Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От

топ 100 блогов vodnik_t13.09.2024

Глава VII. Ильинская церковь изнутри. Крыльцо и паперть. Первая часть росписей.

01. План церкви Ильи Пророка.
01. План церкви Ильи Пророка.

Как я уже писал в предыдущей главе, церковь интересна по своей композиции. Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца.

Ну, вот, когда мы начали более-менее ориентироваться в планировке церкви, можно заходить внутрь. И тут, прямо на крыльце, по крайней мере, меня накрыл культурный шок. И было с чего — «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов» постарались на славу! И талантом их Господь не обделил!

К сожалению, с талантом у меня похуже, так что эта и последующие главы, посвящённые росписям Ильинского храма, чуть менее, чем полностью, построены на вот этой книге: Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971.

Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От
03. Они же.
03. Они же.
04. Дракон
04. Дракон
05. Рай и ад.
05. Рай и ад.

Всюду яркие пятна: белые ангелы, синие волны, зеленые поля, красные шали, пестрые тюрбаны, золотые латы, узорчатые шатры. Видны замки и целые города, кущи райских садов, всякие фантастические твари, вроде грифонов и драконов. Сдаётся мне, в одной голове все эти образы родиться не могли — налицо коллективное творчество, опирающееся на народную традицию и народную же мифологию. А народная мифология — она такая вещь... Живая, яркая, порою весёлая, порою, страшная, порою, возвышенная. Ну, так, и росписи таковы!

06. Подъём на паперть.
06. Подъём на паперть.
07. Другая его сторона.
07. Другая его сторона.
08. Своды.
08. Своды.

А дальше больше — мы поднимаемся на паперть и впадаем в восхищённое недоумение — тут расписаны даже скамьи и резные порталы входов! Давайте пройдёмся и, пока, просто посмотрим.

09. Паперть слева от входа.
09. Паперть слева от входа.
10. Свод.
10. Свод.
12. Справа от входа.
12. Справа от входа.
13. Детали.
13. Детали.
14. Отделка низа стен изразцом.
14. Отделка низа стен изразцом.
15. Стена, отделяющая паперть от трапезной и Покровского придела.
15. Стена, отделяющая паперть от трапезной и Покровского придела.
16. Паперть возле придела Гурия, Самона и Авива.
16. Паперть возле придела Гурия, Самона и Авива.
17. Портал входа в Северный придел.
17. Портал входа в Северный придел.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 18.
18.
19. Портал северного входа в храм.
19. Портал северного входа в храм.
20. Придел Гурия, Самона и Авива.
20. Придел Гурия, Самона и Авива.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 21.
21.
22. Вселенский потоп.
22. Вселенский потоп.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 23.
23.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 24.
24.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 25.
25.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 26.
26.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 27
27
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 28.
28.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 29.
29.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 30.
30.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 31.
31.
32. Портал главного входа в храм.
32. Портал главного входа в храм.
33. Изразцы ярославского стиля — то, чем русские зодчие заменили цветной мрамор, которого в тогдашней России не было.
33. Изразцы ярославского стиля — то, чем русские зодчие заменили цветной мрамор, которого в тогдашней России не было.
34. Детали портала.
34. Детали портала.

В принципе, уже этого хватило бы на пост, но это же не наш метод — лонгрид, так лонгрид. Так что продолжу, с претензией на наукообразность, описывать то, что видел до полного исчерпания объёма поста. Поехали!

Постепенно у меня сложилось стойкое ощущение, что живописный ансамбль был рассчитан именно на длительное и праздное пребывание зрителей, на долгое созерцание. Со временем взгляд начинает читать увлекательную повесть о сотворении мира, о "первородном грехе" прародителей, их земных перипетиях, о битвах и любви, о предательстве и верности. И вот тогда приходит понимание, что перед нами продуманный расчет в размещении сцен и отдельных изображений, связь их с архитектурными членениями паперти и учет функциональной роли.

