Подготовить специалиста!
tesey — 20.10.2015То, что в нашем высшем образовании проблемы, думаю, знают все. Главная из них – катастрофическое отставание от требований современной жизни, когда вузы фактически выпускают неподготовленных к условиям реального производства (или любой иной сферы деятельности) специалиста. Именно этой теме была посвящен круглый стол «Вузы и работодатели: общий интерес – глубокая профессионализация обучающихся», который сегодня прошел в МИА МИА «Россия сегодня» Российский университет дружбы народов (РУДН) при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Чтобы решить сложную проблему качества высшего образования, его практикоориентированности, необходимо подходить к ней комплексно, а это значит, использовать опыт разных образовательных учреждений, органов управления образования и пожелания ведущих компаний-работодателей. Собственно, искали способ, как наладить диалог между
работодателями и вузами.
В качестве варианта называлось изменение образовательных стандартов: их предложили сделать более адаптированными под практические навыки, чтобы у специалиста к концу обучения был не просто багаж теоретических знаний, но и опыт работы. К сожалению, сейчас многие компании просто доучивают студентов в собственных учебных центрах: Сбербанк, Оби, Нестле и др. Тем не менее, некотоырм вузам удается поддерживать качество обучения на высоком уровне, например, в МАМИ работодатели приходят на защиту дипломов и просто выбирают себе будущих сотрудников. Не удивительно, что процент трудоустройства там близок к 90!
Совершенно иные проблемы у медицинских вузов: к сожалению, не каждый врач мечтает стать преподавателем. Однако студенты, пройдя медподготовку в каком-то лечебном заведении, чаще всего на работу возвращаются именно туда.
Что касается обязательного трудоустройства, о котором часто говорят, то здесь целесообразней развивать целевые направления. Но с условием: как предложил замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, Сорокин С.О., если студент обучается по целевым программам, то он должен выплатить стоимость, потраченную на его обучение в случае отказа от гарантированного трудоустройства. Это позволит сократить проблемы низкого процента трудоустройства студентов ряда специальностей. В дальнейшем же доля именно целевого обучения должна увеличиваться (оптимально – до 50%), ведь в конечном итоге это выгодно и государству, и вузам, и будущим работодателям. Чтобы мотивировать выпускников уезжать из Москвы в регионы, предложили за 3 года работы там давать дополнительные бонусы в получении места в Москве.
Отдельно обсуждались вопросы взаимодействия. Кроме работодателей, поддерживать его нужно и с крупными компаниями-поставщиками информационных услуг, таких как системы «Гарант» или «Главбух», например.
Еще одно важное направление – это открытость профессионального образования для всех. Чтобы инвалидность не была преградой для обучения и последующего трудоустройства.
Круглый стол, который прошел сегодня – одна из первых попыток совместного поиска пути. Дай бог, не последняя, как говорится!
|
</> |