
Последний сталинский гигант


Ровно 70 лет назад, 20 января 1953 года, за полтора месяца до смерти "лучшего друга детей и физкультурников", впервые поднялся в воздух прототип тяжелого реактивного стратегического бомбардировщика М-4 (он же 2М, он же "Изделие 103"). Эта огромная четырехдвигательная машина предназначалась для доставки на территорию США ядерных, а в перспективе - термоядерных бомб общей массой 9 тонн, а на меньшие дистанции - до 24 тонн. Самолет был способен поднять девятитонную водородную бомбу в 10 мегатонн - самый мощный боеприпас, когда-либо состоявший на вооружении советских ВВС.
Это был самый сложный и наиболее совершенный бомбардировщик, разработанный в СССР на тот момент. Он обладал уникальной для своего класса максимальной скоростью - 947 км/ч (для сравнения, у его американского ровесника В-52 "Стратофортресс" - всего 819 км/ч). Авиаконструктор В.М. Мясищев применил в М-4 множество новых технических решений.
Однако основному требованию военных по дальности самолет не удовлетворял. Его максимальный боевой радиус составлял 5600 километров. Взглянув на карту, несложно понять, что при взлете из любой точки Советского Союза и стран Варшавского договора М-4 не мог "покрыть" всю территорию США. Только при взлете с Чукотки он с возможностью возврата достигал северных и частично - западных штатов.
Поэтому его построили в количестве всего 32 экземпляра, из которых шесть разбились в катастрофах, а остальные в 1960-е годы были переделаны в летающие топливозаправщики под индексом М-4-2. В этом качестве самолет эксплуатировался в советских, а потом - в российских ВВС до 1993 года.
Гораздо большее распространение получила усовершенствованная версия машины с увеличенной дальностью, выпускавшаяся с 1956 года под обозначением 3М или "Изделие 201". Этот самолет был построен в 90 серийных экземплярах и до начала 1970-х годов составлял основу советской межконтинентальной бомбардировочной авиации, дополнявшей стратегические ракетно-ядерные силы. Но это уже другая история.

М-4 на аэродроме Энгельс.

М-4 заходит на посадку с применением трехкупольного тормозного парашюта.

М-4 в экспозиции военно-технического музея в Верхней Пышме.

М-4 в стандартной "противоатомной" окраске, защищающей от теплового и светового излучения ядерного взрыва.
|
</> |