Становится понятно, что выбор и размещение сюжетов росписи паперти Ильинской церкви определяются ее ролью в общем храмовом ансамбле. Паперть — это преддверие, вход в храм Божий, евангельскую церковь. Этому назначению отвечает цикл росписей, посвященных событиям Ветхого завета, из которых наиболее популярны "Сотворение мира", "История Адама и Евы", "Всемирный потоп", "Столпотворение вавилонское" — они, помимо внушения пастве соответсвующего настроя, давали наибольший простор фантазии художника, ибо менее всего были стиснуты рамками канона.

Вверху, на сводах паперти помещены наиболее крупные сцены — это композиции цикла "Сотворение мира". Писал их большой мастер. По одной фигуре Саваофа чувствуется — живая, динамичная и... грозная. Таким бог-демируг быть и должен.

35. Сотворение мира.
35. Сотворение мира.
36. И сказал Бог:
36. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
37. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
37. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
38. И сказал Бог:
38. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле". И стало так.И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду. И увидел Бог, что это хорошо.И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: "Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю". И стало так.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.И был вечер, и было утро: день четвёртый.
39. И сказал Бог:
39. И сказал Бог: "Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной". И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.И был вечер, и было утро: день пятый.И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Но идём дальше.

История Адама и Евы рассказана художниками с многочисленными подробностями. Эта серия росписей выполнена в иной манере, чем "Сотворение мира". Обобщенная моделировка, четкие границы форм, локальный цвет и сложное плетение композиции похоже на орнаментальные крестьянские росписи. В сценах с изображениями библейских событий этого и других циклов ("Исход евреев из египетского плена", "История Юдифи" и т.д.) много черт — бытовых деталей, элементов костюмов, — взятых из окружающей жизни, так же, как и в пейзаже, где фигурируют березки, сосенки и лужки, перенесенные из русского ландшафта. Легендарные Иерихон, Вавилон, Иерусалим превратились в причудливые сказочные города, в которых традиционные Пятиглавые соборы, стройные шатры и крепостные башни русских монастырей и кремлей сочетаются с колоннадами и портиками, имеющими замысловатые узорчатые украшения. Последнее часто почерпнуто из имевших тогда хождение иноземных гравюр (Библия Пискатора и другие книги).

40. История Адама и Евы.
40. История Адама и Евы.
41. То же с другого ракурса.
41. То же с другого ракурса.
42. Наречение имён зверям и птицам.
42. Наречение имён зверям и птицам.
43. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала:
43. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: "Приобрела я человека от Господа". И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И всё завертелось и довертелось до Потопа... 

44. Ной производит погрузку л/с на ковчег.
44. Ной производит погрузку л/с на ковчег.
45. Собственно потоп. Особенно прекрасен гражданин на дереве.
45. Собственно потоп. Особенно прекрасен гражданин на дереве.

И тут пора прекратить дозволенные речи — пост не резиновый. Продолжим в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нашумевший трейлер NowHere - полностью состоит из невероятных трюков. Фотография одного из прыжков будет на обложке DVD, а фотография с трюком Dan Brisse уже на обложке журнала Trans World Snowboarding. … Continue reading » ...
Кураев...это, конечно, Кураев. Талантливейший балбес, Шалопай, не оценивший незаурядный дар Божий; До поры до времени -- баловень то ли судьбы, то ли Провидения; Вечный подросток. Но то, как его "обрезали" , говорит, что в РПЦ МП Игры ...
А китайское, как оказалось. не всегда означает контрафакт или плохо. Впервые за последние 40 лет китайский "Нефритовый заяц" (это, кстати. у них мифический герой, проживающий на Луне) луноход благополучно прилунился. Посадка была совершена, как  и предполагали расчеты, в кратере ...
Заказ на проектирование развязки получен. Сроки сжатые - до конца декабря, с нового года стройка. Недолго осталось) ...
Виртуальная экскурсия по Парижу: с помощью курсора выбираем место, клик - приближение, клик с нажатой клавишей Ctrl - удаление, клик на участке в красной рамочке - демонстрация фотографии этого места Парижа. Приятной экскурсии!В  Update Кстати, лучше ...