Потребление это созидание
bantaputu — 04.08.2021 Существует очень (просто очень-очень) распространённое мнение, согласно которому в потреблении мотивы необходимости и полезности играют роль лишь до удовлетворения базовых потребностей, а дальше начинаются игры в тщеславие и прочие способы самоутверждения. В этой связи часто вспоминают "пирамиду Маслоу", которая имеет мало отношения к самому Маслоу, разсуждения о мотивации богачей из "Незнайки на Луне" Носова и тому подобную вульгарную чепуху. Всё это выглядит так, словно люди не живут, а только воображают себе жизнь и потому совсем не знают её. Если, конечно, перед нами не лицемерие и ложь.В реальной жизни люди постоянно сталкиваются с трудностями и думают о способах их преодоления.
Допустим, человек пошёл на рынок за продуктами. Он тащит домой тяжёлые сумки и думает: "Завести бы тележку на колёсиках".
Заведя тележку, он соображает, что неплохо бы везти не только сумки, но и его самого, и понимает, что ему бы пригодился велосипед с корзиной на багажнике.
Едучи на велосипеде с грузом в гору, он приходит к выводу, что велосипеду не помешал бы двигатель, и приходит к идее мотоцикла.
Попав под дождь, замёрзнув зимой или будучи обокраденным на стоянке, он включает воображение и догадывается, что ему нужна запирающаяся и отапливаемая коробка на колёсах и с мотором, и так появляется идея автомобиля.
Автомобиль и его детали нужно где-то хранить, и так возникает гараж.
Продукты из гаража приходится тащить до дома на себе. Прекрасная идея - пристроить гараж к дому.
В пристроенном к дому гараже оказались ведущие в прихожую ступеньки, тогда как удобнее было бы иметь полы на одном уровне. Придётся поднять и потолок гаража. Дом с гаражом перестраиваются.
Я могу продолжать безконечно, "вверх" и "вширь". Нет предела совершенству. Всегда можно сделать что-то лучше, чем оно теперь. Ну, кроме "Моны Лизы". Её сделать лучше нельзя.
Ни на одном этапе улучшения жизни, которые я описал, не существует и тени мотивации в духе тщеславия или, скажем, попытки покрасоваться перед соседями. В основном перед нами стремление к сокращению мускульных усилий, необходимых для достижения результата, устранение угроз здоровью (в автомобиле тепло и в лицо не дует ветер), сокращение времени на решение задачи. Перед нами целая цепочка роста потребительских запросов, и вся она мотивирована ростом эффективности и безопасности. Никакого самоутверждения нет и в помине.
У нормальных людей так и есть.
А у ненормальных людей всё иначе. У них всё конструктивное оканчивается на первом этапе - покупке продуктов на рынке. Базовая потребность удовлетворена, а всё дальнейшее объявляется капризами и глупой жадностью. Чтобы ничего не давать же.
Отметим глупость конструкции, называемой "пирамидой Маслоу". Нет никакой пирамиды. Нет изменения характера потребностей. Не существует последовательности "Сначала удовлетворим одну потребность, а потом другую, менее первостепенную". Есть непрерывный процесс всё более качественного и менее затратного удовлетворения каждой из потребностей. Я показал лишь одну, простую и наглядную цепочку. Но в реальности все потребности удовлетворяются одновременно. Добавьте в приведённую выше цепочку эстетическое совершенство, и получите две удовлетворяемых потребности одновременно. При параллельном удовлетворении потребностей субъект имеет возможность концентрировать ресурсы на приоритетном направлении. Скажем, если у него нет денег на красивый дом, он может взять некрасивый, в данный момент предпочтя удобство эстетике. Но может выбрать дом поменьше и покрасивее. Это вопрос личных приоритетов, тут нет универсальных правил.
Мнение: "Человек, как наестся, начинает безтолковое потребление, разсчитанное на пустое самоутверждение" это мнение начальства, которому удобно бросить человеку кусок хлеба и дальше на все вопросы отвечать: "Что тебе ещё надо? Выпендриться захотел?" Пропагандой такого подхода занимаются начальники, кандидаты в начальники (в том числе в мечтах), наслаждающиеся "синдромом вахтёра" и люди, склонные к угождению начальству.
Популярная "пирамида Маслоу", за которую сам Маслоу, поди, с того света уже проклял всех её адептов, это картина мира, в которой базовая потребность удовлетворяется, и нужно переходить к высшим наслаждениям. То есть, получил паёк - сиди, слушай речи Вождя. Они заменят тебе рост потребления.
На самом же деле никакая потребность не удовлетворяется полностью никогда. Всё можно сделать лучше, проще, приятнее. Всё можно сделать эффективнее. В минивэне 17 подстаканников не ради тщеславия владельца и не ради простого удовольствия (от чего удовольствия? от 17 подстаканников? а от 33 утюгов какой кайф?), но ради удобства и эффективности организации жизненного пространства. Вопрос: "Сколько подстаканников человеку нужно?" идиотский - или коммунистический. Что практически то же самое. "У тебя есть подстаканник. Ну, по одному на человека, шесть или семь штук - ладно. Но зачем 17? Вы там совсем с ума сошли со своим гипер-потреблением?" Это мнение кретина. Это мнение человека, абстрагировавшегося от жизни и вполне счастливого своей ненавистью к живым людям, действующим в реальности, а не в умозрительных конструкциях.
Потребление это не провал в бездну в стиле: "Хочу, чтобы все игрушки на свете были мои!" Никто из нормальных людей не ставит задачу "потребить сразу много", или "потребить больше, чем сосед". Потребление в рамках каждой потребности развивается ступенчато, следуя по безконечной лестнице. Субъект поднимается на ступеньку, осваивает её, понимает, что идёт неидеально, потом старается шагнуть на следующую ступень, устраняя найденную неидеальность. Некоторые люди время от времени делают сразу большие шаги, но это не меняет концепцию. Просто есть высокие ступени. Подавляющее же большинство людей идёт по потребительской лестнице мелким шагом. Не существует никакого "сверх-потребления". Это лживый миф, придуманный мечтающими о власти как о возможности причинять людям вред.
Переходя на следующую ступень потребления, человек создаёт новую реальность. Совершенствование своего потребления это творческий процесс, заслуживающий одобрения и поддержки. Потребление это созидание. Концепции ограничения потребления имеют задачу разрушения и достижения власти через контроль над оскудевшими ресурсами.
Идея ограничения потребления это развитие мысли двух древних русских князей, понявших, что люди, носящие сапоги, не станут перед ними пресмыкаться, и что нужно искать для этого лапотников. Если все в сапогах, нужно назвать лапти "удовлетворением базовой потребности", а все сапоги отобрать для себя и для дружины; излишки продать за границу. Древние русские князья не додумались до такого продолжения, но в СССР-РФ эта концепция вполне реализована.
|
</> |