Анна Меликян. От «Марса» до «Звезды»
pasha_popolam — 12.12.2024Говорят что 90% российских кинематографистов либо скрытые, либо открытые прозападные либералы. Хотел бы добавить, что если взять сегмент арт-хаусного или авторского кино, то процент можно смело поднимать до 99. Между тем, если оставить в стороне совсем уже поехавших (во всех смыслах) иноагентов, то большинство киношников остаются на своей нынешней хитрожопой позиции – помалкивают в тряпочку. В общем ждут лучших для себя времён. Такая их позиция вполне себе оправдана и практична, так как вся эта братия определённо имеет поддержку части чиновников и олигархата. К тому же киношный российский пул складывался не одно десятилетие, надо полагать тщательная селекция проводилась задолго до перестройки и в последние тридцать лет кино сообщество России приобрело черты закрытой корпорации, с жёсткой внутренней круговой порукой. Надо полагать, фигуры из сегмента авторского российского кино в этом контексте являются авангардом.
За сим, отбросив всяческие иллюзии, открываю серию о «новом» российском авторском кино как продолжении такого же авторского, но «старого». Тем более, что Меликян вообще-то в прямом смысле ученица таких «зубров» как Соловьёв и Рубинчик. Кроме этого, вероятно её направление в кино сформировала работа в рекламе и в постановочных шоу на ТВ, в частности в команде Гинзбурга. Чувак вообще любил собирать кадры из Балтии и Закавказья, это вероятно передалось и Меликян. В её картинах традиционно много актёров именно из этих регионов.
Впервые я посмотрел фильмы Меликян лет десять назад, это были три её полнометражки снятые до 2015го года. Откровенно говоря, общее впечатление картины произвели странное, это такая гремучая смесь чернухи, арта и психологизма на примитивном уровне. Завернуто всё это в яркую кислотную обёртку и в целом добротно режиссировано и сыграно. Сразу бросалась в глаза фестивальная нацеленность фильмов, что было супер актуально в нулевых. Собственно говоря, никаких особых радикальных либеральных идей фильмы эти не содержат, всё на тему межличностной психологии, с проекцией в общество. Тем не менее, весь цимес в деталях. Картины Меликян в первую очередь визуально направлены, имеют яркий, причудливый, видеоряд. Тут ещё надо разобраться, что тем или иным эпизодом хочет показать или скрыть хитроумная режиссерка.
«Марс» 2004. Откровенно говоря, дебют совершенно не зашел. Если бы я посмотрел «Марс» до «Русалки», то боюсь на этом знакомство с фильмами Меликян, для меня бы закончилось. Да фильм имеет какие-то предпосылки к построению собственного стиля в эпизодах, но как цельный «продукт» не строит. Не строит он в сюжете, в персонажах, в идее в целом. Кроме того, всё вышеозначенное представляется крайне устаревшим для 2004 года, как будто сценарий написанный в середине 90х извлекли через десять лет и реализовали ничего не изменив.
Тематикой и сюжетом очень напоминает «Юрьев день» Серебренникова/Арабова или «4» Хржановского. С несколько меньшим уровнем чернухи и трэша, но зато с более пафосным, трагичным финалом. Подобный финал Меликян будет эксплуатировать не один раз в дальнейшем. А так это просто ещё один фильм о том, есть ли жизнь за МКАДом. О «несчастных дикарях» (снимали кстати в Севастополе), глубокой постперестроечной мухосрани (город МАР…С), с Лениным в целлофане, толпами голодных работяг, продающих продукцию местной фабрики игрушек и случайном госте из Москвы, заблудившимся в собственной жизни (Гоша Куценко). Среди озабоченных коммерцией обывателей, конечно же есть и малолетняя аферистка и влюблённый полупокер – будущий иноагент. Есть конечно в городе и одна такая вся «не от мира» библиотекарша Грета, которую играет грузинка Нана Кикнадзе. Я лично не понял о чем таком возвышенном мечтала эта Грета, что раздвинула ноги первому попавшемуся залетному хлыщу.
Сказать по чести, я совершенно не уловил идею этого фильма. Мало того, сколько бы рецензий на «Марс» я не читал, хоть профессиональных, хоть любительских, там я тоже не нашёл никаких объяснений. Фильм глубокомысленно, но тупо показывает реалии Российской провинции, снятой в Крыму 2004 года(!), которые соответствуют в лучшем случае 1993. Всё эти «мягкие игрушки», «замуж за француза» и «Ленин в целлофане», собственно к моменту выхода уже дико устарели. В этом контексте, над следующим фильмом поработали более старательно. Идею подходящую тоже попытались прикрутить, вернее дожать не дожатую, т. е. некая трансформация закоренелого героя-циника под воздействием, «ужасной лицом», но такой прекрасной душой (слегка ебанутой) провинциалки.
