Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От

топ 100 блогов vodnik_t11.09.2024

Глава V. Улица Кирова — ярославский Арбат и Сретенская церковь.

01. Схема нашего забега по Ярославлю.
01. Схема нашего забега по Ярославлю.

Улица Кирова (бывшая улица Калинина, Угличская улица, улица Сулимова) — улица в историческом центре города Ярославля. Наполовину пешеходная. Лежит между Первомайской улицей и Советской площадью. Одно из самых оживленных мест Ярославля. На улице расположено множество магазинов и кафе.

До перепланировки города улица, начинавшаяся от Пробойной улицы рядом с церковью Ильи Пророка, о которой я расскажу позже, и проходившая до Власьевской проезжей башни, называлась улицей Калинина, по располагавшемуся на улице домовладению ярославца по имени Калина. Название известно из «Переписной книге Ярославля» 1646 г. и из плана Ярославля 1770-х гг.

При перестройке города по регулярному плану 1778 г. улица была расширена и выпрямлена так, что с одной стороны перспективу улицы замыкала Ильинская церковь, а с другой — Власьевская башня. Таким образом улица стала одним из лучей, расходящихся от центральной (Ильинской) площади к проезжим башням Земляного города. С этого времени она называлась Угличской улицей, так как с этой улицы начиналась дорога на Углич.

В конце XVIII — начале XIX вв. улица была обстроена одно-двухэтажными каменными жилыми домами в стиле классицизма. Во второй половине XIX в. многие из них были переделаны под торговые помещения. Согласно описи, в 1809 г. на Угличской улице имелись один трактир и 34 каменные лавки.

В 1820—1823 гг. на участке от Ильинской площади до Ростовской улицы был выстроен комплекс зданий Мытного двора по проекту архитектора Петра Панькова.

В 1861 г. к Власьевской башне в створе Угличской улицы была пристроена церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

В начале XX в. здесь появились здания в стиле модерн — гостиница «Бристоль» на углу Угличской и Екатерининской улиц и торговый дом Манделя на углу Угличской и Казанской.

В конце 1920-х гг. улицу переименовали в улицу Сулимова в честь Д. Е. Сулимова (1890—1937) — председателя правительства РСФСР в 1930—1937 гг. В 1937 г. Сулимова объявили «врагом народа» и расстреляли, а улицу переименовали в улицу Кирова в честь С. М. Кирова.

В 1980 г. для освобождения места под строительство нового здания для обкома КПСС был снесён ансамбль зданий Мытного двора.

В 1997 г. участок улицы от Первомайской до Андропова стал пешеходным.

С памятниками архитектуры на улице тоже всё хорошо.

02. Дом № 18 — Бывший Торговый дом Манделя — магазин, продававший готовое платье, форменную одежду и меха. Построен в начале XX в. С 1930 г. здесь располагался универмаг Резинообъединение, где продавались товары бытового и спортивного назначения: сапоги, шланги, спортивные мячи и шапочки для плавания. С 1953 года магазин преобразован в «Головной универмаг». С 1966 года в здании находится книжный магазин. Стиль неоклассицизм.
02. Дом № 18 — Бывший Торговый дом Манделя — магазин, продававший готовое платье, форменную одежду и меха. Построен в начале XX в. С 1930 г. здесь располагался универмаг Резинообъединение, где продавались товары бытового и спортивного назначения: сапоги, шланги, спортивные мячи и шапочки для плавания. С 1953 года магазин преобразован в «Головной универмаг». С 1966 года в здании находится книжный магазин. Стиль неоклассицизм.
03. Дом № 13/31 — Бывший торговый дом купцов Голкиных. Построен в 1911 г. по проекту П. А. Трубникова. Стиль я бы определил, как переходный между неоклассицизмом и конструктивизмом.
03. Дом № 13/31 — Бывший торговый дом купцов Голкиных. Построен в 1911 г. по проекту П. А. Трубникова. Стиль я бы определил, как переходный между неоклассицизмом и конструктивизмом.
04. Просто атмосферное фото.
04. Просто атмосферное фото.
05. № 9/7 — Бывший жилой дом с лавками купца Чистова. Возведён в 1840-х гг. Архитектурный стиль — классицизм.
05. № 9/7 — Бывший жилой дом с лавками купца Чистова. Возведён в 1840-х гг. Архитектурный стиль — классицизм.

