Полянский против Хрущева

топ 100 блогов alex_vergin02.06.2024

На заседании Президиума (Политбюро) ЦК 19 августа 1964 года произошла словесная пикировка между Хрущевым и другим членом Президиума 46-летним Д.С. Полянским, который в Совете Министров отвечал за сельское хозяйство. Я никогда не встречал упоминаний об этом инциденте, а между тем он кажется важным: до снятия Хрущева остается всего 2 месяца, и никакие другие стенограммы заседаний Президиума времен хрущевского царствования таких пикировок не содержат, - там обычно сплошной одобрямс в духе "правильно, Никита Сергеевич", - так что это уникальный случай. Сам факт подобного сопротивления должен был Хрущева насторожить своей необычностью. Заговор к тому времени уже созрел, и это был явный его признак. Мне уже доводилось высказывать гипотезу, что Полянский сыграл ключевую роль в свержении Хрущева, но остался в тени.

Началось с того, что Хрущев начал возмущаться высокой оплатой труда некоторых сельскохозяйственных рабочих по сравнению с заводскими.

"Был в конном совхозе. Овцы, коровы и лошади есть. Дает 2 миллиона тонн зерна. Это у Рындина. ... Представил одного гуртоправа. Я спрашиваю: сколько вы зарабатываете? ... Он зарабатывает 180-200 рублей. Я ничего не сказал, молчал.

Я считаю, что это неправильно, товарищи, чабанам-гуртоправам 180-200 рублей платить. Мы учителям 40 рублей платим, инженерам на заводах платим не каждому 200 рублей, а то и 120 рублей; управляющим отделениями совхозов целинных платим 90-100 рублей. Я считаю это разврат. Они крутят хвосты быкам. Я сам начинал трудовую деятельность с того, что крутил хвосты телятам. Это — своеобразная тяжелая профессия. Но, товарищи, в былые времена в пастухи шли те, кто не имел квалификации. Я считаю это неправильно."

"В одном совхозе в Волгограде подошел комбайнер лет 40. Вообще они работают здорово, молодцы. Я говорю, «комбайнер?». «Комбайнер, товарищ Хрущев». «Сколько вы зарабатываете при уборке урожая за сезон?». «600 рублей». «За месяц, два, три?». «За 20 дней». Я считаю, много. Много за 20 дней. Он должен заработать, пусть 300, не 600 рублей. Это, конечно, много. Тут сейчас можно речь произнести, если не дать, он не обработает, это все погибнет, это все столько стоит. Это давайте бросим. Есть какое-то нормирование. Он за 20 дней зарабатывает, что за полгода, за 7 месяцев может заработать. Нельзя так. Пусть за 2 месяца, за 2 с половиной."

"Теперь время все это привести к какому-то знаменателю. Я за то, товарищи, чтобы поощрение было, чтобы люди были заинтересованы, но чтобы какая-то пропорция была более или менее равномерная. Сравните с пастухом. Когда его догонит врач? Он больше врача получает в два раза."

Дальше начинается пикировка:

"ПОЛЯНСКИЙ. Много недостатков, Вы правы. Когда возьмешь комбайнера, он уникум, на двух комбайнах работает, взял двух штурвальных, работает лет 20, средняя зарплата 77 рублей, учится, в летнее время зарабатывает больше. 77 рублей средняя зарплата в месяц - это не такая высокая. А недостатков очень много.

ХРУЩЕВ. Товарищ Полянский, я с вами не согласен. Это несогласие складывается в какую-то линию. Но я против того, чтобы сельские рабочие вырывались и больше зарабатывали, чем заводские рабочие.

ПОЛЯНСКИЙ. Это единицы.

ХРУЩЕВ. Вы берете на себя смелую задачу защиты вопроса, которого Вы не знаете. В этом тоже Ваша смелость. Но это не ободряет ни меня, ни других. Я полагаться в этих вопросах на Вас очень затрудняюсь. Как Вы подошли к решению пенсионного вопроса? Разве так можно решать? Всем поровну - так нельзя. Это самое легкое. А надо, чтобы как мы решили, чтобы колхозы принимали участие, чтобы они от своих отчислений определяли размеры, тогда будет стимулирование производительности труда. Он будет сегодня работать, а будет думать, что он получит, когда пойдет на пенсию. Вот о чем речь идет. А Вы представили уравнительную, не соответствующую нашей линии.

