Португалия, взгляд седьмой
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Это последний отчёт из поездки. Сегодня о транспорте, дорогах и т.п.
Если вы живёте в России или Украине, и хотите увидеть, как могла бы выглядеть ваша страна, если бы чиновники перестали воровать, то вам нужно попасть в Португалию. Ещё 50 лет назад здесь была диктатура в стиле СССР, люди были в основном неграмотными и ездили на телегах по грунтовым дорогам. Сегодня Португалия входит в топ-10 стран с лучшими дорогами (среди 144 стран мира). Украина с Россией тоже входят в топ-10, но с конца.
Рейтинги не врут, дороги в Португалии действительно прекрасные. Едешь в автобусе, но ощущение, что летишь в самолёте — гудение двигателя и… больше ничего. Вообще ничего. В автобусе можно спать, прислонившись головой к стеклу.
Когда Португалия вступила в Евросоюз и в страну хлынули деньги, они были потрачены на дороги, отели и прочую инфраструктуру. Часть этих вложений были явно необдуманными, к примеру в Португалии находится самый длинный мост в Европе — 17 километров.
Это единственный снимок, на котором он влез в кадр целиком. Выглядит конечно круто, но можно было бы найти на реке Тежа место поуже и не ставить строительные рекорды. И южные районы, застроенные отелями, в которых некому жить — это тоже не очень разумно. Поэтому сегодня у Португалии стоит непростая задача отбить вложения в инфраструктуру за счёт привлечения туристов.
Часть новых автобанов в Португалии являются платными, против чего иногда протестуют сами португальцы :) Однако не хочешь заплатить от 2 до 10 евро за проезд — езжай по старой дороге, она тоже в прекрасном состоянии, но более извилистая, проходит через множество городков и сёл, поэтому там особо не разгонишься. А на автобане в левой полосе можно ехать со скоростью 200 км/ч — и ездят ведь, сам видел. Страшновато выглядит :) Но зато можно добраться до другого конца страны за считанные часы.
Максимальная скорость часто ограничена не дорогами, а машинами — как и везде в западной Европе, в Португалии в моде крохотные малолитражки. И потому что улочки забиты машинами и проезд узкий, и потому что бензин дорогой — 1.8 евро за литр. За три дня в Лиссабоне я встретил всего один Лендкрузер:
Видимо из-за хороших дорог и мягкого климата машины сохраняются долго, и на улицах можно встретить вот такие раритеты:
Как там было: «Бедность по-европейски, это когда вино пьёшь старое, сыр ешь с плесенью, и ездишь на машине без крыши». Это я к тому, что на таких старых авто ездят не всегда с целью экономии. Иногда это часть стиля.
Старые трамваи в Лиссабоне — тоже не результат бедности.
Ездят они только по центральной части города, где полно крутых подъёмов и резких поворотов. Они состоят из одного вагона, и «тележка» у них одна, посредине вагона, а не две по краям, как у новых вагонов. Это позволяет трамваю поворачивать по короткой дуге.
На особо крутых, но коротких подъёмах, встречаются фуникулёры — такие же старые и стильные.
Чтобы не запыхаться на крутых подъёмах, туристы в Лиссабоне берут напрокат сигвеи.
Кстати, наверное велосипед или сигвей — лучший способ «обозреть» город. Из окна машины не всё видно, а пешком нужно слишком много времени — ноги к концу дня буквально гудят. К сожалению, проката велосипедов, как в Барселоне или Амстердаме, в Лиссабоне нет. Да и вообще велоинфраструктура развита не очень хорошо, поэтому на улицах велосипедисты встречаются нечасто. А жаль, климат-то позволяет.
Рикши и велорикши в Португалии тоже не встречаются. Паланкины есть, но только в музеях.
Вот, к примеру, современный вариант, сделанный шутки ради:
Это фотографии из музея карет в Лиссабоне. Очень интересное место, рекомендую посетить.
Вот те самые кареты, которые мы видели в мультфильмах о Золушке и прочих — а здесь они в реале стоят. И даже когда-то ездили :)
Разумеется, всё это позолоченное дерево требовало большого ухода и кареты эти были церемониальными, использовались в особых случаях.
Столь кричаще богатое убранство должно было сообщить всем и каждому о могуществе страны, которая, напомню, 500 лет назад владела половиной мира.
Однако не понтом единым, на большие расстояния эти кареты тоже ездили, и по брусчатке, по грунтовке. Поэтому даже тогда, сотни лет назад, на каретах устанавливалась развитая система амортизации, призванная предотвратить превращение монаршего зада в отбивную. К основнойй раме (такой же как у телеги) кабина крепилась вот такими ремнями:
А чтобы совсем уж мягко было, устанавливались рессоры:
В одной из первых карет, ещё без «подвески» был даже биотуалет для его величества:
Ну как «био».. прямо на дорогу, под ноги идущим за каретой солдатам.
Кстати, странную вещь заметил. У большинства карет на ободах сохранились вот такие металлические наросты:
Назначение их я так и не понял. Первое, что приходит в голову — «шипы», чтобы колёса лучше цеплялись за брусчатку на подъёмах и спусках. Но если подумать, то цепляться нечему — ведь у кареты нет ведущих колёс! «Тяга» в виде лошадей расположена впереди кареты, то есть у неё нет двигателя, который крутит колёса, следовательно не требуется усиленное сцепление колёс с дорогой. Так зачем тогда эти наросты?..
Раз уж я развиваю тему о транспорте, нельзя не упомянуть яхты и лодки. В Португалии множество рек и конечно же океан, и иметь свою яхту или катер — мечта большинства португальцев.
Набережные буквально утыканы корабликами разных размеров.
Их назначение — не только рыбалка, часто это просто хобби и разновидность отдыха. Например яхт-клубы устраивают регаты местного значения.
Тем более что стоимость небольшой яхты по карману большинству европейцев.
Как я уже говорил, это последний отчёт о Португалии в этой серии. Я наверняка поеду туда ещё — уж больно понравилась страна, да и видел я дай бог три процента от всего, что есть. К примеру в Синтре мы были всего час и никуда не успели. А ведь там есть перевёрнутая башня масонов (далее фото не мои):
И знаменитый дом-камень тоже в Португалии:
И в этом гроте я так и не побывал, непорядок:
И это всё о ней:
А ещё есть совершенно непохожие Мадейра и Азорские острова. Так что надо ехать однозначно, вопрос только где взять на всё это время.
Поездка организована туроператором «Куда Угодно».
|
</> |