рейтинг блогов

Попытки спасти проект ВСМ: построить начальную часть?

топ 100 блогов periskop10.10.2018 Теги: Мишарин Пока я был на Дальнем Востоке, состоялось аж два крупных форума транспортной направленности: ВЭФ во Владивостоке и PRO//Движение.1520 в Сочи. Там было много интересных событий - например, забавные аппаратные игры и массированная информационная атака на Сахалинский проект во время ВЭФа. Однако задним числом обо всем не расскажешь.
Из самого любопытного, однако, можно выделить судорожные попытки спасти судьбу многострадальной ВСМ Москва - Казань, со стороны железнодорожников, продвинув в реальную жизнь хотя бы её часть.


Как вы помните, этому проекту хронически не везло: ещё осенью 2015-го я присутствовал на пресс-туре, где начинали изыскания, а проектировщики во Владимире представляли проект прессе. Тогда считалось, что ВСМ будет строиться с 2016-го. Активно готовились к ЧМ-2018, денег на подготовку не жалели.
Попытки спасти проект ВСМ: построить начальную часть?

Затем о проекте внезапно замолчали. Были лишь негромкие и разовые утечки.

Год назад, осенью 2017-го, произошёл катарсис: выяснилось, что в ближайшие несколько лет ничего строить не будут и не собираются. Затем правительство РФ закрепило негативное отношение к проекту, выделив издевательские 265 млн. руб. на ВСМ на 3 года (!).

С формированием нового либерастического правительства после избрания В.Путина на 4-й срок (март 2018) отношение ужесточалось и далее. Стало понятно, что инфраструктура у старо-новых российских правителей явно в почёте не будет, ставка сделана на социал-дарвинизм и "засушивание" доходов бюджета (несмотря на беспрецедентный рост цены на нефть и получаемые сверхдоходы федерального бюджета, в 2017-18 гг.). Кроме того, нужно учитываю наличие очень сильной проевропейской и антикитайской фракции во власти, особенно сильной в экономическом блоке. Поэтому активно будет строиться только московский узел - у которого отдельный от федерального и очень жирный бюджет.

Тем не менее, железнодорожники в лице "высокоскоростной" фракции (олицетворяемой первым замом гендиректора РЖД А. Мишариным) стараются спасти хотя бы часть проекта и всё-таки продвинуть его в число реализуемых.
Сперва, после первого шока от задвигания проекта в долгий ящик, декларировался вообще коротенький участок как "пилотный" - Москва - Владимир. Конечно, это была провальная идея: на коротком сегменте серьёзных преимуществ ВСМ показать невозможно, но при этом финансы были бы высосаны на полномасштабное строительство.

Затем идея была расширена. Вот что озвучено на сочинском форуме PRO//Движение.1520:

[...] Первый заместитель гендиректора ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин во время выступления на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» представил первый этап реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва — Казань, сообщила пресс-служба ОАО «РЖД».

Первый этап предполагает строительство новой выделенной железнодорожной линии длиной 301 км на участке Железнодорожный (Московская область) — Гороховец (Владимирская область) для поездов со скоростями до 400 км/ч и организацию движения пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода, включая участки уже существующей инфраструктуры. Общая протяженность линии составит 408 км. Проектирование магистрали на участке Железнодорожный — Гороховец завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Проработаны все технологические вопросы, связанные с организацией строительства и эксплуатацией высокоскоростной магистрали.

«Если сравнивать с существующим поездом «Стриж», который с одной остановкой следует по маршруту Москва — Владимир — Нижний Новгород 3 часа 35 минут, то высокоскоростной поезд это расстояние с одной остановкой будет преодолевать за 2 часа 5 минут», — заявил Александр Мишарин.

Итак, смотрим на главные акценты.
А) Заявлено, что проектирование завершено и экспертиза окончена. Т.е. формально уже можно строить.
Б) Решили отойти от "китайской" модели (полностью выделенная ВСМ с высокими скоростями на всех участках) и мигрировать к более дешевой "немецкой" (значительно более медленной, которая входит в центры крупных узлов не по выделенной линии, а по существующим "обычным" подходам). Т.е. из проекта исключены "московская" и "нижегородская" части внутри соотв. ж/д узлов.

