В лучах ноябрьского солнца. Сонково. 17.11.2020
spok182 — 27.12.2021 У меня немало отчётов, которые не были написаны сразу после поездки, а у некоторых даже фотографии не были обработаны и лежали в очереди. Потом всё забылось, закинулось на жёсткий диск и стало ждать своих лучших времён. Потом вдруг обнаружилось, что жёсткий диск чувствует себя плохо и отдаёт данные со скоростью около 300 кБ/с (а иногда и вообще не отдаёт). Потихоньку, равка за равкой вытягивалась вся нужная инфа, и вот наконец-то я вытащил все равки с одной поездки, которую вспоминал в ноябре, когда было красивое небо. Год назад, в 2020-ом была чудесная осень, даже в ноябре удивлявшая своей чудесной погодой, и как-то раз мы с Вовкой заметили, что намечается солнечный день с красивым небом, и решили поехать куда-нибудь подальше, где воздух свеж, где бродят звери, а по стальным рельсам катятся колёса грузовых поездов, ведомых величавыми богатырями-локомотивами. Хотелось нам выловить особого зверя, локомотив БалтТрансСервис в новой чёрной окраске, и мы решили держать путь на линию Бологое — Сонково.Поездку изначально мы планировали в город Бежецк. Хотелось побывать на вокзале, попытаться как-нибудь его сфотографировать, запечатлеть вид самой станции. Как обычно мы встретились на нашем условленном месте рано утром и взяли курс на город Тверь. Рассвет мы встречали в дороге, солнце неторопливо показалось из-за горизонта и залило золотом всю округу. Ноябрьское солнце низкое, но в этом есть особый неповторимый шарм, и нам не терпелось это как-то использовать.
Дорога до Твери нам знакома, хоть и не шибко нами объезжена. Двигались мы по старой-доброй М10 с её населёнными пунктами, светофорами в городах, пешеходными переходами и камерами. По-моему под Солнечногорском мы увидели лежащую на боку фуру, врезавшуюся в отбойник, а из прицепа выпали ящики с апельсинами, и те рассыпались по дороге, покрыв немалую площадь. В сторону Москвы образовалась мощная пробка.
Много историй хранит эта дорога, но мы без происшествий добираемся до Твери, по пути заправившись там, где цены были уже пониже московских, заезжаем в город и нащупываем дорогу на Бежецк. И если М10 казалась нам неидеальной в плане дорожного покрытия, особенно в районе Солнечногорска и Клина, то тот ужас, что начался от Твери по Р84, было сложно представить. Нет, дорога не изобиловала ямами, а наоборот — некогда образовавшиеся ямы были заделаны с образованием характерного бугорка. Само покрытие почему-то было как бы вспучено, и машину на дороге наклоняло в разные стороны. Получалось, что машину не трясло, а раскачивало как на волнах. Всего с десяток километров такой дороги, а тебя уже укачало, утомило и измотало. Самое неприятное в таких ситуациях — неизвестность, ты едешь и не знаешь, когда всё это кончится. Можно в любой момент развернуться и вернуться в Тверь, но куда тогда? И ты всё равно едешь вперёд. Чуть лучше дорога становится после поворота на тверскую свалку, сказывается разбитость дороги мусоровозами, а так — лишь после Кушалино эта пьяная дорога наконец заканчивается, а начинается настоящий автобан — гладкая, ровная дорога с отличным покрытием и чёткой разметкой... Почти до самого Бежецка мы едем и отдыхаем, и лишь в районе Лаптихи на подъезде к Бежецку дорога вновь делается хуже, но всё равно это не та самая укачивалка, а просто что-то подразбитое, по-классике.
В Бежецке мы со второй попытки заехали к вокзалу, пропустив вначале нужный поворот, но нас сразу же постигло разочарование. Мы увидели, что у вокзала ведутся активные работы, и целую берёзовую рощу, окружавшую здание вокзала, при нас изничтожали с характерным воем бензопил, хрустом дерева и ударом поверженных деревьев о земную твердь. Сам вокзал также стал жертвой происходящих перемен — по всей площади его уже оборудовали креплениями для сайдинга, а местами уже и обделали этим самым корпоративным сайдингом. В итоге место полностью утратило остававшийся там дух времени и стало просто обезличенным. По станции елозила ТЭМ18ДМ-1020, местная вывозная ТЭМка, но у нас что-либо снимать на станции уже не было никакого желания. Мы сели в машину и приняли решение ехать куда-то ещё. И этим местом стало Сонково.
То, что идёт от Бежецка до Сонково, это не дорога, а отборный русский треш. Нечто подобное я видел в Переславле, когда ехал до станции Берендеево. Хорошо, если есть возможность проехать по обочине, в противном случае это сплошное лавирование между ям. В некотором смысле помогают следы машин, которые едут по одной и той же траектории, объезжая выбоины. Двигаться быстрее 40 км/ч просто опасно. На путь в 30 км тратится около 50 минут времени. Самое сюрреалистичное: на выезде из Бежецка, где трешовая дорога уже началась, в деревне Городищи стоит самая настоящая камера-радар и меряет скорость. Редкий смельчак решит превысит 60 км/ч, и не потому, что боится штрафа, а потому, что автомобиль рискует остаться без колёс, а то и вовсе развалиться на части. Сейчас именно такой, к сожалению, становится и дорога до посёлка Скнятино, что на Савёловской магистрали.
Догоняем автобус. Сонково уже близко, автобус жарит по выбоинам, водила местный, знает траекторию, потому обгонять не спешим. В какой-то момент дорога пересекает ход на Мологу. Переезд закрыт, автобус притормаживает... И проезжает переезд на запрещающий сигнал! Мы стоим, ждём, вдалеке виден силуэт тепловоза ДМ62 с хозяйственным поездом, он стоит прямо на перегоне. Понятно, путевые работы, а сигнализация всё равно работает, думает, что поезд вот-вот пересечёт переезд. Правила дорожного движения не оговаривают ситуаций, когда можно пересекать переезд — "проезд запрещающего с особой бдительностью", что есть в ИСИ на железной дороге. А автошколе учат — стой и жди, проезд такого сигнала — грубейшее нарушение. Но в жизни действуешь по ситуации, потому переезд был преодолён и нами.
Машину мы припарковали в центре посёлка, даже не у вокзала. Двинулись пешком в сторону Подобино, пройдя вдоль станции по тропинке. Видел я и тот самый магазинчик-кафешку "ЭйвА", в которой когда-то коротали время с братом под пиво и шаурму... Всё кругом отзывалось внутри каким-то тёплым чувством. Сколько тут было историй, воспоминаний... Я шёл и любовался отражением солнечного света от белых стен поста ЭЦ и водонапорки, вдыхал полной грудью чистейший воздух, морозный и свежий. На улице было где-то 5 градусов минуса, но снега при этом не было — был лишь лёгкий снежный налёт, покрывавший отдельные камни, комья земли или поваленные деревья словно плесень. В Москве тогда не было и того, а здесь уже что-то напоминало о грядущей зиме. Лужицы были подёрнуты ледком, который звонко хрустел под ногами. Мы прошли ответвление на Мологский ход, на котором и вправду стоял путеукладчик — велись работы по замене звеньевого пути на перегоне на деревянных шпалах на привычные железобетонные, вдобавок в тех краях в 2020 году также восстанавливался разъезд Дор. На том ходу находиться не было смысла, и мы шли на широтный ход, тянувшийся от Бологое в сторону Ярославля. В горловине станции у "Янковской" будки всё так же целая свора озлобленных собачек, которые встречают путника рычанием и лаем. Удаётся их миновать. Идём по путям в гору, далеко уходить не планируем, совсем скоро нам откроется солнечный прогал в кривой, где и можно будет остановиться. Движения нет, всё ждёт прохода пригородного поезда на Сонково. Мы мечтаем о каком-нибудь красивом локомотиве, и таки да — наши мечты услышаны, и в голове пригородного идёт чистый питерский ТЭП70БС!
1. ТЭП70БС-239 с пригородным поездом № 6696 Бологое — Сонково, перегон Подобино — Сонково, 17.11.2020
За движением было удобно следить — предвходной светофор Сонково чётко давал понять, с какой стороны ждать движение. После прохода пригородного предвходной снова замигал жёлтым — по удалению шёл грузовой. Каково было удивление, когда в краю "Ушек" (2ТЭ116У) показался "банан" (2ТЭ25КМ), привычным местом обитания которого был Рижский ход. Но уже тогда великолукские "бананы" (или "камазы", как их ещё называют) начинали расползаться по всей дороге. На Рижском ходу за тепловозами следили; здесь же они ходили копчёными, грязными и состарившимися. Но даже таким несвежим "банан" хорошо смотрелся в золотых лучах низкого ноябрьского солнца.
2. 2ТЭ25КМ-0333 с грузовым поездом, перегон Подобино — Сонково, 17.11.2020
После прохода грузового светофор погас. Блокировку перекинули в сторону Бологое, и уже скоро с Сонково отправился грузовой. Во главе его был чистый 2ТЭ116У после свежего заводского ремонта, ревущий в подъём, но при этом дававший чистый выхлоп. Состав двигался в гору со скоростью около 15 км/ч, бригада поприветствовала гудками. Ну, приятно же!
3. 2ТЭ116У-0145 с грузовым поездом, перегон Сонково — Подобино, 17.11.2020
А я тем временем решил озаботиться тем, чтобы найти какое-нибудь бревно и встать на него, чтобы точка съёмки была выше, и сухая трава меньше лезла в кадр. В процессе поисков этих брёвен я увидел множество звериных следов, отпечатавшихся на грязи и замёрзших с приходом холодов. Я запечатлел следы лося и оленя.
https://www.instagram.com/p/CHtLu7In0dj
Через полчаса блокировку снова переключили на Сонково, а вскоре проехал и очередной грузовой, на этот раз с убитым 2ТЭ116УД-026. Его фото пошло в качестве заставки к отчёту. Эх, а какими красавцами были новенькие УД-шки в 2014-ом году! Было дело, ездили за ними примерно в это же время...
Прямо напротив нас росли высокие ели, обсыпанные шишками. Раньше они были тут по обе стороны от путей, пока тут кардинально всё не вырубили. Вид на ёлки с шишками на фоне чистого неба — один из моментов, за которыми я и ехал в такие дали.
4. Ели, шишки и небо. Сонково, 17.11.2020
Пока было время, я всё-таки нашёл два здоровенных бревна массой килограмм под 50 каждое, правда, по другую сторону от путей. Несмотря на робкие попытки Вовки оставить эту затею, я не сдался и героически преодолел вначале канаву с водой, затем и железнодорожные пути с бревном на плече — сначала с одним, потом и со вторым, чуть пониже. То, что повыше, я дал Вовке, себе выбрал более низкое, потому что у меня более высокий рост. Высота точки съёмки играет важную роль.
Мы грезили о чёрном БТСе (тепловозе "БалтТранСервис") или синем "банане". И да, мечты снова были услышаны, поехал БТС, но это была синяя Ушка. На тот момент из 8 тепловозов 2ТЭ116У компании "БалтТрансСервис" синими оставались всего две машины, и одна из них приехала к нам. Зато этот кадр стал одним из лучших за всю поездку у нас обоих с Володей.
5. 2ТЭ116У-0190 "БалтТрансСервис" с грузовым поездом, перегон Подобино — Сонково, 17.11.2020
Солнце уже едва проглядывало через промежутки между деревьями, и было понятно, что с нашего места можно уходить — тени неистово наползали и портили картинку. Мы пошли в сторону станции, как вспомнили, что на Бологое вот-вот поедет пригородный. Забрались повыше на выемку, нашли какой-то рассохшийся трухлявый пень. Я занял позицию, но пень не выдержал и с треском провалился подо мной, и я едва не покатился кубарем с выемки. Но я не сдался — снова штурмовал пень, уже понадёжнее закрепившись на нём, а Вовка ушёл чуть дальше и снимал с более низкой точки. Вот и обратный проход пригородного запечатлён!
6. ТЭП70БС-239 с пригородным поездом № 6695 Сонково — Бологое, перегон Сонково — Подобино, 17.11.2020
Мы шли по колее РЖДшных путейских грузовиков, и я не переставал удивляться, как красиво вмёрзли в лёд пузырики воздуха! Настоящее чудо.
https://www.instagram.com/p/CHxX4GwHE42
А когда мы подходили к самой станции, был момент, навсегда врезавшийся в память. На пруду, что внизу насыпи, был мальчонка, который бросал камни на лёд, притом эти камни скользили по льду с удивительным звуком, который я никогда и нигде не слышал. Мальчонка знал толк в этом занятии! Хотя, скорее всего, было это от обычной скуки, что в таких краях дело обыденное...
А мы меж тем думали, стоит ли нам ждать отправление красавца-2ТЭ25КМ синего цвета, либо же не рисковать и снять его по золотому закатному свету на станции. Решили не рисковать — пришли на станцию, на свой страх и риск стали прыгать по путям и сняли синий "банан"! Это был первый и пока что единственный такой тепловоз, снятый мной, да и Володей тоже.
