«Последняя сказка Риты» (2012) Рената Литвинова


Кубическая Рената (режиссер, сценарист и актриса) сняла, по собственным словам, на фотоаппарат, за гроши, новый фильм по старому сценарию.
Волнующая история Маргариты Готье уже известна по «Увлечениям» Киры Муратовой, где Литвинова рассказывает ее заплетающимся языком в костюме медсестры. С тех пор ничего не изменилось: Рита ложится в больницу с неизлечимой болезнью и умирает скоропостижно.
За процессом наблюдает элегантная Смерть в горностаях и кокошнике, временно перевоплощенная в медработника Таню Неубивко из «моргового» отделения. Все много курят, употребляют и говорят несусветное. За кадром поет и звучит Земфира. Всё.
Прошли годы, кривляния перед камерой поблекли, потеряли остроту и невинность, а важное так и не прозвучало. Артхаусная замысловатость, затяжная игра в диву не принесли плоды – ей просто нечего сказать. Литвинова становится грустной самопародией и, честное слово, Галкин бы сделал это лучше.
В фильме поднимаются темы любви, смерти, предопределенности, но так неуклюже, бестолково – ни одна сцена не имеет логической завершенности и связи в целом. Все что мы видим – это набор застарелых литвиновских гэгов и обрывочные размышления о вечном. Сны Риты, нарядные старухи, уговаривающие лечь в гроб, даже целые фразы скопированы из «Богини» - любители дежавю получат сомнительное удовольствие. Там нет открытий – откровений, а только цирк и самоцелование. Хомерики играет косматого влюбленного с промокшими ботинками, Кузина – Риту, наиболее примечательное в которой – фамилия Готье, Друбич – подругу Риты, о которой можно сказать… ну... красивая шляпка.
Хоровод фриков, очевидно, заимствованный у Феллини, - не более чем декорация. Картинка получилась сочной, но отдает ярмарочным балаганом или домашним театром. Нет полутонов, нет глубины кадра. Актрисы хором повторяют изломанные интонации и не всегда понятно, которая из них лепечет странное (например, в трейлере сцена прощания красного халата с грустным Хомерики без стелек).
На мой взгляд, единственный, кто умел раскрывать и дозировать Литвинову, это Кира Муратова, но она уже исчерпала ее несколько фильмов тому назад. И все что осталось – блестки, помада, красивый профиль и медицинские переодевания – уже не в силах создать что-то новое.
В интервью Познеру Рената говорит об аншлагах, люди хотят ее видеть, но, боюсь, это скорее заслуга популярности и неоновый нимб, поддерживаемый фанатами. Коллективно обожать Литвинову стало просто модно – это как брендовые туфли или сумочка. Содержание не имеет важности, главное – шагать в ногу со снобами, провозгласившими ее своим идолом, а все несогласные – просто глупцы. Ведь Литвинова снимает кино «не для всех» и оказаться в заветной лодке - значит подтвердить статус, блеснуть клеймом хорошего вкуса.
Мне же она показалась растерянной, усталой, запнувшейся на сложном вопросе школьницей, которая провалила контрольную, и теперь пытается выбраться за счет прошлых заслуг. Очень надеюсь, что это просто кризис. Жду новых работ.