Последний полёт Павла Федосеенко на стратостате «Осоавиахим-1»

топ 100 блогов all_collector13.05.2022

30 сентября 1933 года взлетел первый советский пилотируемый стратостат — «СССР-1». Экипаж, состоявший из командира корабля летчика Прокофьева, инженера Годунова, радиста Бирнбаума, достиг рекордной высоты 19 км и пробыл на ней более 2 часов.

Последний полёт Павла Федосеенко на стратостате «Осоавиахим-1»

7 ноября 1933 г. в газетах были опубликованы научные итоги полета стратостата «СССР-1». Оказалось, что, если на Земле космические лучи вызывают в одном кубическом сантиметре воздуха появление 1-2 ионов в секунду, то на высоте 12 километров - 226, а на высоте более 15 километров - 340-360. Исследование необходимо было продолжить: в стратосферу должен был подняться профессиональный физик. Выбор пал на Илью Усыскина.

Солдаты выполняют роль балласта стратостата «СССР-1»
Солдаты выполняют роль балласта стратостата «СССР-1»
Стратостат «Осоавиахим-1». Подготовка к запуску
Стратостат «Осоавиахим-1». Подготовка к запуску

Альтернативу стратостату «СССР-1» нашли сразу: в эти же дни в Ленинграде создавался его аналог. 

Правда, если в Москве это делали по государственному заказу для ВВС, то в Ленинграде этим занималась общественная организация Осоавиахим под контролем лично С.М.Кирова. 

В конце 1931 года при Ленинградском областном Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) было создано Бюро воздушной техники, сплотившее инженеров для создания высотного стратостата «Осоавиахим – 1», главным конструктором которого стал Васенко.

Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», П.Ф. Федосеенко, номер по каталогу №Mi:SU 894, Sn:SU C77, Yt:SU PA69, Sg:SU 1044, AFA:SU 894, Zag:SU 790, номинал — 1.00 руб.
Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», П.Ф. Федосеенко, номер по каталогу №Mi:SU 894, Sn:SU C77, Yt:SU PA69, Sg:SU 1044, AFA:SU 894, Zag:SU 790, номинал — 1.00 руб.

В бригаду вошли инженер Е.Е. Чертовский, занимавшийся конструированием гондолы, инженер К.С. Кирпичников, осуществлявший вместе с Васенко расчет оболочки и такелажа, и техники-конструкторы Чепик и Лутохин. 

Проектные разработки консультировал известный специалист в области воздухоплавания профессор Н.А. Рынин. Расчет полета производился инженером П.Ф. Федосеенко. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.

Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», А.Васенко, , номер по каталогу №Mi:SU 893, Sn:SU C79, Yt:SU PA68, Sg:SU 1043, AFA:SU 893, Zag:SU 789, номинал — 1.00 руб.
Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», А.Васенко, , номер по каталогу №Mi:SU 893, Sn:SU C79, Yt:SU PA68, Sg:SU 1043, AFA:SU 893, Zag:SU 789, номинал — 1.00 руб.
стратостат «Осоавиахим-1», — носил имя общественно-политической организации «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству» предшественниками на «СССР-1».
стратостат «Осоавиахим-1», — носил имя общественно-политической организации «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству» предшественниками на «СССР-1».

В 1932 году проектирование стратостата было закончено. В Осоавиахиме Андрей Васенко вместе с конструктором Павлом Федосеенко создал всесоюзный денежный фонд «Штурм стратосферы», который поддержал Константин Циолковский. Началась активная работа над созданием аэростата, а также над разработкой приборов, которыми он должен быть оснащен.

30 мая 1933 года постройка стратостата была закончена. И уже на 28 июля 1933 года был назначен тренировочный полет, который прошел успешно. Впервые стратонавты увидели Ленинград, Финский залив и Кронштадт с высоты 3000 метров.

 В конце 1933 года аэростат переправили из Ленинграда в Москву на аэродром в Кунцево. На три места в кабине «Осоавиахим-1» претендовали одиннадцать человек. В итоге экипаж был сформирован из Андрея Васенко, Павла Федосеенко и Ильи Усыскина, который специально для этого полета разработал компактную камеру Вильсона, предназначенную для улавливания космических лучей в стратосфере.

Стартовав в 9 часов утра 30 января 1934 году, уже к 10 часам стратонавты достигли отметки 19000 метров над уровнем моря, то есть наивысшей высоты, ранее покоренной их предшественниками на «СССР-1».

Последний полёт Павла Федосеенко на стратостате «Осоавиахим-1»

Метеорологическое обеспечение было возложено на изобретателя радиозонда профессора П.А. Молчанова. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.

Проверку готовности аппарата к полету проводила прибывшая из Москвы специальная комиссия. 

Вывод гласил: гондола имеет существенные конструктивные недостатки, и выпускать ее в таком состоянии в полет с людьми нельзя. 

Самые серьезные проблемы заключались в обеспечении безопасности полета и аварийного спуска. Полет задержали, но исправить отмеченные комиссией недостатки не удалось. Тем не менее, было все же решено полет совершить.

Стратостат должен был стартовать 30 сентября 1933 г., в тот же день, что и «СССР-1», однако неудовлетворительные метеоусловия не позволили осуществить запуск.

Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», И.Д. Усыскин, номер по каталогу №Mi:SU 892, Sn:SU C78, Yt:SU PA67, Sg:SU 1042, AFA:SU 892, Zag:SU 788, номинал — 1.00 руб.
Марка СССР из серии 1944, февраль. Авиапочта. Памяти советских стратонавтов «Осоавиахим-1», И.Д. Усыскин, номер по каталогу №Mi:SU 892, Sn:SU C78, Yt:SU PA67, Sg:SU 1042, AFA:SU 892, Zag:SU 788, номинал — 1.00 руб.

Советский стратостат «Осоавиахим I» с тремя аэронавтами — П.Ф. Федосенко, И.Д. Усыскиным, А. Б. Васенко — стартовал 30 января 1934 года из Москв

Стратостат поднялся в воздух из подмосковного Кунцева. Через 8 минут радиостанция на летном поле с позывными «Земля» приняла первые сигналы «Сириуса».

Андрея Васенко
Андрея Васенко
Илья Усыскин
Илья Усыскин

К 11.00 была достигнута высота 21000 м. В 11.49 связь оборвалась. В 13.00 экипаж опять вышел на связь, объяснив, что «молчание» в эфире было обусловлено большим объемом работы по сбору научных данных, но потом уже связи не было.

Приборы, исследованные после катастрофы, показали рекордную высоту подъема стратостата – 22000 м. Но после этого началась болтанка, стропы оборвались, и гондола без оболочки с громадной высоты, набирая скорость, устремилась к земле. Стрелки на часах Васенко замерли в 16 часов 23 минуты.

Больше никаких сигналов на землю не поступало. Полет действительно, как это и было предсказано метеорологами, завершился гибелью экипажа.

Первый в истории зимний полет стратостата закончился катастрофой.

При разборе катастрофы было установлено, что предельная высота подъема составила 22 км. Стратостат упал после начала снижения.

На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов)
На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов)
Саранск Памятник
Саранск Памятник "Героям-стратонавтам"

На торжественных похоронах урны с прахом аэронавтов несли руководители страны (Сталин, Молотов, Ворошилов). 

Захоронены в Кремлёвской стене.

 Этим полетом завершилась, по сути дела, целая эпоха в аэрологии, когда осуществлялись «пассивные» подъемы людей и приборов в стратосферу на воздушных шарах.

Марка СССР 1964, апрель. Памяти советских стратонавтов, Памятник стратонавтам в Саранске. Без зубцов, серо-коричневая, голубая, номер по каталогу№ 3022, номинал- 10 коп.
Марка СССР 1964, апрель. Памяти советских стратонавтов, Памятник стратонавтам в Саранске. Без зубцов, серо-коричневая, голубая, номер по каталогу№ 3022, номинал- 10 коп.

Трём стратонавтам установлен памятник в Саранске, в честь них назван проезд в Москве. Посёлок Потиж-Острог Инсарского района Мордовии, близ которого упал стратостат, был переименован в село Усыскино.

Они погибли, но установили непревзойдённый мировой рекорд. Морально ли засчитывать такие рекорды, жертвами которых стали люди?

Советские руководители часто шли на необоснованный риск в погоне за приоритетом и престижем. Этот экипаж получил посмертную славу, а первый остался в относительной безвестности. Выходит, что слава достаётся только мёртвым.

Источник: itnan.ru

В статье использованы марки из коллекции volynko  и фотографии из интернета. 

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Пользуясь случаем, хочу сказать, что TICKETS.RU - это самые непрофессиональные люди. Это даже не люди, а беспомощные роботы, которые забирают ваши деньги и не возвращают их. Сейчас все рыщут в поисках хороших билетов, поисковые системы настойчиво предлагают этот сайт. У вас будет куча ...
Добрый день, друзья! Сегодня очередной выпуск "народно-критической" рубрики "Портфолио-ревю" . В этой рубрике любой желающий может выложить свое фото и получить советы по улучшению композиции, техники, критические замечания, рекомендации по съемке. Тема выпуска - Зима Правила: ...
Чуть больше чем неделю назад мой хороший друг Ваня Лидский в жж c_b_t вышел из бара и ...
Попавшие на карты Google алтайцы рассказали, почему легли отдыхать на улице. "Как рассказали Лайфу герои популярного в Сети снимка, в день, когда автомобиль Google проезжал по территории Новоалтайска, они прилегли отдохнуть на газоне у дороги после пикника на речке. По словам главы ...
Детская задача: В сарае есть лошади и курицы, всего пятьдесят голов. У лошадей четыре ноги, а у куриц — две. Если в сарае 130 ног, то сколько там лошадей и куриц? Обычно в школе такие задачи решают через систему уравнений. Х – лошади, Y — курицы Х + Y = 50 4Х + 2Y = 130 … Но есть ...