Далее декларируются преимущества:

[...] С учетом всех 7 остановок по новой линии поезда будут следовать 2 часа 31 минуту.
Согласно расчетам Центра экономики инфраструктуры, прогнозный пассажиропоток на линии в первые годы после запуска движения превысит 7,7 млн пассажиров. Реализация проекта даст значительные эффекты для государства и регионов: прирост валового регионального продукта составит 9,7 трлн руб., а прирост бюджетных доходов — 1,9 трлн руб., что существенно превышает необходимый для реализации проекта объем инвестиций.

Ах, да. Важно: запрашиваемая стартовая стоимость сильно секвестирована (даже очень сильно, в разы!):

[...] Потребность в финансировании проекта в прогнозных ценах оценивается в 621,5 млрд руб., из них капитальный грант со стороны государства — 200 млрд руб., инвестиции ОАО «РЖД» — 201 млрд руб. Оставшиеся инвестиции будут привлечены стратегическим международным инвестором и другими акционерами, российскими и международными банками.

Теперь внесем долю скепсиса. Увы, это паллиатив.
На коротком сегменте сама идея ВСМ обессмысливается, значимых преимуществ не будет. Рельный "телепортатор", как в Китае или Испании с Францией, будет работать на расстоянии от 500 км и более, а лучше - 1000-1300. Тогда пассажир окунется в совершенно новую реальность, а расстояние между неблизкими регионами "сожмётся" до нескольких часов. Т.е. если сокращать полигон строительства - то, опять же, потратятся очень серьёзные деньги, но между Москвой и НН путь убыстрится всего лишь на час (!!!). Сейчас "Стриж" идёт на участке 3.35, а "Ласточка - 3.47." Деккларируется - 2.31. И зачем огород городить?

ВСМ, на самом деле, очень серьёзная штука для государства. Да, это реально пассажирский телепортатор, который сокращает путь между мегаполисами до "авиационных" величин доставки, однако смысл его проявляется начиная с определенного расстояния. Внутри России, как я уже много раз тут писал - реально будут работать только 4 направления:
1) Москва - Казань - Екатеринбург/ Н.Тагил/ Челябинск, т.е. связь финансово-логистической московской агломерации и промышленной уральской, это самый главный "опорный" сегмент, проходящий к тому же через 2 миллионника (НН и Казань), и через агломерацию Набережные Челны, захватывая также и Золотое Кольцо России с юга,
2) Москва - Юг, т.е. до Ростова, Краснодара/Сочи и (возможно) ветки до Крымского моста через Воронеж,
3) Две столицы - Финляндия, где уже сейчас ходят скоростные (но не высокоскоростные) поезда.
4) Москва - Минск - Варшава, "путь в Европу" - тут много политических проблем.

Уменьшение сегмента курсирования = обессмысливание преимуществ ВСМ.
Так что на данном этапе, полагаю, ничего с ВСМ не срастётся.
Попытки спасти проект - похвальны, но с нынешним правительством это нереализуемо.
Да и недо-ВСМ строить - крайне сомнительная затея.
Нужна только полноценная высокоскоростная связь отдалённых агломераций, а не паллиатив.

Оставить комментарий

Посты по теме:
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

Упущенные из-за ЧП на Транссибе тонны РЖД наверстают за месяц
РЖД-Партнер.Ру
Однако запрет может быть снят и быстрее в случае нормализации движения, добавил представитель РЖД. В то же время восстанавливать обрушившийся в Свободном мост местные власти не планируют. Движение транспорта переключено на альтернативный маршрут.