«Русалка» 2007. Это тоже вроде как о провинциальном приморском городке, причём декорации дома героини выглядят совсем уже как лачуги из творчества Грина. Впрочем, картина ведь тоже позиционируется как сказка. Такая «Русалочка» в локациях России нулевых, с гасторбайтерами, помойками, безногими нищими женщинами, баннерами во все поля, тёмными задворками и т. п.
Главную роль сыграла Мария Шаламова, которая своей необычной внешностью должна была наводить тень на плетень. Дескать «русалка» из провинции титаническим усилием воли, может влиять на судьбу, например «очеловечить» конченного московского афериста-алкаша Цыганова, но собственную судьбу исправить не в состоянии. Этот незамысловатый «сказочный» сюжет скрыт под огромным количеством совершенно упоротых эпизодов. Картина длится без малого два часа, и вся состоит из странных фантазий Русалки, Меликянши и ещё бог знает кого. Например чего стоит пролог состоящий из анимированных рыбок на необъятной заднице, переходящих в эротическую сцену между толстухой (мать русалки) и рандомным морячком на пляже.
Посмотрев этот фильм, я кажется понял что Меликян собственно снимает ради вот этих ярких клиповых эпизодов, упоротых диалогов и неожиданных, резких шокирующих подробностей (большинство из всего этого отсылки или прямое заимствование). А идея в общем-то вторична. Тем не менее, чёрный юмор, грубоватые шутки, вперемешку с «армянской нежностью» (сентиментальность), придают картине необъяснимую привлекательность. Кроме того, лютая смесь российской чернухи и псевдофилософии, с псевдо гуманизмом, отлично зашли на Западных фестивалях. Картину завалили разными статуэтками и ништяками. Следующий фильм подобного избежал, потому что практически идентичен «Русалке», а кормить одним и тем же почтенную европейскую публику даже армяне обломаются.
«Звезда» 2014. Фильм вышел через семь лет, вероятно Меликян занималась устройством собственной кинокомпании, находясь в гуще столичной жизни. «Звезда» это такое смачное погружение в московские реалии начала десятых, со стройками, узбеками, хостелами, клубами и арт-салонами. Параллельно идёт линия олигарха/чиновника, ближе к середине пересекаясь с основной. Ну, как пересекаясь, сам замминистра никак, но вот его любовница и сынок оказались очень близки к народу и погрузились так сказать, по самые гланды. Ведь жизнь «в народе» очень тяжела. Девушка Маша не даст соврать, ведь у Маши целая куча серьёзных проблем: уши, губы, сиськи, ноги, это не считая тату и кислотной причёски.
В двух главных ролях российских типических дам разного столичного пошиба грузинка и литовка, обе правда пере озвученные. Кроме них, там ещё Андрей Смоляков, Юозас Будрайтис и младший сын Табакова. Вообще создаётся впечатление, что Меликян очень разнообразна в выборе актёров, персонала съёмочной группы, связей, но вот в фильмах она явно придерживается основных правил: снимает по собственным сценариям, в одной манере и на определённую тему. Это как правило одна и та же мелодрама в разных вариантах. Дева из народа со странностями и богатый, циничный москвич, который под воздействием этой самой девы или меняется, или вот-вот захочет поменяться.
Таким же точно вышел и «Фея» 2019 года, с Хабенским в такой же роли и молодой странноватой актрисой. С той только разницей, что речь там идёт о навеянных временем разработчике игр и либеральной активистке. А ещё туда намешали православной духовности, радикальную нацистскую группировку и депутата Госдумы в лице Дапкунайте. И всё это на два с половиной часа экранного времени. Т. е. фильмы становятся всё длиннее и длиннее, а тема всё та же.
Впрочем пишут что последняя картина Меликян «Чувства Анны», с
Михалковой в главной роли, нечто совершенно новое и по форме, и по
содержанию. Фильм был снят в 2022 году, уже готовой свалить за
бугор Меликяншей, но передумавшей в последний момент. Картину я ещё
не посмотрел, но по отзывам это самый смелый фильм режиссерки, на
сегодняшний день, с каким-то дикими по смелости высказываниями в
отдельных эпизодах. Вот в этом собственно я лично сильно
сомневаюсь, раз уж осталась.
P. S. Текст вышел несколько сумбурный, какие фильмы - такой и
текст.