Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От
vodnik_t — 13.09.2024Глава VII. Ильинская церковь изнутри. Крыльцо и паперть. Первая часть росписей.
Как я уже писал в предыдущей главе, церковь интересна по своей композиции. Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца.
Ну, вот, когда мы начали более-менее ориентироваться в планировке церкви, можно заходить внутрь. И тут, прямо на крыльце, по крайней мере, меня накрыл культурный шок. И было с чего — «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов» постарались на славу! И талантом их Господь не обделил!
К сожалению, с талантом у меня похуже, так что эта и последующие главы, посвящённые росписям Ильинского храма, чуть менее, чем полностью, построены на вот этой книге: Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971.
Всюду яркие пятна: белые ангелы, синие волны, зеленые поля, красные шали, пестрые тюрбаны, золотые латы, узорчатые шатры. Видны замки и целые города, кущи райских садов, всякие фантастические твари, вроде грифонов и драконов. Сдаётся мне, в одной голове все эти образы родиться не могли — налицо коллективное творчество, опирающееся на народную традицию и народную же мифологию. А народная мифология — она такая вещь... Живая, яркая, порою весёлая, порою, страшная, порою, возвышенная. Ну, так, и росписи таковы!
А дальше больше — мы поднимаемся на паперть и впадаем в восхищённое недоумение — тут расписаны даже скамьи и резные порталы входов! Давайте пройдёмся и, пока, просто посмотрим.
В принципе, уже этого хватило бы на пост, но это же не наш метод — лонгрид, так лонгрид. Так что продолжу, с претензией на наукообразность, описывать то, что видел до полного исчерпания объёма поста. Поехали!
Постепенно у меня сложилось стойкое ощущение, что живописный ансамбль был рассчитан именно на длительное и праздное пребывание зрителей, на долгое созерцание. Со временем взгляд начинает читать увлекательную повесть о сотворении мира, о "первородном грехе" прародителей, их земных перипетиях, о битвах и любви, о предательстве и верности. И вот тогда приходит понимание, что перед нами продуманный расчет в размещении сцен и отдельных изображений, связь их с архитектурными членениями паперти и учет функциональной роли.
Становится понятно, что выбор и размещение сюжетов росписи паперти Ильинской церкви определяются ее ролью в общем храмовом ансамбле. Паперть — это преддверие, вход в храм Божий, евангельскую церковь. Этому назначению отвечает цикл росписей, посвященных событиям Ветхого завета, из которых наиболее популярны "Сотворение мира", "История Адама и Евы", "Всемирный потоп", "Столпотворение вавилонское" — они, помимо внушения пастве соответсвующего настроя, давали наибольший простор фантазии художника, ибо менее всего были стиснуты рамками канона.
Вверху, на сводах паперти помещены наиболее крупные сцены — это композиции цикла "Сотворение мира". Писал их большой мастер. По одной фигуре Саваофа чувствуется — живая, динамичная и... грозная. Таким бог-демируг быть и должен.
Но идём дальше.
История Адама и Евы рассказана художниками с многочисленными подробностями. Эта серия росписей выполнена в иной манере, чем "Сотворение мира". Обобщенная моделировка, четкие границы форм, локальный цвет и сложное плетение композиции похоже на орнаментальные крестьянские росписи. В сценах с изображениями библейских событий этого и других циклов ("Исход евреев из египетского плена", "История Юдифи" и т.д.) много черт — бытовых деталей, элементов костюмов, — взятых из окружающей жизни, так же, как и в пейзаже, где фигурируют березки, сосенки и лужки, перенесенные из русского ландшафта. Легендарные Иерихон, Вавилон, Иерусалим превратились в причудливые сказочные города, в которых традиционные Пятиглавые соборы, стройные шатры и крепостные башни русских монастырей и кремлей сочетаются с колоннадами и портиками, имеющими замысловатые узорчатые украшения. Последнее часто почерпнуто из имевших тогда хождение иноземных гравюр (Библия Пискатора и другие книги).
И всё завертелось и довертелось до Потопа...
И тут пора прекратить дозволенные речи — пост не резиновый. Продолжим в следующей главе.
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI