От «Ассы» до «Интердевочки»: стиль в фильмах перестройки
selyanka1 — 19.11.2025


Катя в фильме "Курьер" носит брендовый костюм adidas. Катя и Иван в фильме "Курьер"
Еще одним своеобразным манифестом для подрастающего поколения стал фильм Карена Шахназарова "Курьер'. В картине показывались близкие и понятные персонажи, главный из который — молодой парень Иван, не сумевший поступить в колледж и устроившийся на работу курьером — пытается разобраться, что делать со своей жизнью. Примечательный факт: это был первый фильм, в котором показали советский брейк-данс, а танцоров для этих сцен Шахназаров нашел в местном отделении милиции.
Танцоры брейк-данса в фильме "Курьер"
С точки зрения моды "Курьер" был настоящим отражением позднего СССР. Фильм начинается со сцены развода, сразу после которой в кадре появляется новая жена отца Ивана. Она одета в трендовый белый костюм с широкими плечами и красную рубашку, которые символизируют начало новой жизни. Не менее стильно одевается главная героиня "Курьера", студентка МГУ и профессорская дочка Катя. Впервые зритель видит ее в спортивном костюме adidas, который сразу обозначает ее высокое социальное положение: в те времена показателем статуса были не только брендовые, но и любые вещи иностранного производства. Лишь позже "треники" стали фирменным элементом стиля криминальных авторитетов, а до этого достать их было очень непросто.

Отец Кати в фильме "Курьер". Отец Ивана (в центре) со своей любовницей и Иван (справа) в фильме "Курьер"
Ее отец тоже носит узнаваемую олимпийку с тремя полосками, но под ней можно заметить красную футболку с коммунистическими мотивами — это уже насмешка над элитным классом СССР, чьи социалистические "принципы" остались спрятаны под соблазном перед благами капитализма.

Катя и Иван в фильме "Курьер". Иван в фильме "Курьер"
Несмотря на то, что на экране Катя с легкостью меняет образы один за другим, на самом деле найти модную одежду для съемок было сложно. Один из свитеров достался актрисе благодаря оператору, чья знакомая купила его во Франции, а платье, в котором героиня приходит на свидание, принадлежало супруге Шахназарова.

Иван (слева) и Базин (справа) в фильме "Курьер". Катя и Иван в фильме "Курьер"
Фильм "Курьер"(1986) : мода 1980-х в советском кино

Слева: Алика в фильме "Асса". Справа Андрей Крымов и Алика в фильме "Асса"
Фильм об отношениях между девушкой криминального авторитета Андрея Крымова и музыкантом Банананом, с которым она познакомилась совершенно случайно, стал символом горбачевской перестройки. Главная героиня, мечтательная Алика с большими наивными глазами разрывается между двумя мужчинами, в которых можно прочитать символы прошлого и будущего поколений. Но, конечно, сохранить и то, и другое ей не удается.

Слева: Андрей Крымов и Алика в фильме "Асса" Справа: Алика в фильме "Асса".
Основные персонажи одеваются в многослойные образы из драповых пальто в стиле oversize, объемные брючные костюмы, бесформенные куртки и рубашки. Для нас подобные образы уже довольно привычны, но в 1987 году такой стиль одежды молодой девушки считывался как протест против стиля перестройки: мини-юбок, ярких цветов, пластиковых украшений и начеса. Это было бунтом не только против устаревшего гардероба советского человека, но и против развращенной социальной системы в целом.

Слева: Бананан в фильме "Асса". Справа Виктор Цой в фильме "Асса"

Слева: сережка Бананана в фильме "Асса". Справа: Алика, Андрей Крымов и Бананан в сценическом образе в фильме "Асса"
Стиль в фильме "Асса" (1987)

Мать Веры (слева) и Вера (справа) в фильме "Маленькая Вера". Отец Веры и Вера в фильме "Маленькая Вера"
"Маленькая Вера" — это нарастающая драма о жизни в провинции СССР. Бунтарка Вера не хочет жить по устоявшимся законам советского общества и правилам, навязанным ее алкоголиком-отцом и консервативной матерью. "Да она поэтому курить начала, чтоб все видели, какая она свободная. Делайте с ней что хотите", — отзывается о дочери мать. Сюжет принимает новый оборот, когда Вера заводит роман с Сергеем, умным и острым на язык студентом — одним из немногих в ее обществе, кто хочет для себя другой жизни.
Несмотря на то, что фильм был снят уже в конце советской эпохи, он отличается своей беспрецедентной честностью и откровенностью. Это стало первым фильмом Советского союза, в котором был показан половой акт — что шокировало публику, но открыло дорогу множеству других кинолент на ранее запрещенные темы.