А вот и история с приведениями. Грустная и жестокая, как все такие истории: «Интересна легенда, связанная с этим местом. По преданию, однажды кyпец заметил возле дома мальчика-сироткy, пожалел его и забрал жить к себе в дом. Понравился мальчик только кyпцy, остальные домашние и даже слyги его невзлюбили. Кyпец редко бывал дома, и заботy о мальчике порyчил гyвернантке. Она, как могла, заботилась о мальчике, но в ее отсyствие над мальчиком издевался yправляющий, рyгая и избивая его за малейшyю провинность. Не отставал от него и сын Петра Алексеевича, ровесник мальчика. Сироте пригрозили расправой, если он комy-нибyдь пожалyется, но доведенный до отчаяния мальчик рассказал об издевательствах гyвернантке. Месть была жестокой: дождавшись, когда гyвернантка yйдет на рынок, yправляющий затащил его в сарай и забил до смерти. Затем он бросил тело в мешок, а мешок ночью yтопил в Волге. Приехавшемy Ерыкаловy yправляющий сообщил, что мальчик сбежал. Ерыкалов был очень огорчен, поднял городовых на поиски – но тщетно. До конца своей жизни он так и не yзнал об yбийстве. Горожане yверяют, что до сих пор на yлице Кирова можно встретить мальчика в рваной и грязной одежде, который бyдет жалобно просить «пятачок на пропитание». 

Взято здесь.

Мы мальчика не видели. И слава богу!

04. Дом № 12 — Бывший особняк Ерыкалова. Построен в 1875 г. Архитектурный стиль — эклектика. А ещё это дом с приведениями.
04. Дом № 12 — Бывший особняк Ерыкалова. Построен в 1875 г. Архитектурный стиль — эклектика. А ещё это дом с приведениями.

Первоначально в этом месте находились равновысокие торговые лавки с открытой торговой галереей. Позже (в 1870-х) надстроили жилые верхние этажи, превратив бывшие лавки в дом с магазинами. О прежних постройках напоминают сейчас большие окна первого этажа. Дом до сих пор используется как магазин.

И тут перед нами предстал переулок со звучным названием — Депутатский. Не свернуть в него мы не могли: я заметил церковь в неорусском стиле, а Любовь Александровна — лавки, торгующие льняными изделиями. По-моему, в этот момент, при взгляде на жену, у Павла Валерьевича заныла банковская карточка :-)))

07. Любовь Александровна заметила льняную лавку :-)
07. Любовь Александровна заметила льняную лавку :-)
08. Павел Валерьевич на фоне Депутатского переулка.
08. Павел Валерьевич на фоне Депутатского переулка.
09. Перспектива Депутатского переулка.
09. Перспектива Депутатского переулка.

А теперь самое время поговорить о жемчужине столь звучно названной улочки — о церкви Сретенья Господня. Так и хочется добавить: «... что в Депутатском переулке». Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, да...

10. Церковь Сретенья Господня, что в Депутатском переулке. Западный фасад.
10. Церковь Сретенья Господня, что в Депутатском переулке. Западный фасад.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 11.
11.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 12.
12.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 13.
13.

Это не первый Сретенский храм, стоящий тут — деревянная церковь Сретенья Господня впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 г. В 1685 на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского (это был ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЙ КУПЕЦ — с отчеством тогда и бояр не всегда писали) был построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. была разобрана и соединена с ним в одно целое.

Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819—1820 гг. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым.

В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в неорусском стиле на средства ярославского купца И. Н. Дунаева по проекту архитектора Н. И. Поздеева.

В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла

Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е, закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х — цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился — арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа.

В 1994 г. храм возвращен Русской Православной церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас. На сей момент храм не расписан. Интерьеры выглядят так:

Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 14.
14.
15. Иконостас. Очень даже неплохой.
15. Иконостас. Очень даже неплохой.

Когда мы вышли, моё внимание привлекли ворота церковной ограды. захотелось сфотографировать, и я не стал отказывать себе в маленьком удовольствии.

16. Ворота.
16. Ворота.

А купила себе Любовь Александровна чего-нибудь льняного или нет, я так и не спросил :-)

Ну, а мы вернулись на улицу Кирова.

17. Дом №7/8 — здание магазина или, как изящно написано в реестре памятников
17. Дом №7/8 — здание магазина или, как изящно написано в реестре памятников "Торговое здание" 1902 г. Постройки. Очень типичное для застройки всего района — торговые ряды, чай. Архитектурный стиль, пожалуй, неоклассицизм. Архитектор лично мне не известен. Дом стоит как раз на пересечении улицы Кирова с Депутатским переулком.
18. Фасад по улице Кирова.
18. Фасад по улице Кирова.

