Почему текущая цивилизация является "постинформационной"?

топ 100 блогов anlazz02.07.2023 К постам (1 2)

Кстати - после предыдущего поста  - стоит обязательно сказать, еще раз напомнить, что речь в современном мире идет вовсе не о том, что "демократии нет, потому, что нами манипулируют". (Как может показаться не совсем внимательному читателю.) А о том, что демократия просто не возможна в мире, в котором количество информации - обрушивающейся на человеческий мозг - не просто огромно, а фантастически огромно. (И еще растет.) И что гораздо точнее говорить не о том, что "сейчас стало невозможным выбирать власть" - а о том, что "сейчас стало просто невозможно выбирать". Причем все - начиная с президентов и заканчивая йогуртом в магазине. (И наоборот.)

Ну да: представьте себе "стандартную" полку в гипермаркете, на которой уютно расположилось вариантов 50 указанного молочного продукта. Все - в ярких баночках с этикетками, описывающими состав и т.д. И подумайте: возможно ли рационально понять - какой из них лучше. Даже если принять - что, конечно, неверно, но в данном случае это несущественно - что производители этих йогуртов пишут о них сущую правду. (И на упаковках, и в различных "специальных проспектах".) Думаю, любой думающий человек тут поймет, что это - рациональный выбор - ситуация невозможная.

Потому, что, во-первых, никто не будет стоять часа два у полок и перечитывать все эти составы и рекомендации. (Да еще и написанные таким мелким шрифтом, что без лупы не разберешь!) А потому сравнивать: что где больше и лучше. Да еще и расшифровывать: что же значат все эти "Е" и нужны - или не нужны - они. (О том, что так могут быть зашифрованы совершенно безобидные - а порой и полезные - вещества, вроде яблочной кислоты, уже не раз говорилось.) А уж для проведения "полнофакторного анализа" полученной информации требуется, как минимум, ИИ.

Поэтому никто никогда подобными вещами не занимаются. И йогурты покупают потому... ну, тут может быть множество причин, из которых на первом месте даже не реклама, а "привычка". (Сформированная по чистой случайности - когда-то купил, поел, понравилось и стал покупать дальше.) И так, если что, происходит практически везде - даже в тех "местах", что еще вчера считались "заповедником рациональности". Например, в области "компьютеров", в которых еще вчера (лет 15-20 назад) пользователь брал "машину" с учетом понимания того, какие параметры ему нужны. Он знал, что такое "тактовая частота" и "количество ядер", на что влияет "размер оперативной памяти" и чем LCD дисплей отличается от TFT.

Надо ли говорить о том, что сейчас все это - уже в далеком прошлом. И современный потребитель даже не задумывается о том, какая в его компьютере память, какой тип процессора и жесткий диск. Он - в лучшем случае - ориентируется на "бренды", хотя и последние сейчас уже уходят на второй план. На первый же приходит чистая случайность: где-то кто-то чего-то сказал - а потребитель запомнил и поэтому купил. Или, скажем, где-то скидки были большие, или вообще "дизайн понравился". (Хотя какой может быть "дизайн" у современных гаджетов, кои похожи друг на друга, как капля воды - сказать сложно.) Ну, и да: традиция тут так же рулит - "десять лет я хожу с айфоном/самсунгом, и поэтому буду дальше покупать айфон/самсунг!". (Собственно, те же "яблочники" давно уже стали "чистым сообществом", наподобие религиозной секты - это уже мало кем отвергается.)

И даже машины сейчас покупают по указанному принципу: понравилась "красненькая" - беру "красненькую". Или "все крутые пацаны ездят на бэхе - и я буду брать себе бэху. Даже если для этого надо будет отдавать по кредиты 2/3 зарплаты". (Какой там двигатель/коробка/трансмиссия - все это интересно только для "фриков".) Впрочем, что тут машины - если честно, то по подобному принципу выбирают себе даже страну проживания! Например, считается, что "в Европе рай, высокий пособия, бешеные зарплаты и чистота на улицах" - и поэтому если есть возможность, то надо ехать в Европу. (Причем, часто даже без определения конкретной страны.) А потом оказывается, что на улицах там одни арабы, зарплата вся уходит на коммунальные услуги ну и т.д. и т.п.