URA.Ru

РЖД потратит миллиарды на вокзал в ХМАО
URA.Ru
В РЖД отмечают, что построенный в 1988 вокзал при этом будет работать, но с некоторыми ограничениями для пассажиров. Во время реконструкции планируется в два раза увеличить его площадь, обустроить гостиницу, торговые ряды, бизнес-зал. Также в компании собираются ...
ОАО «РЖД» проведёт масштабную реконструкцию вокзала в СургутеГудок
РЖД начнут реконструкцию вокзала Сургута в следующем годуРИА ФедералПресс
РЖД направит 2,5 млрд рублей на реконструкцию вокзала в СургутеRuNews24.ru - круглосуточная служба новостей

Все похожие статьи: 25 »
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

РИА Новости

РЖД и Индия планируют создать совместного оператора железнодорожных перевозок - Мишарин
Агентство экономической информации ПРАЙМ
ДЕЛИ, 5 окт /ПРАЙМ/. РЖД и Индия планируют создать совместного оператора железнодорожных перевозок для увеличения грузопотока из Индии в Европу, заявил журналистам первый замглавы российской компании Александр Мишарин. "Важное направление, которое развивается в ...
РЖД и Индийские железные дороги подписали меморандум о сотрудничествеТАСС
РЖД и Индия планируют создать совместного оператора ж/д перевозокТелеканал "Звезда"
В РЖД намерены начать поставку пассажирских вагонов в ИндиюКомсомольская правда
Интерфакс -ПРОВЭД -Известия
Все похожие статьи: 68 »

Гудок

Индия использует на своей сети технологии РЖД
Гудок
Как пояснил первый заместитель генерального директора «РЖД» Александр Мишарин, соглашение о сотрудничестве предусматривает внедрение российских технологий на полигоне индийской магистрали. Речь, в частности, идёт о разработке и поставке систем диспетчерского ...

Архив записей в блогах:
Обычно именно для России август припасает неприятные, а то и трагические новости. Но в этот раз в центре внимания оказалась Америка. Снижение суверенного рейтинга США агентством S&P уже назвали «августовской революцией» в мире международных ...
Длинный кардиган с шалевым воротником. Куплен в Италии, в отличном состоянии ( на фото немного помят, тк лежал в шкафу) Длина 93см Размер one size. Состав на фото под катом Цена 1500 руб Приоритет: скорость, с ведами по тегу ...
Если бы я верил в способность Путина измениться, то я бы тогда написал примерно следующее. Т.н. «либеральный клан» обязательно его сожрет. Своими протестами, болотными и оккупаями, удальцовыми и навальными, немцовыми и яшиными, они добьются ...
Доброго всем вечера. В марте 2014 года в Донецке и Луганске не было ни одного бандеровца и ни одного правосека. Официальные российские СМИ нам рассказывали - население этих украинских в то время городов якобы взбунтовалось из-за свержения правосеками президента Януковича - которого эти ...
Как многие уже знают из моего инстаграма – Маши Кир больше нет, а есть Мария Пантасу : ) Обещаю все рассказать подробно, а сейчас просто несколько фоторафий этого идеального дня. Тот самый момент, когда Итт сказал «yes» вместо «да») Девушка слева – переводчик, без переводчика ...
  • iphoneXru : https://t.co/4zF3XjyhRl

  • kprzn : Рязанские власти добиваются изменения расписания электричек до Москвы. Договоренность с РЖД уже есть
  • IHCAvtomobilist : Наш состав против магнитогорского "Металлурга"! Капитан: Найджел Доус Ассистенты: Георгий Мишарин и Никита Трямкин… https://t.co/qLqSo3mVgv

  • 1520Pro : Отсутствие транспорта, достигающего скорости 300 километров в час – конкурентный недостаток всей транспортной систе… https://t.co/S8az51Mffw

  • 1520Pro : Если будет реализован проект «Евразия», от Смоленска до Владивостока, то у нас страна страна будет поделена между д… https://t.co/1AnH7qgRo2

  • 1520Pro : Операционная рентабельность у ВСМ – от 70 до 80 процентов. Когда говорят, что нужны будут субсидии, как в пригородн… https://t.co/JTfVByt0JC

  • 1520Pro : Мы должны использовать все формы финансирования при мегапроектах, таких как ВСМ, и гибридное финансирование, и Take… https://t.co/qMdpvKAACT