God Bless America/Боже, благослови Америку
drugoe_kino — 16.10.2012Хотелось бы предупредить потенциальных читателей, что в этом обзоре не будет рассказано о чём этот фильм, как не будет описано и то, насколько он щемящий и хрустящий. Автор должен признать, что является слишком глупым для первого и слишком бесчувственен для второго. Но в меру своих возможностей постарается объяснить, почему любителю кинематографа стоит посмотреть на то, как обилие убийств и насилия становится основой для доброго, наивного и едва ли не семейного фильма.
Сочетание и вправду причудливое. Однако надо признать, что это и не сочетание вовсе; трогательность фильма вполне естественно исходит из оружия и крови. Как и всё остальное, несмотря на непрерывный символизм, который так часто обозначает натянутость – уж тем более в произведениях искусства о «сером безликом обществе». Потрясающие актёры, замечательная музыка (включая легендарных The Kinks), впечатляющая операторская работа и монтаж, а также отличный юмор. Всё неделимо и служит одной цели.
История потрясающе простая: мужчина средних лет – типичный маргинал, слишком умный для того, чтобы раствориться в обществе потребления, но слишком вялый, чтобы из него выйти – вместе с девушкой (которую я бы определил как тургеневскую – с поправкой на время, место и обстоятельства) ездят по Америке и с огромным удовольствием убивают всех, кто «заслуживает смерти». Хотя события происходят в далёкой стране, все мы легко узнаём в жертвах своих соседей - просто оболочка символов иногда капельку отличаются (скажем, георгиевские ленточки вместо «напоминалок» об 11 сентября или шовинизм православный вместо шовинизма баптистского). Истерички, активные гомофобы, любители поговорить в кинотеатре – кровь льётся беспрерывным потоком, и не умилиться трогательной дружбе между двумя убийцами невозможно. Если бы не возникающее с самого начала понимание того, что ничем хорошим массовые убийства кончиться не могут, этот фильм и в самом деле стал бы одним из самых трогательных и наивных в истории…
Но не выйдет. Очень серьёзно заканчивается полушуточная ненависть к тем, кто «не милый» (именно так объясняет протагонист мотив своего первого убийства, которым вы можете полюбоваться ниже), кто ведёт себя слишком вызывающе и не задумывается о том, что своими действиями влияет на других людей (лейтмотив всего сюжета). Конец фильма – своеобразное обращение Чарли Чаплина под занавес «Великого диктатора»: 70 лет спустя, людям совсем другой идеологии и из уст совсем иного героя (гуманист против сумасшедшего с автоматом Калашникова – их объединяет лишь неказистость и маргинальность). И с куда более интимным (и логичным) концом. Человек, которого пытался спасти этот безумец, как оказывается, вовсе не нуждался в его помощи – ему нравится быть клоуном шоу-бизнеса, и он готов отдать ради этого жизнь. На призыв Чаплина посмотреть на небо ему отвечают, что им вполне неплохо и на земле, и несчастный герой понимает, что его борьба нужна только ему самому; и он обречён. Конец какого из этих фильмов более оптимистичен?
Можно ли вообще выиграть в битве с целым обществом?
Можно ли проиграть в битве за самого себя?