Почему у канистры аж 3 ручки?
picturehistory — 30.07.2021Каждый, кто застал Советский Союз или период сразу после него помнит советские автомобильные канистры — узнаваемой формы, нескольких стандартных цветов и обязательно с тремя ручками, непонятно зачем. Только есть два нюанса. Первое — канистры вовсе не советские, а вполне себе вражеские, были придуманы в нацистской Германии. Второе — смеяться над тремя ручками, расположенными сверху контейнера, не стоит — именно столько их там и должно быть.
Откуда взялись такие канистры?
Сейчас, когда большинство изобретений человечества
воспринимаются как само собой разумеющееся, сложно представить, что
когда-то у самых сильных и многочисленных армий мира не было
возможности быстро доставлять, экономно хранить и легко
использовать контейнеры для топлива.
Немецкая треугольная канистра 20 л.
Ещё до начала Второй мировой войны в Германии начали
задумываться о наиболее практичных, удобных и лёгких канистрах для
топлива определённого объёма. У командования того времени было
много кандидатур на роль золотого стандарта — была даже треугольная
канистра, которая действительно была лёгкой и удобной в
использовании, но не подходила для военных нужд из-за большого
количества швов и неудобной для складирования формы.
Канистры Первой мировой войны.
Победитель — верхмахтканистра
В итоге идеальный вариант появился. Это была очень лёгкая (всего
4 кг.) ёмкость прямоугольной ровной формы, обладающая массой
преимуществ против оппонентов. Среди отличных инженерных решений
были многие, что используются и сейчас, но было немало и актуальных
на то время — например, всю канистру (кроме резиновых деталей)
можно было собрать из листового железа с минимумом швов, а также
готовое изделие шло в использование в быту.
Wehrmacht-Einheitskanister (канистра военного
подразделения).
Но главным новшеством стали именно три ручки — именно эта деталь
отличала немецкие канистры от разработок других стран. Впоследствии
конструкция была полностью скопирована и поставлена на поток,
несмотря на секретность.
Почему конструкция вермахтканистры была засекречена? В годы Второй
мировой и за несколько лет до неё весь мир находился в состоянии
напряжения, а нацистская Германия и вовсе готовила масштабные планы
по нападению на Восточную Европу. Каждая из стран потенциальных
участниц разрабатывала приспособления, которые помогут в случае
военного конфликта — не только оружие, но и прочие полезные в поле
и тылу предметы.
Производство канистр.
Вермахтканистры скрывались немецкими властями на уровне чертежей
и производственных документов — никому, кроме немецких заводов,
нельзя было производить такие контейнеры и заказов в другие страны
тоже не поступало. Но сами канистры, которые присутствовали на поле
боя и в тылу десятками и сотнями тысяч, контролировать было
невозможно.
«Кража» технологии
Американские солдаты сливают топливо из трофейных
канистр.
Постепенно технология производства вермахтканистры просочилась к
противникам нацистской Германии. Предотвратить это не было никакой
возможности — конструкция канистры была очень простой и очевидной
даже для обывателя, не говоря уже о профессиональных
инженерах.
Заправка канистр армии США.
Войска союзников подошли к проблеме системно. В начале Второй
мировой Великобритания и Франция, а также некоторые другие
европейские страны, получив в свои руки примеры, запустили
собственное производство, используя такие контейнеры для топлива до
конца войны.
Канистры США, Германии, Великобритании
Немного позже американцы также оценили технологию и переняли её
для масштабного производства. Советский Союз не имел возможности
производить новый тип топливных контейнеров в масштабах необходимых
для нужд армии, потому до окончания боевых действий пользовался
импортными (от войск союзников) и захваченными у вермахта на
местах.
Основные функции наличия трёх ручек у канистр
Канистры 5,10,20 литров.
Чтобы понять простоту и гениальность решения дать автомобильным
канистрам целых три ручки вразрез с военной экономией, достаточно
посмотреть на создателя этого по-настоящему вечного предмета
солдатского быта и обстоятельства изобретения.
Как говорилось выше, руководителем создателей канистры (а точнее,
вермахтканистры) стал выдающийся немецкий инженер Винценц
Грюнфогель, ещё в 30-ые годы прошлого века. Как и большинство
немцев-инженеров, он отличался не только отличными познаниями в
своей области, но и уникальным практичным мышлением. Создав
вермахтканистру именно такой, какой она дошла до нас, Винценц учёл
всё, что возможно для того, чтобы облегчить непростую солдатскую
участь — даже, казалось бы, в мелочах.
Скорость использования
Основное назначение такого количества ручек — возможность нести
канистры нескольким солдатам одновременно. Но и для воина-одиночки
конструкция очень полезна на поле боя, где дорога каждая секунда.
