
бригадой скульпторов строила в павильонах части декораций, а
Тихоньска с командой супервайзеров CGF продолжала строительство в
виртуальном мире. Вместе они придумывали внешний вид каждого
объекта и выстраивали пропорции каждого дома и колоска, чтобы потом
все это можно было совместить с графикой.
Художницы хотели, чтобы сказочный мир стал миксом всего
русского.
Вместе с художниками по костюмам Каримулина и Тихоньска решили
ориентироваться на визуальный стиль художника Ивана Билибина,
картины Васнецова, русский модерн, деревянное зодчество и
белокаменную архитектуру средневековых городов Руси, а также
талашкинских художников, скульпторов и резчиков. «Конек» — фильм
для всей семьи (и детей, и взрослых), и художницы добавили элементы
русского лубка: на всех фасадах есть сказочные звери и птицы, цветы
и орнаменты. Одним из источников вдохновения стал Доходный дом
церкви Троицы на Грязех в Москве, в народе известный как Дом со
зверями. «Мы хотели добиться красочности, чтобы помимо действия
было еще и просто интересно все разглядывать», — поясняет
Каримулина.
Эскизы сказочных домов с орнаментом в стиле талашкинских
художников. Изба «Теремок» (Талашкино), Смоленская
область
Звери есть на каждом фасаде вымышленного города. Фрагмент
фасада Доходного дома церкви Троицы на Грязех
Сказочный город вырос из построенной в натуральную величину
рыночной площади и улочки с пятью домами, воротами и частью дворца
— на этой основе Тихоньска и ее команда нарисовали 70 разных
зданий. «Мы в шутку называем этот город Изабельск-на-слезах —
настолько сложной была эта работа», — смеется Горохов.
В архитектуре города есть элементы древнерусских зданий из
городов вроде Пскова.
Из модерна художницы взяли керамику и изразцы, но
использовали их по-другому. Изразцы украшают деревянные дома и
главные ворота и миксуются с изображениями животных.
Для царя художницы придумали дворец-трансформер. Такая идея
родилась из обсуждения русских деревянных игрушек: «Мы подумали,
что этот мир может выглядеть как шкатулка, — объясняет Тихоньска. —
Поэтому дворец открывается как шкатулка: в нем много уровней и
слоев, и внутри как будто есть некий игрушечный механизм, который
все запускает».
Фасад царского дворца в павильоне построили в натуральную
величину, высотой в 8 метров. Вот таким фасад получился в фильме.
Он действительно раздвигался вручную прямо на съемках.
Царские палаты также трансформируются из спальни в тронный
зал, и, наоборот, трон превращается в кровать. Идея родилась из
прозы жизни: нужно было экономить хронометраж картины и не гонять
царя туда-сюда по дворцу. «К тому же в фильме 1941 года царь
засыпал прямо на троне, и мы решили оттолкнуться от этого, —
говорит Каримулина. — Добавили немного стеба: царь, дескать, живет
на работе, без отрыва от производства».
Вот так зал выглядит, когда царь принимает в нем гостей. Но
благодаря скрытым механизмам трон превращается в кровать.
По легенде художниц, на царя работают этакие Кулибины, которые
придумывают разные механизмы — от вышки, на которой он выезжает
разговаривать с народом, до самоходных котлов, в которых в финале
царь должен омолодиться. За основу взяли сказочную печку, а дизайн
котлов придумали после похода в Оружейную палату, где выставлены
царские подарки.
Узор котлов напоминает старорусскую чеканку, но художницы
придумали использовать фактуру другого металла. Старорусскую
чеканку обычно использовали для серебряных предметов, а в фильме
котлы сделали чугунными с налетом зеленой патины.