Мы двинулись дальше и набрели на милый ампирный домик.

19. Дом № 5/23 — Бывший трактир и гостиница «Столбы». Фото потырено в интернете.
19. Дом № 5/23 — Бывший трактир и гостиница «Столбы». Фото потырено в интернете.

Вот что я сумел узнать об этом здании. Построено оно между 1802 и 1817 гг. в квартале № 16, на углу улиц Угличской (Кирова) и Ростовской (Андропова), в сплошном ряду каменных лавок Старого Гостиного двора. В плане здание представляло собой четырёхугольник, скошенный в параллелограмм, с почти равными сторонами. Оба главных фасада были в 5 осей окон и имели симметричные 4-колонные портики ионического ордера в полную высоту, завершённые треугольными фронтонами. На 1847 г. здание принадлежало Ярославскому Городскому обществу и использовалось как трактир. Позже здесь расположилась гостиница "Большие и Малые Столбы". В 1887 г. новый собственник здания, ярославский купец А. А. Белов подал прошение о перестройке здания с его расширением по Угличской ул. Проект перестройки выполнил Городской архитектор Ярославля Н. И. Поздеев. Здание расширилось пристройкой в 6 осей окон, сделанной на месте старого одноэтажного корпуса, следующий, тоже одноэтажный, корпус был перестроен и примкнул к зданию гостиницы. Здание получило новый единый фасад, для чего был разобран портик, оказавшийся теперь сбоку фасада, центр фасада по замыслу архитектора должен был выделяться слабым ризалитом в 3 оси и круглым слуховым окном, но этого сделано не было. На рубеже XIX-XX вв. комплексом построек владел трактирщик Быков, в основной части здания располагались трактир и гостиница "Столбы", в примкнувшем корпусе, надстроенном так же вторым этажом, лавки — бакалейная, хлебная, одёжная и сапожная.
В 1920-е гг. в национализированном здании расположился Дом крестьянина, оба корпуса были соединены сквозными коридорами и получили общий адрес. В последующие годы в объединённом здании размещались различные учреждения, в том числе с 1954 г. Гидрометеобюро. С 1990-х годов и по настоящее время в здании располагаются Гидрометеоцентр (ЦГМС) и областное управление МЧС, а в первом этаже пристроенных частей по ул. Кирова — рестораны.
Главный фасад здания по ул. Андропова сохранился почти неизменным с момента постройки: небольшой, уравновешенный, в 5 осей с 4-колонным ионическим портиком и фронтоном с глухим тимпаном, на месте центрального окна первого этажа расположен вход. Фасад по ул. Кирова делится на две части. Левая — первоначальное здание и пристройка Поздеева, объединена мерным ритмом 11 осей прямоугольных окон, обрамлённых профилированными наличниками и замковыми камнями, а также сплошными междуэтажной и подкарнизной тягами. Правая часть фасада — пристроенный корпус, так же в 11 осей, имеет общие высоты с левой частью здания. Окна первого этажа полуциркульные, с крупными замками, разделены широкими рустованными лопатками, окна второго этажа по размерам идентичны окнам в левой части фасада, обрамлены профилированными наличниками без замков.
Здание сохраняет деревянные перекрытия. В 1986 г. объявлено памятником архитектуры регионального значения.

А через несколько шагов нам попалось такооооееее...  ;-)))

20. Дом №10 — бывшая гостиница
20. Дом №10 — бывшая гостиница "Бристоль".
21. Фасад по улице Кирова.
21. Фасад по улице Кирова.

Первоначально угловой жилой дом купцов Баловых. По состоянию на І пол. 1840-х имел 3 этажа с ренсковым погребом, лавками на первом этаже и службами во дворе. Много раз менял собственников, постепенно расширяясь вдоль обеих улиц. В 1910 г. перестроен в духе модерна по проекту Саренко Г. В. В здании находилась ресторан и гостиница "Бристоль" Бухарина, а так же ряд других заведений и жилые помещения. В советское время гостиница "Волга" и кафе "Весна". В настоящее время офис банка "ВТБ", кафе "Бристоль" и "Ван Гог" и ряд торговых организаций.