Другой раз - по ценам. Я очень осторожно к Вам отношусь. Дело плохо, столько колхозов, которые зарабатывают мало, и у них нет. Так Вы посмотрите, почему. Или разговаривают, или недостойные люди сидят, которые не умеют организовать. Возьмите Посмитного Макара Анисимовича. В те черные времена, когда был жив Сталин, Макар Анисимович все обязательства перед государством аккуратно выполнял. Если мы будем равняться по тем, кто не работает, Вы ему прибавите, он все равно работать не будет. Я помню свою юность. Пьяница ложился и на подметке писал - 1 рубль, 1 рубль 20 копеек. Если его разбудили - плати рубль, а если меньше, зачем будил, мне цена рубль на подметке написана.

Сейчас, товарищи, на все эти вопросы надо нам обратить внимание и, видимо, какую-то систему построить, как это сделать. Но как Вы объясните, что в этом колхозе ниже 60 рублей не зарабатывают? Пойдемте на завод, на фабрику, я Вам покажу рабочих, которые получают ниже 60 рублей.

ПОЛЯНСКИЙ. Хорошие колхозы есть, но нельзя по одному колхозу или совхозу определять политику в целом.

ХРУЩЕВ. Почему Вы это говорите, на каком основании? Вы бросаете безответственные фразы.

ПОЛЯНСКИЙ. Вы меня спрашиваете, я отвечаю.

ХРУЩЕВ. Я сколько проехал колхозов и совхозов и везде стоимость в колхозе 2 рубля 20 копеек. Сколько нам хлеб совхозный стоит? 4 рубля. Сколько стоит хлеб колхозный? 8 рублей. Я не знаю, почему Вы так относитесь.

ПОЛЯНСКИЙ. Я Вам заявляю, что хлеб для государства и колхозные продукты дешевле, чем совхозные. Давайте сделаем правильные расчеты экономические. Нам нельзя так. Кто-то сказал, и уже нужно подстраиваться под это. Все колхозные сельскохозяйственные продукты дешевле."

Тут Хрущев вскипает и обращается к еще одному заговорщику - Шелепину:

"ХРУЩЕВ. Товарищ Шелепин - Госконтроль. Вы возьмите справку и суньте в нос члену Президиума, о чем он говорит. Я, прежде чем ехать, взял справку от ЦСУ и говорю это Вам. Вы извращаете. Вы не правы.

ПОЛЯНСКИЙ. Можно доказать. Не суйте в нос. Я человек.

ХРУЩЕВ. Я тоже человек.

ПОЛЯНСКИЙ. Как с Вами разговаривать. Если высказал свое мнение, сразу обострение. Может быть, отношение такое ко мне.

ХРУЩЕВ. Видимо так, я не отрицаю. По вопросу политики цен у меня складывается очень большое недоверие. Я на Вас положиться не могу.

ПОЛЯНСКИЙ. Мы собирали людей, ученых приглашали, изучали вопрос организации труда, вопрос оплаты. Пусть скажут товарищи.

ХРУЩЕВ. Я могу принести справку. ЦСУ мне дал справку. На память что-то 8 рублей, по-старому 80 рублей колхозы, 40 рублей - совхозы.

ПОЛЯНСКИЙ. Я беру по многим участкам сельского хозяйства. Может быть разный подход. Тогда другой вопрос.

ХРУЩЕВ. Я Вам расскажу. Два рубля 20 копеек - колхоз и 2 рубля - совхоз. Совхоз имеет еще затраты на страхование, на жилищное строительство, на культурные расходы, получается 4 рубля, а не 8. Я беру так. Колхозу нужно строить кошары, дома колхозников, значит 4 рубля, а не 8. Мы от совхозов получаем 4 рубля чистого дохода, а колхозу платим 25 рублей, в то время как все содержание, основываясь на расходах совхоза, 4 рубля стоит. Вот о чем идет речь. Это умозаключение. Оно сходится со справкой, которую дает ЦСУ, что почти в два раза (немногим, может быть, меньше) нам дороже хлеб и все продукты. А чай? Сейчас не проверял. В три раза дороже.

