Попытка срисовать Vickers Mk.E

Вместе с тем, Light Tank T1E1, который построили весной 1928 года, явно превосходил Six-ton Tank M1917, посему американские военные усиленно продавливали принятие данной машины на вооружение. Только после того, как в ноябре 1928 года состоялся пробег опытного шасси Christie M1928, оказавшегося в разы быстрее и удобнее, появилось некоторое прозрение. Стали замечать и явно недостаточную толщины брони, и не самую удачную ходовую часть, и плохую обзорность. Появились улучшенные версии машины, T1E2 и T1E3, которые также пытались продавить на вооружение. Но весной 1931 года стало ясно - нахрапом решить вопрос уже не получится. И посему решили воспользоваться зарубежными наработками.
Далеко, собственно говоря, ходить не пришлось. В 1930 году американцы приобрели один образец Vickers Mk.E Type A. Данный образец, приобретенный, так сказать, на посмотреть, прибыл к заказчику весной 1931 года, а с июня 1931 года начались испытания на Абердинском полигоне. Незадолго до того там тестировался Light Tank T1E3, полученный по итогам испытаний Vickers Mk.E результат слегка озадачил. При толщине брони на уровне T1E2 и боевой массе на полтонны ниже T1E1, а также моторе меньшей мощности, нежели любой из танков семейства T1, англичанин куда лучше американских легких танков. Он был и быстрее, и более маневренным, а ходовая часть однозначно лучше конструкции Гарри Нокса.

И ладно бы только маневренность: английский танк всем своим видом показывал, насколько убого выглядел Light Tank T1 в любом исполнении. Если на T1E1 и его собраться лучше было ездить в асбестовых штанах, то Vickers Mk.E на этом фоне смотрелся прямо как автомобиль экстра-класса. Посему американские инженеры решили у англичан подрезать компоновку, да и не только ее. В общем, если это не плагиат, то я не знаю, что это.

Осенью 1931 года один из Light Tank T1E1 отравили на арсенал Рок Айленд, где началась его переделка по образу и подобию англичанина. Так появился Light Tank T1E4. Носовая часть машины стала кормой, а общая компоновка боевого отделения, вместе с отделением управления, бралась по типу Vickers Mk.E. Особенно явным копированием стала ходовая часть машины. И ладно бы ее просто скопировали, так ведь Гарри Нокс ее запатентовал! Даже интересно, что по этому поводу сказал Джон Карден.
Боевое отделение оказалось по центру танка, что являлось однозначным плюсом. Теперь командира не болтало вверх-вниз на каждой кочке, да и сидел он уже не на коробке передач. Кстати говоря, находился он в башне уже не один. Теоретически, конечно, она одноместная, но на практике в боевом отделении находилось два человека, причем командир был не наводчиком. Еще двоих членов экипажа разместили в отделении управления. Слева размещался механик-водитель, а справа его помощник. Пока что помощник ездил почти как балласт, хотя у американских военных явно имелись на него далеко идущие планы. Вообще он должен был стать радистом, но радиостанцией танк так и не обзавелся.

Трансмиссия переехала в носовую часть танка, соответственно, появился вал между мотором и коробкой передач. Его прикрыли сверху кожухом, причем торчал вал не сильно высоко, так что почти не мешал. Не мешал теперь и мотор, который изолировали от боевого отделения при помощи моторной перегородки. Совершенно иначе была сделана носовая часть машины. Элементы трансмиссии спереди прикрывал массивный кожух, который сделали литой конструкции. Это стал первый случай использования крупногабаритного литья на американских танках.

Опытный образец Light Tank T1E4 был закончен к марту 1932 года. Толщина лобовой брони была доведена до почти 16 мм, это надежно защищало от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. Боевая масса машины при этом достигла 7834 кг. Первоначально на танке стоял всё тот же 110-сильный мотор, но первые же тесты показали, что мотора явно маловато. Посему на танк установили V-образный 8-цилиндровый мотор Cunningham объемом 7,86 литров и мощностью 140 лошадиных сил. После переделок боевая масса машины выросла до 8,5 тонн, но новая силовая установка явно пошла на пользу. Испытания показали, что максимальная скорость достигла 32 км/ч. Впрочем, это было всё равно чуть меньше, чем у Vickers Mk.E. Так или иначе, но дальнейшее развитие американских танковых шасси пошло именно с этого танка. То есть с неприкрытого плагиата.
|
</> |