рейтинг блогов

Последний сталинский гигант

топ 100 блогов vikond6520.01.2023 Последний сталинский гигант

Ровно 70 лет назад, 20 января 1953 года, за полтора месяца до смерти "лучшего друга детей и физкультурников", впервые поднялся в воздух прототип тяжелого реактивного стратегического бомбардировщика М-4 (он же 2М, он же "Изделие 103"). Эта огромная четырехдвигательная машина предназначалась для доставки на территорию США ядерных, а в перспективе - термоядерных бомб общей массой 9 тонн, а на меньшие дистанции - до 24 тонн. Самолет был способен поднять девятитонную водородную бомбу в 10 мегатонн - самый мощный боеприпас, когда-либо состоявший на вооружении советских ВВС.

Это был самый сложный и наиболее совершенный бомбардировщик, разработанный в СССР на тот момент. Он обладал уникальной для своего класса максимальной скоростью - 947 км/ч (для сравнения, у его американского ровесника В-52 "Стратофортресс" - всего 819 км/ч). Авиаконструктор В.М. Мясищев применил в М-4 множество новых технических решений.

Однако основному требованию военных по дальности самолет не удовлетворял. Его максимальный боевой радиус составлял 5600 километров. Взглянув на карту, несложно понять, что при взлете из любой точки Советского Союза и стран Варшавского договора М-4 не мог "покрыть" всю территорию США. Только при взлете с Чукотки он с возможностью возврата достигал северных и частично - западных штатов.

Поэтому его построили в количестве всего 32 экземпляра, из которых шесть разбились в катастрофах, а остальные в 1960-е годы были переделаны в летающие топливозаправщики под индексом М-4-2. В этом качестве самолет эксплуатировался в советских, а потом - в российских ВВС до 1993 года.

Гораздо большее распространение получила усовершенствованная версия машины с увеличенной дальностью, выпускавшаяся с 1956 года под обозначением 3М или "Изделие 201". Этот самолет был построен в 90 серийных экземплярах и до начала 1970-х годов составлял основу советской межконтинентальной бомбардировочной авиации, дополнявшей стратегические ракетно-ядерные силы. Но это уже другая история.

Последний сталинский гигант
М-4 на аэродроме Энгельс.

Последний сталинский гигант
М-4 заходит на посадку с применением трехкупольного тормозного парашюта.

Последний сталинский гигант
М-4 в экспозиции военно-технического музея в Верхней Пышме.
Последний сталинский гигант
М-4 в стандартной "противоатомной" окраске, защищающей от теплового и светового излучения ядерного взрыва.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Японцы изобрели часы, которые услышав мат перескаивают на минуту вперед. Решили опробовать.       Повесили в японский бар на 24 часа. Через 24 часа приходят, часы идут на 2 минуты вперед.       Повесили в английский бар. Через ...
В который раз возник очень знакомый вопрос по поводу упражнения: мало ли что я придумала, я же могу что угодно себе вообразить, и даже совсем по-другому! В общем, фигня все эти ваши упражнения. Не льстите себе. Все равно мышление работает по аналогии. Да, вы можете взять сюжет из свежего ...
Сейчас разберем очередной перл "народной мудрости", относящийся к наездам на нас разного рода - в реальной жизни и интернете. - Не надо обращать внимания! Надо быть выше этого! Это только слова! Надо просто игнорировать! Как любая "народная мудрость", эта мысль кажется бесспорной и даже ...
Очень хочется, чтобы подрастающее поколение воспитывали исключительно умные мамы и папы. Чтобы не было катастрофических ошибок в воспитании. К примеру, мама телеведущего Бориса Корчевникова с детства вбивала в его голову комплекс неполноценности. К счастью, директор телеканала "Спас" ...
В этом посте все желающие ищут музыку, фильмы, книги и пр. Принцип заявки простой: в каменте нужно указать, что вы ищете. Другие читатели имеют возможность ответить вам, так как кто-нибудь всегда все знает и помнит. Например: чезафильм, где испанцы по одному умирают, фильм-апокалипсис? ...