Товарищ Полянский, когда Вы сидите на этих делах и не видите, то Вы можете себе представить, какое у меня положение, как у Председателя Совета Министров. Я не доверяю. Это, может, субъективное дело. Пусть Президиум решает. Садитесь на мое место, я на Ваше сяду.

ПОЛЯНСКИЙ. Не надо волноваться. Я знаю, когда преобразовывали часть колхозов в совхозы, были огромнейшие споры. Нам доказывали, что от колхозов получаем продукцию дешевле, чем от совхозов. И Минфин, и Госплан и другие доказывали и показывали цифры.

ХРУЩЕВ. Возьмите справку.

ПОЛЯНСКИЙ. Это можно посмотреть, есть орган - ЦСУ, объективный орган.

ВОРОНОВ. Там есть разница. Цифры, которые дает ЦСУ, нельзя сравнивать. Разные методы исчисления.

ХРУЩЕВ. Инженер получает 100 рублей, а пастух - 200.

ПОЛЯНСКИЙ. Есть недостатки в заработной плате, тут вопроса нет. Это совершенно правильно.

ХРУЩЕВ. Сколько профессор получает?

ИЛЬИЧЕВ. От 350 до 500."

"ХРУЩЕВ. Я остро этот вопрос поставил, товарищи. Вы знаете, что этим вопросом занимается Полянский. Я его считаю не совсем объективным. Мы очень остро говорили по пенсионным вопросам.

Вы оказались правы или я?

ПОЛЯНСКИЙ. Почему любой из нас должен войти с предложением обязательно идеальным? Вы считаете, что любой человек все знает. Не так я внес, обменялись мнениями. Там подписали 5 членов Президиума помимо секретарей ЦК. Почему считать, что это товарищ Полянский?

ХРУЩЕВ. Вы его готовили.

ПОЛЯНСКИЙ. Я готовил. Почему Вы считаете, если недостатки допущены, это как штамп? Принимали участие и другие товарищи.

ХРУЩЕВ. Подписали 5 человек, я шестой подписываю. Я говорю: Вы у меня создали впечатление настороженности.

ПОЛЯНСКИЙ. Напрасно такое впечатление сложилось. Все мы хотим лучшего. По одному факту нельзя судить.

ХРУЩЕВ. Не по одному.

ПОЛЯНСКИЙ. Ни к этому я готовился. Работает институт, многие товарищи вносили это предложение. Много недостатков. Вы правильно говорили. Тут сомнений никаких нет. 10-15 лет назад (расценки) установлены, а в колхозах еще больше. В совхозах государство контролирует, а в колхозах никто не контролирует. Мы собирали людей, собирали эти вопросы, чтобы внести предложения.

ВОРОНОВ. Есть рекомендации от и до.

ПОЛЯНСКИЙ. Колхоз и совхоз. В совхозе 8 тонн нужно очистить на веялке, а в колхозе - 4. Приняло общее собрание, а оплата почти одинаковая получается.

ХРУЩЕВ. И все-таки говорите, что колхозная продукция дешевле, чем совхозная. Откуда эта дешевизна берется?

ПОЛЯНСКИЙ. Это другой вопрос.

ХРУЩЕВ. Одно другому противоречит. Вы возьмите в ЦСУ справки. Выработка на одного работающего в сравнении с Соединенными Штатами по промышлености у нас меньше в три раза, а по сельскому хозяйству - в шесть раз. Отсюда и говорится, что продукция государственных предприятий и совхозов в два раза дешевле, чем колхозов. Раз затраты больше, то не могут быть в два раза меньше расходы, дешевле.

БРЕЖНЕВ. Это - большой, интересный вопрос, его надо изучить.

ХРУЩЕВ. У нас других цифр нет. Товарищ Старовский - человек очень осторожный. Я у него цифры беру. У меня своих цифр нет. Это наша союзная бухгалтерия. Это единственный источник, на который я могу сослаться и пользоваться. Я ему верю. Он у меня пользуется полным доверием. Вот видите, как бывает.

ПОЛЯНСКИЙ. Это тоже неплохо иногда говорить.

ХРУЩЕВ. Может быть, это возрастное дело, но я расстраиваюсь, волнуюсь, реагирую. Видимо, пока я не умру, буду реагировать. Ничего с собой не могу сделать. Казалось бы, мне какое дело. Вы работаете, мне 70 лет, черт с вами, делайте что хотите. Я коммунист. Пока я живу, пока я дышу, я буду бороться за дело партии."