Разберём по примерам.
Допустим, солдату необходимо в одиночку перетаскать как можно
больше канистр за краткий промежуток времени — не редкая задача во
время военных действий или подготовки к ним. Вермахтканистры
производились небольшими (как раз из расчёта на силы одного
солдата), так что для заправки большой техники — грузовика или
боевой установки, требовалось очень много таких. В тяжёлой ситуации
без товарищей тройные ручки помогают солдату устойчивее хвататься и
нести две сразу, если понадобится. Одиночная узкая ручка была бы
неудобной.
Американская медсестра Ирен Стеффенс помогает разгружать
канистры с бензином из транспортного самолета C-47. Фото: LIFE
Photo Collection
Другая ситуация — солдат несколько. Можно значительно увеличить
их условный КПД, если они будут переносить канистры вместе — одну
посередине, а ещё по одной на каждую свободную руку. Таким образом
два человека быстро (за счёт силы обоих) донесут в пункт назначения
целых три канистры — экономия времени и энергии.
Совсем очевидной становится основная задумка, если подумать о
пустых канистрах — их ведь тоже необходимо отнести к месту разлива
бензина или другого горючего. Пустые канистры лёгкие, потому солдат
легко может взять их в количестве целых четырёх штук. Как он их
удержит? Легко — как раз с помощью боковых ручек, которые можно
подцепить одним пальцем.
Непосредственно использование и передача следующемуОсновная функция
канистры — служить временным хранилищем для горючего. В полевых и
тем более в боевых условиях нет времени качать топливо шлангом, да
и объём у вермахтканистр не тот, слишком маленький. Использовать
такую ёмкость необходимо по прямому назначению — скручивать крышку
и сходу выливать содержимое в бак. Удобнее всего это делать с
большой и устойчивой ручкой, пусть и состоящей из трёх
отдельных.
Перенос одной рукой двух канистр.
Владельцы современных автомобильных канистр подтвердят, что с
одной ручкой тару приходится постоянно придерживать, чтобы не
перевернулась в руке. С тремя ручками в этом не было необходимости
— конструкция обеспечивала чёткий и удобный хват.
Также чем шире ручка, тем удобнее передавать её следующему в
цепочке — такие выстраивают, чтобы быстро и бесперебойно поставлять
куда-то топливо.
Установка канистр друг на друга
Заправка канистр.
При транспортировке важно помнить об экономии пространства.
Канистры с тремя ручками имеют одинаковую прямоугольную форму со
всех сторон и легко укладываются и ставятся друг на друга, как
кирпичи. Так как никакого дисбаланса в форме нет, нарушить
конструкцию даже из нескольких рядов канистр будет тяжело из-за её
устойчивости и веса.
Складирование канистр.
В то время как взять канистру из такой конструкции очень легко —
они ничем друг к другу фактически не крепятся. Данный нюанс
позволяет солдатам тратить меньше времени на сбор и
укладку.
Фиксация канистр в транспорте
Канистра на коляске мотоцикла.
В экстренной ситуации на поле боя ни у кого не будет времени,
чтобы закрепить канистры внутри кузова, так что те могут
повредиться, выпустить содержимое, если были неплотно закручены,
тем самым создавая пожароопасную ситуацию.
Крепление канистры на автомобиле.
Широкая и одинаковая по всей длине ручка была идеального размера
для солдатской руки, а также для палки. Палку можно было просунуть
между ручек и получить отличную фиксацию на время поездки.
Крепление канистр на танке.
Бытовые мелочи для солдата
Всем известна тяжесть солдатского быта — особенно во время
Второй мировой. На удобства нельзя было рассчитывать даже в
относительно мирные периоды, не говоря уже об активных атаках или
обороне. И даже здесь легендарные вермахтканистры сослужили
отличную службу — благодаря ширине трёх ручек подряд канистра
превращалась в полевое сиденье, низкое, достаточно широкое и
удобное. Будь продумана только одна ручка, солдату пришлось бы
положить её набок или в любое другое неустойчивое
положение.
Канистры.
Также известны случаи, когда несколько таких канистр
использовали в качестве лавки-лежанки или скамейки, скрепляя
несколько вместе тем же способом, что и при фиксации внутри
транспорта — с помощью палки. Неизвестно, продумывал ли такой
вариант использования своего изобретения Грюнфогель, но получилась
практически универсальная утварь.
Даже спустя почти полный век после введения таких канистр в
эксплуатацию, конструкция и простая гениальность немецкой
инженерной мысли поражает. Концепт до сих пор популярен и
используется многими производителями по всему миру.