Подумай о других

Безрассудные поступки и иные проявления безответственности осуждались вне зависимости от того, кому они причиняли вред, но если вредить себе считалось неправильным, то вредить окружающим - недопустимым.
Разумеется, это не означает, что все советские люди были паиньками, денно и нощно заботящимися о благополучии соседей, но, тем не менее, в общественную систему ценностей входило непричинение вреда другим людям.
Глядя, как какой-то человек, ребенок или взрослый, намеревается совершить или совершает потенциально опасный поступок, любой мог его не только предостеречь, но и остановить одним простым призывом: «Подумай о маме/детях!».
Приведу простой пример из моего детства.
Холодным осенним вечером школьник выбегает с продленки на улицу без шапки. Она у него, конечно, есть, но лежит в портфеле.
- Надень шапку! – велит ему учительница.
- А мне не холодно! – парирует ученик.
- Мало ли что не холодно – заболеешь! Не думаешь о себе – подумай о маме! Как она будет переживать!
И тогда школьник расстегивает портфель, достает оттуда головной убор и натягивает его на голову.
И с этим правилом – думать о благополучии других, избегая всего, что может его нарушить – дети выходили во взрослую жизнь.
Это правило не было чисто социалистическим. Его придерживаются все порядочные люди во все времена и во всех странах.
Да, принадлежа самим себе, мы имеем право на безрассудство и глупые поступки, но права на то, чтобы подвергать риску жизнь, здоровье и благополучие другого ни у кого из нас нет. Ни человек, ни животное, ни окружающая среда не должны страдать из-за нашей безалаберности или эгоизма.
- Что значит «мне неудобно»? А о других ты подумал? – эти вопросы были для советского человека естественными и правомочными.
Господа! Товарищи! Сестры и братья!
Возможно, маска не защищает того, кто ее носит. Убедительных доказательств нет, и я готова согласиться: если я надеваю маску, она не гарантирует мне защиту от вируса.
Однако, в чем нет сомнений, так это в том, что маска защищает других от меня! И если я являюсь носителем вируса, то моя маска позволит окружающим избежать заражения.
Понимаете?
Мы носим маски не ради того, чтобы обезопаситься, а ради того, чтобы обезопасить других. И если каждый это поймет, то мы наконец вернемся в безопасную среду.
Каждый должен позаботиться о каждом. Я – о вас, вы – обо мне.
Не о себе, а о другом, помня, что каждый из нас и есть тот самый другой, чья жизнь и здоровье зависит от поведения соседа, коллеги, случайного прохожего.
Но что-то мне подсказывает, что аргумент «не заботишься о себе – так хоть о других позаботься» больше не работает…
Наступила эпоха торжества эгоизма, и для того, чтобы вызывающе ехать в метро с открытым ртом пассажиру достаточно быть уверенным, что маска для него бесполезна. Остальное его вообще не волнует.
Или я ошибаюсь?
Перспективны ли призывы вести себя с учетом интересов окружающих? Или теперь принято думать только о собственном удобстве?
«Подумай о других!» - что это сегодня для большинства людей? Действенный аргумент или пустой звук?
|
</> |