Затем Хрущев отстал от Полянского, но стал возмущаться другим абсурдом (не понимая, разумеется, что дело в самой плановой экономике, но ставя ей в пример рыночную, что он делал часто на заседаниях Президиума ЦК):

"Говядина - сложное дело. Крупный рогатый скот надо кормить сочными кормами, а не пшеницей. Поэтому, если колебание какое-то урожая будет по кормам, то всегда это отбрасывает нас на два-три года назад, потому что приходится вырезать скот. Фураж не перевезешь. Я был удивлен и озадачен - в Башкирии, Целинном крае мне говорили: да, мы помогаем, приехали из Белоруссии и Украины солому заготавливать. Я онемел. Я ничего им не сказал. А их надо было выругать, тем более не мог хвалить. Где это видано, чтобы покупать солому и перевозить из Казахстана за 4-5 тысяч километров в Белоруссию и кормить там коров? Хозяин бы повесился скорей. А у нас это возможно. Кто благословил это, не знаю. Но мне так сказали. Я не хотел связываться. Только советская власть может пережить. Почему на Украине? Товарищ Поляков, вы помните? Белоруссию точно помню.

ПОЛЯКОВ. Московская область.

ХРУЩЕВ. Не Украина, а Московская область, извините. Солому возить! Я не знаю, тут и черный поседеет. Что стоит тонна соломы, перевезенная сюда?

ВОРОНОВ. Тарифы снижаем железнодорожные, чтобы удешевить.

ХРУЩЕВ. Что я могу сказать, что тут разумного? «Ты и обильная, ты и всесильная, матушка Русь!» Солому возить - это дикая вещь. Только может пережить такое плановое хозяйство. Российская Федерация благословила. Те, кто просят, они не отвечают. Им Бещев (министр путей сообщения) перевезет. А те кто платят, если посчитать, то дешевле ячмень купить в Канаде, чем перевозить солому, у которой никаких кормовых достоинств. Взяли и посчитали бы, может выгоднее коров к соломе вывозить. Это дешевле было бы. Я - председатель, думаете, мне было приятно это слушать? Они думают, что это партия, ЦК. Говорят, мы выполним, мы отгрузим, мы подвезем. Сколько солома стоит? Ее ни в одной стране не вывозят вообще, а у нас все могут перевезти.

Когда здесь сидишь, спокойнее. Если бы мне Воронов (предсомина РСФСР) сказал, что солому просят перевезти, я бы сказал - посчитайте.

ВОРОНОВ. Мы не делаем этого, запрещаем.

ХРУЩЕВ. Мы - Совет Министров, мы запретим, прикажем Бещеву не принимать солому в перевозку и объявим в печати. И Бещев не примет. Видимо, мне на пенсию пора уходить. Не сдерживаю свой характер. Горячность. Я всегда был непримирим к этому и в молодости, и в старости."

Здесь у Хрущева уже какое-то предчувствие скорой отставки проскальзывает.

В дополнение некоторые снимки Полянского. Он среди членов Президиума был самый импозантный и фотогеничный, иногда в белой шляпе на мавзолей поднимался. Украинец, родился 25 октября 1917 года, в тот самый день.

Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева
Полянский против Хрущева

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1973 год ...
Дикая история в Ростове-на-Дону. Толпа детей мигрантов, около 10 человек, избивала возле школы русского одноклассника. Мимо шли люди, и все делали вид, что их это не касается. Не знаю, были ли это люди, или какие-то морлоки. Второе, скорее. Мимо проходил один мужчина. Он отбил парня ...
которых пристрелили после того, как они пришли сносить чужие дома. там кто-то их защищал, что типа незаконное жилье ( к слову, сочувствующих тому, кто их пристрелил, было немало). вот пример из Курска, когда под снос может пойти законно оформленное жильё . самое интересное, что у ...
По Евроньюзу пугают русскоязычных слушателей конфискованным "сычужным продуктом" - точь-в-точь как в известной байке про "дигидрогена монооксид". Но вообще идея гениальная и заслуживающая не меньше чем Госпремии. Поскольку местное население сыр не ест, то и процесс его изготовления пред ...
Сегодня у нас мороз и солнце — днем было -3, ночью обещают до -7. Успела поймать немного солнца на ближнем озере. ...