Между прочим, это был первый в Ярославле ресторан. А ведь его могло бы и не быть! Вот интересная история, сохранившаяся с тех времен: Жена купца Друженкова выделила деньги на строительство здания. Её целью было разместить в нем приют для девочек и назвать его в честь покойного супруга. Архитектором был назначен Г. В. Саренко. Но когда постройка была завершена купчихе Друженковой не на что было содержать приют, да и здание было слишком большим для детей. И владелица сдала помещение в аренду Рыбинскому купцу И. П. Сазонову под гостиницу и ресторан.

Ох, что это был за ресторан! Он был отделан в популярном тогда стиле модерн на французский манер по первому разряду. «Бристоль» приковывал взгляды, восхищая изысканностью и размахом. Подлинной находкой здесь стали фризы из цветной керамики, они словно перекликаются с изразцовым декором старинных Ярославских храмов. Реклама гласила: «Электрическое освещение. Роскошный двухсветный зал, электрический силофон, пианино, уютные кабинеты, биллиарды.

Говорят, в окнах ресторана выставлялись девушки, с которыми гость мог отужинать или проследовать в нумера.

«Образцовая кухня» предлагала на завтрак паровую осетрину, крокеты из телятины, холодный нарез; на обед салат-де-пуасон, лапша и солянка, жаркое с индейкой, консоме с пашотом, шарлон паризьен; на ужин рябушка, пудинг, блины. В спокойные времена в «Бристоле» трапезничали такие деятели культуры как Собинов, Шаляпин, Бальмонт и другие немало известные персоны. Автора архитектурного проекта Саренко благодарный Сазонов наградил персональным столиком в зале ресторана, в том самом зале, где когда-то отплясывал легендарный разудальный киноперсонаж Афоня в исполнении Леонида Куравлева. В сериале «Доктор Живаго» роль фешенебельного столичного ресторана сыграл тоже он. 

Словом, гнездо чревоугодия, разврата и порока! Даже жаль, что не зашли, но Рейд упущенных возможностей должен оправдывать своё название. Но идём дальше!

23. Дом № 8/10 — 2-й корпус ЯрГУ, в котором располагается физический факультет и приемная комиссия. Бывший Екатерининский Дом призрения ближнего, построенный в 1786 году по проекту архитектора И. М. Левенгагена по инициативе ярославского наместника А. П. Мельгунова. Архитектурный стиль — классицизм.
23. Дом № 8/10 — 2-й корпус ЯрГУ, в котором располагается физический факультет и приемная комиссия. Бывший Екатерининский Дом призрения ближнего, построенный в 1786 году по проекту архитектора И. М. Левенгагена по инициативе ярославского наместника А. П. Мельгунова. Архитектурный стиль — классицизм.

История строительства здания весьма примечательна. В 1784 г. Алексей Петрович Мельгунов пришёл к ярослaвскому обществу c предложением сложить капиталы для строительства благоустроенного дома, в котором будут проживать и обучаться дети-сироты. Общество наместнику не отказало. Интересно почему? Ну высшее дворянство ладно — идеалы Просвещения, пример матушки-императрицы и вот это вот всё, а отличавшиеся прижимистостью купцы? Может, в Сибирь не хотелось?

Крупнейшее вложение в строительство сделал Ивaн Яковлевич Кучумов — он вложил по завещанию на это здание пятую чaсть своего имущества («вечный капитал») — 20 322 рубля. На строительство давали деньги дворяне Урусовы, Салтыковы, Волконские, Мусин-Пушкины, купцы Затрапезновы, Сорокины и другие. Первых вкладчиков было более полутора сотен.

Строительство было окончено в 1786 г. Открытие Дома призрения ближнего было привязано к 21 апреля — дню рождения императрицы Екатерины II, по окончании была произведена пушечная пальба. Попечителем заведения стала Екатерина Мельгунова, дочь Алексея Мельгунова. 

Летом 1786 г. была открыта двухклассная школа — первое светское учебное заведение в Ярославле. В первом классе учились вместе 8 мальчиков и 19 девочек, во втором 10 мальчиков и 2 девочки. Там же осенью появилось главное народное училище. К концу 1786 г., соглaсно отчетaм совета управителей, в Ярославском Доме призрения ближнего воспитывались уже порядка 80 детей - 56 мальчиков и 24 девочки. Немного позже в заведение принимать так называемых «своекоштных» учеников — детей вполне состоятельных семей, за обучение которых платили приличные деньги.

По инициативе А. П. Мельгунова в Доме былa создана большaя портретная галерея. Для заполнения её картинами Алексей Петрович пригласил местного портретиста Дмитрия Михайловичa Коренева. Портретная галерея была написана, приблизительно, ко дню открытия второй очереди Дома призрения 1 октября 1787 г. Из 21 портрета Коренев написал 16 (в том числе — портреты Мельгунова и Кучумова).

