Почему "Шаттлы" летали, а "Бураны" -нет
gull_25 — 19.10.2021Тридцать лет государству Россия. И мы — космическая держава. А для запуска космических кораблей нужны космодромы. Всего в мире насчитывается около 200 космодромов. Но эксплуатируются для взлета космических кораблей 28.
Россия до недавнего времени имела возможность производить запуски с шести космодромов. На территории России были построены и худо бедно действовали следующие «космические гавани»:
1. Плесецк – более 1000 успешных беспилотных запусков.
2. Капустин Яр – до 1000 успешных беспилотных запусков.
3. Свободный – менее 10 успешных беспилотных запусков.
4. Запуски с подводной лодки – менее 10 запусков
Россия участвовала в запусках с морской платформы «Морской старт» (Sea Launch) – менее 100 успешных беспилотных запусков. Это первый частный комплекс для запуска орбитальных космических аппаратов.
Но для запуска управляемых космических аппаратов использовался и космодром «Байконур». Он был построен во времена СССР, ныне же оказался на территории сопредельного государства Казахстан и Россия вынуждена его арендовать. На Байконуре было произведено более 1000 успешных пилотируемых и беспилотных запусков. «Бойконур», построенный в 1957 году бывшим СССР, до сих пор является самым крупным и хорошо приспособленным для запуска космических аппаратов. После распада СССР космодром перешел в собственность Казахстана. Россия его взяла в аренду до 2050 года. Стоимость эксплуатации космодрома составляет около млрд. рублей в год, это около 5% всех расходов «Роскосмоса». А еще Россия ежегодно перечисляет 1, 16 млрд. рублей в бюджет города Бойконура как плату за ущерб экологии.
Вопрос о переносе космодрома на территорию России назрел давно. Тогда еще и мыслей не было о том, что СССР распадется. Космодром нового типа потребовался для запуска многоразовых космических аппаратов, названных «Буран». Всего было заложено 5 «Буранов», в космос слетал один, это произошло в 1988 году. В чем новизна такого космодрома? Взлет и посадка — разные технологии, требуются разные наземные сооружения. Кроме того, после полета «Бурана» его нужно обслуживать, ремонтировать. Для строительства нового космодрома был выбран поселок Хороль в Приморском крае, здесь располагался аэродром ТОФ со стратегической бомбардировочной и разведывательной морской авиацией, достававшей отсюда аж до Филиппин. Кроме того, здесь было много квалифицированных специалистов по наземному обслуживанию летательных аппаратов.
Строительство велось не на пустом месте, «в поле». Решено было расширить и модернизировать для приема космических «Буранов» имеющийся аэродром. Самолеты развели по другим аэродромам, и закипело строительство, которое по масштабам можно сравнить со строительством первой очереди космодрома Восточного в Амурской области. Работы стартовали в 1985 г., хотя подготовка началась еще раньше. Было построено два завода для производства бетона. В Партизанске начали строить завод «Амур», который должен был обеспечивать запчастями «Бураны». Все работы велись в обстановке полной секретности. Про космодром нельзя было говорить, а название завода даже упоминать. Поначалу с Байконура сюда перевели военно-строительный отряд, но они не привыкли к холодным зимам и влажному климату, болели часто и при первой же возможности уезжали, графики строительства срывались. Стройку курировал Тихоокеанский Флот, они и набрали кадры в своих рядах. Для завода нужны были инженеры. Я тогда работала на выпускающей кафедре в политехническом институте. На распределениях по 10-12 человек несколько лет подряд отправляли на завод «Амур». Но этого заводу не хватало, они набирали кадры по всему СССР. Помню как на факультете повышения квалификации, куда заводы направляют своих инженеров, был оператор, окончивший институт кинематографии (вот когда началось их проникновение в ) и водолаз. Директором завода был мой коллега и соавтор научных статей, а курсовые и дипломные проекты на нашей кафедре некоторые студенты делали для этого завода, так что я изнутри знала грандиозность замысла создания космической индустрии.
Закипела работа по укладке капитальной взлетно-посадочной полосы длиной в 5 км и шириной 60 м. Одновременно строилась и вся сопутствующая такому объекту инфраструктура: наземные и корабельные командно-измерительные комплексы для обеспечения полетов космических летательных аппаратов и спутников. Была установлена специальная система контроля за движением «Бурана» – «Вымпел». К моменту запуска космического корабля аэродром уже готов был принять «Буран» и стал одним из самых больших аэродромов СССР и мира. Начались испытания жизнеспособности нового объекта, для чего в Хороль прибыл космонавт Игорь Волк. Испытания он проводил на летающей лаборатории на основе самолета Ил-62. Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Игорь Волк, первый штатный командир «Бурана» (в конце 40-х и начале 50-х, кстати, живший и учившийся в Уссурийске), сам сидел за штурвалом самолета.
В ходе второго этапа испытаний Волк поднял летающую лабораторию на 12 с лишним километров, отключил двигатели и стал хаотично планировать с высоты. В определенный момент включились тормозные двигатели, которые вывели планер в горизонтальное положение. С помощью наземных систем посадки на расстоянии 15 км от ВПП, а затем и с помощью пункта управления полетами космонавт нашел дорогу к аэродрому. А еще он несколько раз пролетел по глиссаде над полосой, проверяя работу контролирующих наземных служб и аппаратуры. После проведения всего комплекса испытаний был составлен акт о полной готовности аэродрома к приему «Бурана». Также была опробована связь – командно-диспетчерский пункт позволял связываться даже с космической станцией «Мир».
К моменту первого запуска «Бурана» 15 ноября 1988 г. подавляющая часть оборудования, включая командно-диспетчерские пункты управления воздушным движением и аэродромом, а также азимутально-дальномерный радиомаяк, была уже включена. Однако не работали еще трассовые радиолокаторы. Доводились до полной готовности здание комплекса управления в пять этажей и узел космической связи, система наземной охраны и зенитно-ракетного прикрытия, складов вооружения и хранилищ авиационного топлива, гаража, возводились жилые дома и инженерная инфраструктура в гарнизоне, к второму запуску все должно быть готово на 100%. Аэродром был готов принимать самые тяжелые на тот момент самолеты 1-го класса: стратегические бомбардировщики (Ту-95, Ту-160), самолеты противолодочной авиации (Ту–142), тяжелые транспортные (Ан-124, Ил-76, Ан-22) с полной загрузкой и крупные пассажирские (Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-96). И, конечно, «Мрию» вместе с «Бураном».
Однако вступить в строй ему так и не посчастливилось. СССР скоро не стало, и космическая программа была закрыта, а вместе с ней и космодром. Он был предан забвению и стал приходить в упадок. В 1995 г. была расформирована и часть стратегической авиации. Завод «Амур», лишился госзаказов и вскоре захирел, в 2008 году был ликвидирован как банкрот.
Решение о строительстве нового крупного космодрома принято в 2007 году. Но теперь почему-то в чистом поле, в Амурской области. Если космодром в Хороле был построен и введен в эксплуатацию за три года, то космодром «Восточный» строится уже 10 лет. Наверное, к году окончания аренды «Бойконура» в 2050 году справятся. «Шаттлы» совершили совершили 135 полетов за 30 лет, при этом два полета закончились катастрофой. «Буран» совершил всего один полет, а катастрофа случилась со страной.
|
</> |