Бывает и еще забавнее: для некоторых "вожделенным местом" становится "все, что не Россия". Ну да: про разнообразных "штурмовиков Верхнего Ларса", рванувших еще прошлой весной по сути, "куда угодно, только прочь от проклятой рашки", уже было сказано немало. Единственное, что к этому можно добавить - так это то, что "последняя волна" этой недоэмиграции, ИМХО, оказалась самой эпичной. В том смысле, что показало: "эти самые" не могут подождать даже день (!) для того, чтобы попытаться разобраться - нет, им надо срываться по малейшим (как кажется) поводам и бежать куда угодно за какие угодно деньги.

Причем, "этими самыми" парадоксальные образом оказываются люди, казалось бы, наиболее "глубоко" погруженные в информационное поле, имеющие максимальные возможности для анализа информации. Т.е., т.н. "интернетная молодежь" - различные айтишники, менеджеры и дизайнеры, которые часами "висят" в сети, выбирая оттуда все, что можно. Впрочем, как уже нетрудно догадаться после всего сказанного, как раз это не парадоксально, а наоборот: совершенно ожидаемо. Ибо - "отрицание отрицания", проявляемое как "деинформирование информацией", благодаря которым максимально адекватное знание о мире сейчас оказывают не те, кто "стремиться все узнать". А те, кто как можно меньше занимается подобным делом.

Интересно, есть ли сегодня какие-то отшельники, вообще "отключающие" себя от инфосферы? Думаю, есть - но тогда они могут рассматриваться, как наиболее адекватные люди. Однако стать таковым нелегко - так же нелегко, как пытаться оставаться "в форме" тогда, когда холодильник у тебя "забит вкусняшками", да и вообще, они продаются в каждом магазине на углу. Ну да: тут нужна огромная сила воли, много превосходящая возможности "среднего человека". (Это - безо всякой иронии, так и есть.)

Поэтому то великий совет: "жрать надо меньше" - в действительности не работает. (Даже при наличии понимания о том, что "жрать" надо действительно меньше для здоровья. Равно как не работает и другой великий совет: "у телевизора/компьютера есть кнопка "выкл", которую вы всегда можете нажать" Потому, что совершить указанные действа: отказаться от вкусной еды и от постоянного информационного потока - это значит, отказаться от многотысячелетнего опыта человечества, пронизывающего всю культуру. Тут, действительно, надо уходить в реальные горы/пустыни, стараясь избавиться от навязчивой мысли "проверить сообщения в телеграмме".

Наверное, не надо говорить о том, что массово это сделать невозможно. А значит - невозможно "просто так взять - и отменить" те колоссальные, фантастические потоки информации, что обрушиваются на человеческое сознание, и которые в обилии генерируются гипертрофированной инфосферой. И это еще - напомню - до начала массового внедрения ИИ. Который поднимет уровень этих потоков на много порядков. И окончательно "замкнет ловушку понимания", сделав - как уже говорилось - невозможным отличие виртуального от реального даже в самых простых случаях.

Но об этом - а так же о том, почему же на самом деле будет не так, а по другому - надо говорить уже в отдельной теме.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сколько уже рассказано-пересказано о ловле самых известных и популярных хищников! Сколько снастей, приманок и техник придумано, для того чтобы перехитрить щуку, окуня или судака! Некоторые из них на какое-то время становятся эдаким мейнстримом, а потом сменяются другими. О сиге. Что ...
Сегодня идёт пятый день воздержания. Самочувствие отличное: не кашляю, нет дискомфорта в эпигастрии, нет головокружений от передоза. Однако уши пухнут. С утра пораньше рванул в аптеку и купил Спрей от курения НИКОРЕТТЕ® - это уникальный и быстродействующий препарат, который мгновенно ...
Сегодня нужно было обязательно сходить в банк. Позвонила в колл центр, сказали, что можно заполнить заявку на сайте, фото паспорта фас профиль , другие документы внести, заполнить графы, короче, вроде, ничего сложного. Но промаялась с заявкой почти час - то фото паспорта не проходит ...
Новые заводы и цеха «Яндекс», ГК «Ланит» и тайваньская Gigabyte завершили строительство завода по выпуску вычислительной техники в Рязани. Партнеры планируют запустить производство в этом году. «Яндекс» уже разработал линейку серверов OpenYard. Компания намерена внести оборудование в ...
Дамы и господа, позвольте представить вашему вниманию результат трехлетнего труда - легкий экспериментальный вертолет "Скаут" конструкторского бюро "Горизонт". В результате совместной работы украинского технического гения и русского дизайнерского таланта родился новый уникальный летат ...