7. 2ТЭ25КМ-0445 с грузовым поездом, станция Сонково, 17.11.2020
8. 2ТЭ25КМ-0445 с грузовым поездом, станция Сонково, 17.11.2020
Наступал вечер. Солнце клонилось к закату, станция купалась в его золотых лучах. Мы вышли к пешеходному мосту, чтобы попробовать сделать ещё пару кадров с него, и у меня получилось — на зуме я выцепил стоявшую в глубине старенькую зелёную М62 с жёлтыми лесенками на кабине. Я питаю слабость к таким тепловозам, потому воспринял появление такого тепловоза как добрый знак, хоть тот и был с хозяйственным составом.
9. М62-1716 с хозяйственным поездом, станция Сонково, 17.11.2020
На мосту было ветрено, и находиться там продолжительное время было не очень весело. Но для заключительного снимка я перепробовал много точек съёмки, пока наконец не выбрал оптимальную. Вид на местную станционную ТЭМку и путейские агрегаты. Последние солнечные лучи уходящего дня. Через минуту солнце скроется за деревьями, и на станцию наползут тени.
10. ТЭМ18ДМ-1021, станция Сонково, 17.11.2020
С наступлением темноты фотографу-ферроэквинологу делать нечего, нужно ехать домой. А день ноябрьский короток... Дорога домой ждёт нас по темноте. Главное — успеть преодолеть самую ужасную дорогу посветлу! Обратно до Бежецка мы едем уже быстрее, почему-то как-то интуитивно чувствуя ту самую траекторию, наиболее безопасную для езды. На переезде перед самым Бежецком с широтным ходом мы снова попадаем под красный мигающий сигнал переезда, но тут проскакивать уже очень опасно — на высокой скорости с Бежецка на Сонково несётся серый "жук" АС01, начальственная мотриса и вагон-платформа. Лишь после её проезда наконец переезжаем переезд, ну а Бежецк уже ближний свет считай — далее по автобану до Кушалино, а после потерпеть пьяную дорогу. Всё как всегда — чем ближе к Твери, тем плотнее трафик, тем длиннее пелотоны машин, которые тащатся за каким-нибудь пентюхом и не могут его обогнать.
В Твери мы решаем сделать остановку и убить время, чтобы не попадать в адские пробки на Ленинградке на подъезде к Москве. Хоть на улице уже и темно, времени всего 6 часов вечера. Но те самые пробки настигают нас в центре Твери — к сожалению, не помню, где именно (по-моему, это был перекрёсток Советской улицы и Тверского проспекта), но встряли мы в огромную очередь на светофор, который был настроен настолько по-дебильному, что снова трудно было сдерживать эмоции. Суть: дорога, отдельная полоса для поворачивающих налево. Перекрёсток двух дорог X и Y под прямым углом, светофор БЕЗ стрелок. Ситуация: главная дорога — налево, с улицы X на улицу Y, все стремятся повернуть именно туда. Загорается зелёный свет для улицы X. Автомобили, поворачивающие налево с X на Y, выезжают на перекрёсток и ждут, пока проедет встречный поток по улице Х. Светофор переключается на красный. Итог — налево поворачивают только те 3-5 машин, что успели выехать на перекрёсток. И вот на таком порционном движении через перекрёсток мы потеряли минут 25. Пока всё цивилизованное человечество поворачивает по стрелке, в Твери об этом не знают, и думаю, что до сих пор. Вскоре ситуация повторилась на ещё одном таком же перекрёстке, но там очередь была уже гораздо меньше (проспект Чайковского и проспект Победы). Мы припарковались у одного торгового центра, сходили в Пятёрочку, купили еды, перекусили, прогулялись по городу и воспользовались удобствами местных кустиков. Такая остановка позволила нам восстановить силы и разгрузиться после первого этапа пути. Дорога от Твери до Москвы уже знакома, и самое главное — она освещена. А значит, и ехать будет одно удовольствие. Едешь, иногда тормозишь на светофорах, не торопишься, и ладно. Утренней опрокинутой фуры с апельсинами уже не было, но эти самые апельсины ещё убирали с помощью фронтальных погрузчиков. Из-за этого была небольшая стоямба. А дальше — без особых проблем. Доехали, толком и не устали, зато впечатлений набрались, что до сих пор помню детали поездки. А значит, это было не зря!
Спасибо за внимание! Скоро будет пост с итогами года, а до этого времени, возможно, напишу что-нибудь ещё, благо теперь у меня появилось на это немножко времени.
|
</> |