Пожалуйте к столу, господа!
olga_srb — 22.01.2017 Стиль бидермайер, просуществовавший всего три десятилетия - с 1818 по1848 годы, серьезно повлиял на культуру повседневности. Чтобы увидеть этот стиль воочию, достаточно пройтись по комнатам дома-музея В.Л.Пушкина: домашний уют и скромная изысканность в каждой детали – вот что такое бидермайер. По сути, он выражает европейский стиль быта, в котором умение увидеть приятное в мелочах становится смыслообразующим моментом.Петровские реформы оказали огромное влияние не только на развитие государства, но и жизнь отдельного человека, коренным образом изменив то, что находилось к нему ближе всего: гардероб и кулинарные традиции. В первой трети XIX века русский порядок приема пищи (время, сервировка, рацион) в городских домах практически полностью был заменен европейским, особенно – в Санкт-Петербурге. Именно в период бидермайера обед сместился с 15-16 часов на 13-14, а ужин – с 22-23 часов на 19-20; приемы пищи стали короче, а столовый этикет точнее. Все это – влияние европейской рационализации труда и времени. В начале XIX века только «франты» и бездельники позволяли себе начинать обедать в 16-17 часов, а ужинать ночью.
Справедливости ради стоит заметить, что в некоторых усадьбах был иной распорядок дня: в 9 утра – чай, в 12 – завтрак (по сути ланч), в 16 – обед, в 18 – полдник (похожий на легкий ужин) и в 21 час – вечерний чай.
К столу гостей приглашал дворецкий, сообщая, что обед/ужин подан. Наш дворецкий куда-то запропастился, поэтому сегодня мы подаем обед сами. Кроме дворецкого и следующего за его призывом торжественного шествия к столу, попытаемся воспроизвести сервировку времен бидермайера.
По правилам XIX века, столовая (у нас – кухня) должна быть хорошо освещена, а воздух в ней прогрет до 13-16 °R. Двести лет назад температуру воздуха измеряли в градусах Реомюра, однако мы можем легко перевести Реомюра в Цельсия и нагреть кухню-столовую до 16-20°С (точнее – проветрить!).
В центре столовой – овальный стол, который в простых «бюргерских» домах стали украшать вазами с цветами. Когда бидермайер закончится, украшать стол хрустальными вазами, канделябрами и фарфоровыми статуэтками станет немодно, и только вазы с цветами и фруктами сохранят свои места на столе.
Разумеется, сервировка стола зависела от достатка хозяев, но мы попытаемся воспроизвести сервировку пушкинского дома.
В домах среднего класса серебряные приборы в эпоху бидермайера считались предметами роскоши, но мы можем позволить себе положить на стол старенькие вилку и нож. Обратите внимание, что вилка в доме-музее В.Л.Пушкина лежит зубчиками вниз.
Так же кладем ее мы.
Блюда подавались не все сразу, а по очереди, поэтому на столе стоит не более двух «общих блюд». Из Франции пришел обычай сервировать закуски не в гостиной (как это было принято в России), а на подносах, и подавать эти подносы за столом.
Когда на столе появлялись конфеты, мороженое и другие сладости, гости понимали: пора собираться домой.
Собственно, воспроизвести роскошь бидермайера можно без особого труда, как и весь интерьер того периода. Хотите жить в бидермайере первой трети XIX века? Тогда положите на диван в передней свой цилиндр, на чайный столик в гостиной – рукописный альбом со стишками и шаржами, на обеденный стол – серебряную вилку, на кушетку – плед и халат, а на бюро – портрет Александра I. Положите и живите в свое удовольствие! Да, и не забудьте остудить воздух до 13-16 °R.
|
</> |