В противовес родине Ивана, яркой и теплой, мир Царь-девицы
придумали ледяным. Художницы признаются, что это была самая сложная
локация. Режиссер Олег Погодин поставил задачу: Царь-девица должна
жить в хрустальном дворце. Было большое искушение сделать
классический дворец изо льда, но в итоге решили совместить разные
фактуры. Так появились фарфоровые колонны с гжелью. «Фарфор такой
же холодный и гладкий и при этом очень русский, — рассказывает
Тихоньска. — Получается, Царь-девица живет в таком хрупком
фарфоровом мире, словно кукла».
Для создания ледяного зала художницы вдохновлялись
замерзшим Байкалом.
Художницам пришлось убедить авторов, что гжель на колоннах не
будет выглядеть китчем. Еще одна сложность — сделать декорации из
колонн идеально ровными и гладкими. Вручную такое невозможно,
поэтому пришлось все шлифовать на компьютере.
К кукле отсылает и хрустальный гроб, в котором Иван находит
Царь-девицу. Конечно же, первое, что приходит в голову, — это
спящая царевна Пушкина. Но, помимо этого, художницы придумали
лабиринт из фальшивых царевен. «Я представила, что Царь-девица
лежит там, словно кукла в упаковке, вот так она себя подает. Их там
много-много, как в магазине, чтобы рыцари запутались и не могли
выбрать нужную», — смеется Каримулина.
Хрустальный гроб сначала хотели сделать как граненый алмаз,
турмалин или любой другой самоцвет. Но в итоге остановились на
самом простом варианте: пространство и так сложное, к тому же
нельзя было убить фактуру платья Царь-девицы.
Палаты Царь-девицы в царском дворце должны были стать
максимальным контрастом ее привычному ледяному миру. Поэтому
художницы придумали, что это волшебный лес, в котором Царь-девица —
диковинная птица в клетке. Эта комната также была построена в
натуральную величину и расписана вручную.
Резьба на кровати Царь-девицы также должна подчеркнуть
контраст с ее безжизненным холодным миром. На это работает и
лоскутное одеяло, которое сделали из оренбургских пуховых
платков.
Конек
Этот персонаж — второй главный герой, и необходимо было не просто
нарисовать компьютерного Конька, но сделать его живым. «Если
сравнивать с западными аналогами, то приходит в голову Паддингтон,
— говорит продюсер Александр Горохов. — То есть задача — заставить
зрителя сопереживать, поверить в то, что он настоящий». Но как
нарисовать героя, которого не существует? У специалистов по
визуальным эффектам есть термин creature — любое животное, которое
воспроизводится на компьютере. Но Конек волшебный, он
разговаривает, переживает, и нужен был тот, кто сыграет все эмоции.
Поэтому сразу же решили: Конька сыграет Павел Деревянко и никто
другой.

«Перед съемками меня отвезли в специально оборудованное место,
обклеили все лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали
со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами. Нужно было
снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и
утомительно, — рассказывает Деревянко. — Но на съемках мне уже не
надо было работать лицом: там на меня надели облегающий костюм с
кучей датчиков, и мне нужно было совершать определенные движения.
Поскольку Конек маленький (он должен быть намного ниже Ивана), мне
все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку. Это было
тяжело».
Иногда на съемках вместо Деревянко работал кукольный Конек
в натуральную величину, которого возили на тележке. Александр
Горохов считает, что Конька сравнивают со Шрэком потому, что у
обоих есть большие уши и глаза, которые анатомически расположены
неверно. У настоящих животных они находятся по бокам морды, а не
спереди.
В сказке Ершова не написано напрямую, что у Конька есть
крылья — он просто летит по небу, и все. «Мы решили, что наш Конек
будет как Пегас, — поясняет Горохов. — Долго подбирали, какие
крылья ему подойдут, и в результате остановились на орлиных, нашем
самом первом варианте. Нам показалось, что их размах лучше всего
сочетается с размером Конька и его пластикой. Но для этого пришлось
немного поменять его анатомию».

Специалисты по визуальным эффектам придумали Коньку
дополнительное сочленение в лопатке, где он и прячет свои крылья.
Именно поэтому Конек — горбунок.