В этом же месте расположилась типография первого в русской провинции журнaла под названием «Уединенный пошехонец». От названия я впал в восторг!

24. Дом №4 — Дом причта Ильинской церкви, о которой я расскажу в следующих главах.
24. Дом №4 — Дом причта Ильинской церкви, о которой я расскажу в следующих главах.

Построен дом Ярославским наместником А. П. Мельгуновым для причта Ильинской церкви в 1780-е гг. Последний владелец дома до 1918 г. — Н. А. Минервина. 

Из паспорта охраняемого объекта следует следующее: 

«Объемно-пространственная композиция:

- «П»-образное в плане 2-этажное здание, состоящее из прямоугольного, слегка вытянутого вдоль красной линии ул.Кирова по оси запад-восток основного объема, и 2-х крупных 2-этажных ризалитов по сторонам дворового фасада, образующих внутренний двор курдонер.

Элементы убранства фасадов:

- оштукатуренные поверхности наружных стен;

- профилированная междуэтажная тяга по периметру здания;

- крупный ленточный кирпичный руст на простенках между окнами 1-го этажа лицевого фасада;

- одиночный замок в перемычках окон 1-го этажа лицевого фасада;

- плоский ризалит в центре главного фасада на три оконные оси;

- прямоугольные вертикальные ниши, обрамляющие окна 2-го этажа лицевого фасада;

- многоступенчатый кирпичный подкарнизный пояс;

- подшивной карниз большого выноса на главном фасаде;

- треугольные кирпичные щипцы, венчающие торцовые стены здания.

- фрагмент ворот по красной линии улицы справа от здания.

Элементы планировочной структуры:

- историческая планировка в капитальных стенах (внутреннее пространство основного объема разделено по центральным осям продольной и поперечной стенами на четыре помещения).

 В советское время изменена планировка дома, нарушены интерьеры, заложены и растёсаны некоторые окна.

Ну, и последнее, собственно, здание на улице.

Дом правительства Ярославской области, в девичестве Обкома КПСС (вид со стороны Советской площади). Построено в 1980-1981 гг. по проекту архитекторов Л. Маланштока, П. Савина, В. Шестопалова и Н. Баранова на месте специально снесённого комплекса зданий Мытного Двора. Архитектурный стиль — советский брутализм.
Дом правительства Ярославской области, в девичестве Обкома КПСС (вид со стороны Советской площади). Построено в 1980-1981 гг. по проекту архитекторов Л. Маланштока, П. Савина, В. Шестопалова и Н. Баранова на месте специально снесённого комплекса зданий Мытного Двора. Архитектурный стиль — советский брутализм.

Что ж, улица закончилась. Что смог — рассказал, но ещё много интересного  можно почерпнуть здесь.

В  следующей главе я расскажу про Советскую площадь и  Ильинскую церковь.

Предыдущие части: Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV;

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хозяйка дома хотела создать на участке английский сад. Фотограф: Matthew Benson Ландшафтный дизайнер: Jim Douthit, A Blade of Grass ДО ПОСЛЕ ЗАДНИЙ ДВОР ДО ПОСЛЕ ДО (место, где будет пергола) ...
Свой посыл, хотел бы сразу начать с вопроса: а Вы смотрите ютьюб, как часто? Сколько раз в неделю или в день заходите на этот видеохостинг? Все дело в том, что ютьюб развивается колоссальными темпами. Все больше и больше людей, становятся видеоблогерами. С каждым месяцем, своб ...
Сегодня на глаза попалась интересная новость. Так власти Китая просит государственные СМИ тщательно выбирать выражения при освещении надвигающейся длительной торговой войны с США. Это неспроста, ибо в китайских СМИ и социальных сетях антиамериканские настроения бьют все рекорды... ...
Цены на бензин растут — это видят и Росстат, и наши читатели. Если и есть официальные цифры, которым доверяют меньше, чем результатам выборов, то это данные по инфляции. Мы видим своими глазами, как меняются ценники в магазинах или на автозаправках. И это не абстрактные цифры, а ...
Транспортной блокадой Крыма дело может не ограничиться. Уже анонсирована энергетическая блокада полуострова: "Сейчас происходит первый этап акции, но мы не исключаем, что на вторых этапах акции главным будет прекращение поставок электроэнергии, как по мне, это будет в октябре", - сказал ...