Последний бюст, последний портрет...



Этот портрет Николая II Борис Кустодиев закончил в 1915 году
и именно этот портрет стал последним царским портретом.
Называется он до чрезвычайности торжественно и церемониально:
"Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича,
Самодержца Всероссийского".
Полное, на мой взгляд, несоответствие официоза названия и содержания.
Никак не скажешь, что на картине всемогущий царь-государь:
такой распрекрасный добрый молодец в красной рубахе (аки финист-ясный сокол),
который всех вражьих супостатов, конечно же, одолеет и наступит тогда на Руси всеобщее благоденствие...
Конечно, никакая это не красная рубаха,
а гимнастёрка и шапка – офицера лейб-гвардии императорского Стрелкового полка.
Николай II был шефом этого полка.
Портрет удивительный.
Вроде абсолютно статичный, а попробуйте отклониться, глядя на него, вправо-влево:
он будет следить за вами глазами.
И глаза у Николая II на этом портрете удивительные - чистые, лучистые.

Про царские глаза запишет и 19-летняя Марина Цветаева,
когда пойдёт с отцом на открытие Музея изящных искусств (ныне им. Пушкина) в мае 1912 года.
После того, как Николай II с семейством прошествовал по красной ковровой дорожке мимо приглашённых на открытие.
Справа от царя на ступеньках - Иван Владимирович Цветаев, создатель и первый директор Музея:

Глаза у царя совершенно детские, - запишет Марина Цветаева, -
- проницательные, каждому казалось - смотрит только на него...
- Папа, а на меня государь посмотрел! - похвастается она отцу.
- Так на тебя и посмотрел? - Честное слово!
Отец философски: - Всё может быть, нужно же куда-нибудь смотреть...
Кустодиевий портрет маленький 24,7 см х 24,8 см.
Говорят, на фронте в 1915 году, когда патриотизм был ещё на подъёме,
этот портрет в открытках расходился по рукам на ура.
В интернете гуляет рассказ (доверяй, но проверяй) Кустодиева про то, как он писал этот портрет.
Хотя рассказ этот совсем не про портрет,
а про работу над бюстом Николая II в 1910-1911 годах:
-----
"Ездил в Царское 12 раз;
был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления,
может быть, у них теперь это в моде — "обласкивать", как раньше "облаивали".
Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики),
а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы.
Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — "из-за жеста".
Враг новшества, и импрессионизм смешивает с революцией:
"импрессионизм и я — это две вещи несовместимые" - его фраза. И все в таком роде".
----
То есть рассказ про мирное время - за 4 года до создания портрета.
В 1915 году уже не было никаких поездок в Царское Село:
война, царю не до позирования, он - в Ставке по большей части.
Так что "12 раз ездил в Царское" - это Кустодиев ездил в конце 1910-1911
для работы над бюстом Николая II в мундире лейб-гвардии Гусарского полка:


А портрет царя в красной гимнастёрке Кустодиев писал по бюсту и по фото.
Как оказалось - последний портрет Николая II...
Фото из своб. источников Сети
|
</> |