Костюмы
Продюсеры Сергей Сельянов и Александр Горохов хотели, чтобы костюмы
в «Горбунке» были молодежные и современные. Но художник по
костюмам Надежда Васильева убедила их, что самое современное
сегодня — возвращение к старому. «За цветовую основу мы взяли
Билибина, чтобы цвет был сложный, глубокий, — рассказывает
Васильева. — Собрали большую группу художников, которые нам
фактурили ткани. Потом все завитушки, которыми Билибин окаймлял
свои рисунки, переводили на бумагу и по ним разрабатывали эскизы
для вышивки. А затем уже к Билибину добавили лубок: отрисовали и
вышили львов, единорогов, царь-птиц — всех зверюшек. У нас ведь
детский фильм, и мы решили сделать костюмы не просто с узорами, а с
игрушками — вышили, сваляли, сделали их на 3D-принтере».
Все сарафаны в фильме по старинке подбиты холстом и вышиты
вручную. А вот чтобы кафтаны держали форму, их подбили ватой.
Все ткани для костюмов Васильева вместе со своей соратницей
Ольгой Михайловой нашла в Индии — художницы привезли оттуда
в том числе и старинные сари. «Они сделаны с металлической нитью и
поэтому очень тяжелые, так что из них мы шили кафтан Ивану и
сарафаны. Они сидят по-другому — тяжестью своей дают стать и
переливаются». Из этих же сари и индийских ковриков были сделаны и
сапоги, чтобы они выглядели как сафьяновые.
Все шапки в фильме сваляны и вышиты вручную. У некоторых из
них есть специальные моторчики, которые вращают фигурки
сверху.
Все головные уборы в картине разные.
Только для массовки было сшито 300 костюмов, и каждый из них
уникальный. Еще Васильева и Михайлова придумали так
называемые говорящие костюмы, когда детали наряда указывали на
профессию персонажа. Всего над костюмами трудилась команда из 13
человек. Для сравнения: над сериалом «Бриджертоны» работало более
200 костюмеров.
Профессию этого горожанина можно угадать сразу.
Все кокошники, каски, шлемы, украшения в форме игрушек
также были сделаны вручную. Цветочницу тоже легко опознать по
«говорящему костюму».
Так как мир фильма сказочный, Васильева решила утрировать
многие детали — например, увеличила рукава костюмов и высоту шапок.
Для них сначала изготавливалась деревянная форма, на которой шапка
валялась из войлока вручную. Затем вручную же на них делались
объемные лубочные украшения.
Царь-девица
По задумке художниц это не русская принцесса, а из другого,
заоблачного мира, поэтому ее платье европейское. «Она лежит в гробу
вся замороженная, с замороженными цветами и венком. В гроб всегда
клали в саване из холста, но мы расшили его по-царски серебряной
нитью — коронами, черепами, чертополохом».
Украшения на голове Царь-девицы — из гальванизированных
растений, в основном из любимого Васильевой чертополоха.
Позже, когда Царь-девица (Паулина Андреева) прыгает со скалы,
это платье превращается в парашют и леденеет. Это превращение
сделано вручную, без компьютерной графики. Ольга Михайлова вместе
со специалистами по визуальным эффектам разработала технологию, по
которой из пластика лепились куски льда и размещались на платье, а
в них были вмонтированы гальванизированные цветы.
Роскошный воротник сделан с помощью лазерной резки, собран
вручную, затем полит в несколько слоев жидким силиконом. Он
выглядит как застывший лед (и на самом деле очень тяжелый).
Помимо этого у Царь-девицы есть еще пять нарядов: легкое
прозрачное платье, в котором она прибывает в город; домашняя
вязаная кольчуга из золотых нитей; праздничный сарафан на пиру
царя; свадебное платье, сделанное по мотивам русского свадебного
костюма и расшитое вручную серебряной канителью; и самый смешной —
мужской костюм в духе Петровской эпохи, в котором героиня впервые
появляется перед царем. Сергей Сельянов поставил задачу: царь
должен увидеть ее и удивиться. И поскольку ни один роскошный
сарафан такое впечатление произвести бы не смог, то художницы
придумали, что Царь-девица отберет костюм у придворного стилиста
Ляпкина-Тряпкина.