Подруга Веры Ленка (слева) и Вера (справа) в фильме "Маленькая Вера". Отец Веры и Вера в фильме "Маленькая Вера"

Стиль перестройки: молодежь в фильме "Маленькая Вера"
Стиль Маленькой Веры / "Маленькая Вера" (1988)

Виктор Цой в фильме "Игла"
Фильм "Игла" отражал настроение тех, кто во время перестройки, погрузились в море неопределенности и отчаяния. В драме Рашида Нугманова оживают упадок основных моральных принципов, сомнение в будущем страны и общее ощущение ненужности, нависшие над советской и постсоветской действительностью в предвосхищении конца эпохи.
"Игла" был одним из первых советских фильмов, которые рассказывали о молодом поколении СССР на его родном языке — что неудивительно, учитывая, что главную роль в картине исполнил Виктор Цой. Рок-музыкант сыграл молодого парня по имени Моро, который узнает, что его старая подруга стала героиновой наркоманкой. Он решает спасти ее и самостоятельно расправиться с поставщиками наркотиков.

Виктор Цой в фильме "Игла"
Специального гардероба для образа Моро собрано не было — Цой одевался на съемки так же, как и в обычной жизни, не интересуясь этим аспектом актерской работы. Поэтому на экран перешел фирменный стиль музыканта: герой появляется в кадре в свободной кожаной куртке или парусиновом бомбере со множеством карманов, простой черной футболке и подвернутых джинсах с черными кроссовками. Минималистичные аутфиты дополнены такими акцентами, как зеркальные солнцезащитные очки, небрежно повязанный шарф и байкерские перчатки без пальцев. Единственным исключением из образа "total black" выступают его ярко-красные носки.

Виктор Цой в фильме "Игла"

"Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" — это вторая часть трилогии Сергея Соловьева, созданной на рубеже эпох и повествующей об этом времени. Фильм повторяет ряд тем своего "приквела", "Ассы". В очередной раз молодые люди вынуждены бороться за любовь и за место в суровом, а порой и безумном мире взрослых.
Постепенно к компании также присоединяются: Толик — психически неуравновешенный, но совершенно безобидный сосед Мити, который каждое утро начинает с прослушивания записи о смерти Сталина; дядя Кока — кузнец из Люберец, выступающий опекуном мальчика; родители Александры, осуждающие отношение дочери со старшим мужчиной; и даже группа "Аквариум", в буквальном смысле вылезающая из шкафа.

Такая же запутанность царит и в гардеробах героев. Практически в первой сцене фильма Саша наряжается во всё, что находит в бабушкином шкафу: мужской парадный китель с приколотыми к нему орденами, цветами и чучелом птицы, полосатый шарф, красные перчатки и вуаль, которую она повязывает на талии.

Толик в фильме "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви"


Таня Зайцева во время работы проституткой в фильме "Интердевочка". Подруга Тани в фильме "Интердевочка"
Пока одни фильмы перестройки служили символом бунта, другие старались начать разговор на непростые темы. Роли и судьбе проституток в СССР был посвящен фильм "Интердевочка", который в 1989 году стал лидером советского кинопроката.

Таня Зайцева (слева) принесла сменную одежду подруге, отрабатывающей за занятия проституцией, в фильме "Интердевочка". Таня Зайцева и ее муж в фильме "Интердевочка"
Главная героиня, Таня Зайцева, днем работающая медсестрой, а вечером — валютной проституткой, получает шанс уехать из России, а затем, оказавшись на чужбине, мечтает вернуться на родину. Выходные наряды Тани и ее "коллег" повторяли последние тренды западного гламура: пиджаки с широкими плечами в стиле power dressing, шелковые блузки, мини-юбки, широкие пояса на талии, платья со стразами и пайетками, леггинсы, кружевные перчатки, колготки с рисунком и массивные позолоченные украшения.

Таня (справа) и ее мать (слева) в фильме "Интердевочка". Таня Зайцева после переезда в Швецию в фильме "Интердевочка"
В других сценах героиня тоже соответствует обстановке. Дома и на работе Таня предпочитает скромные рубашки на пару размеров больше, oversize-ветровки, минималистичные брюки и простые мокасины или балетки. А переехав жить в Швецию, новоиспеченная жена инженера начинает носить элегантные пиджаки с юбками и аксессуарами в тон, блузы и классические брюки с лодочками, а также относительно редкие для Советского Союза брендовые джинсовые костюмы. Олицетворяя собой переход к материальным ценностям, Таня не экономит денег на внешнем виде, то и дело ходя с мужем по магазинам в поисках роскошной шубы или колье с бриллиантами.

Таня Зайцева после переезда в Швецию в фильме "Интердевочка"
Одежда в фильме выполняет не только декоративную роль, но и четко указывает на социальный статус персонажей. Это подчеркивается прощальным подарком для матери главной героини — шубой из песца, которая стоит "больших денег". Мать, тронутая и шокированная такой роскошью, не может в это поверить и говорит: "С ума сошли! Вы просто сошли с ума".

Таня Зайцева после переезда в Швецию в фильме "Интердевочка"

Таня Зайцева (справа) и ее "коллеги" в отделении милиции в фильме "Интердевочка"
Стиль в фильме "Интердевочка" (1989)
|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
7 ноября
Уровень жизни
Помни, юзернейм
Новости культуры и искусства за неделю
Романовы ездят по Европам
Смотровая площадка, Эльбрус
Какие места в самолете не такие удобные, как кажется
Ну, за почин!