В этом тонком платье Царь-девица приезжает в город. Оно
тоже расшито вручную.
Наряд для пира сшит из нескольких золотых сари и расшит
камнями. Это одно из самых сложных платьев: сари постоянно
норовили рассыпаться при кройке.
Домашняя кольчуга Царевны сплетена из золотых нитей и
символизирует клетку, в которую ее заточил царь.
Этот наряд Царь-девица отобрала у стилиста. Сначала он был
пиратским, но художницы решили, что это слишком мрачно для их мира.
От пиратства осталась только треуголка.
Птичку на плече хотели сделать механической и говорящей, но
режиссер решил, что так она отвлекает зрителя от актерской игры.
Движения убрали, а саму птичку оставили как элемент плечевой защиты
у рыцарей.
Иван-дурак
Иван — герой, и по традиции все костюмы русских народных героев изо
льна. Но проблема в том, что Антону Шагину, сыгравшему Ивана,
льняные вещи не шли. Его цвета — ярко-синий, зеленый, и художницам
пришлось украшать вышивкой все рубашки Ивана, а потом сделать для
него очень яркий вышитый кафтан с цветами, лошадьми и
жар-птицами.
Но когда Иван отправился за тридевять земель, художниц
попросили все-таки превратить его в классического русского героя.
«И я подумала: раз раз уж мне выпала судьба делать героев из
хороших парней, пусть у него будет свитер Данилы Багрова. Я связала
рубаху из похожей шерсти и отделала ее ситчиком. И Антону этот
„свитер“ очень шел», — смеется Надежда Васильева.

Царь
Царя в исполнении Михаила Ефремова Васильева описывает категорично:
старый козел. Это персонаж отрицательный, и художницы подчеркнули
его нелепость множеством маленьких деталей, главная из которых —
клубника. «Эти клубнички у него на жилетке и кафтане, на
радикулитом поясе и даже на гольфах. И на ночной рубашке вывязаны
золотые клубнички. Мы про царя так и говорили: „Где наша
клубничка?“»
Для встречи с Царь-девицей государь принарядился, и перед
Васильевой встала задача омолодить персонажа. Она вспомнила золотой
шлем Карла V в виде парика и решила сделать такой же, чтобы царь
прикрыл свои три волосины. Но если у Карла шлем был в виде римской
прически, то нашему царю его сделали как у Элвиса Пресли.
Золотая борода крепилась к парику на магнитах.
Генерал и
Спальник
Для Генерала Васильева и Михайлова придумали роскошный, но
утрированный костюм, потому что такой человек должен быть просто
громадным. «Было тяжеловато, если честно, — признается сыгравший
Генерала Олег Тактаров. — Мне сделали специальные кривые сапоги,
чтобы ноги были колесом, да они еще и на каблуках были, пятки
скошены. Ходить невозможно. Во время съемок стояла страшная жара, в
павильоне было очень душно, а мой костюм из нескольких слоев
состоял: подкафтан, кафтан, еще один нарядный сверху, плюс шуба и
огромная шапка-папаха на голове. Паулина, наша Царь-девица,
говорит, что у нее были тяжелые костюмы, но мне кажется, что на мне
был надет костюм с нее весом. Килограммов 50 минимум».
В Индии генералу сплели золотую кольчугу из латуни, очень
тяжелую. Тяжести и жары добавлял и подбитый ватой кафтан.
Тяжелым был и пояс с ножичками, молоточками и чеканными
украшениями. Кафтан Спальника (Ян Цапник) расшит пером Жар-птицы:
художницы решили, что он хотел добыть ее лично себе.
Отсюда