Почему Россия не Китай?
anlazz — 02.02.2021Удивительно, но я еще помню времена,
когда фраза "китайский автомобиль" вызывала изумление: а что, такие
бывают? На самом деле, конечно, такие были - скажем, завод FAW
выпускал машины с 1956 года, а конкретно легковые авто с 1958.
Однако вплоть до начала 2000 годов увидеть подобные изделия за
пределами КНР было невозможно: во-первых, их производили
недостаточно, а во-вторых, конструкции их были крайне
устаревшие.
Однако в 2000 годах это положение изменилось. В том смысле, что не
только в Китае, но и на улицах России стали появляться образцы
"китайавтопрома". Они имели две отличающих особенности. Первая
- это то, что "китайпром" как две капли воды напоминал древние
японские или корейские модели. (Скажем, я был очень удивлен, увидев
году в 2007 на улице "Тойту-Хилукс" из 1980 годов - которая, при
внимательном рассмотрении, оказалась китайским Great Wall'ом.)
Ну, а во-вторых, эти машины облади крайне специфическим
качеством.
Например, по "железу" те же "Грейтуоллы" выдерживали не более 2-х
российских зим, покрываясь за это время многочисленными пятнами
ржавчины. Кроме этого, мягкость "китайского металла" была сравнима
с алюминиевой фольгой: помню, знакомому в зад "Тигго" въехал
"жигуль", и промял этот самый "китайских РАВ-4" чуть ли не
водительского сиденья. И так было, практически со всем - может
быть, только моторы "китаепрома" были еще ничего. (Электрика же,
подвеска, пластик - все оказывалось ниже плинтуса.)
В общем, было это полное гавно за дешевую цену, если уж
говорить откровенно. Но какой у этого самого "гавна" оказался
результат? А вот какой: уже в 2009 году Китай стал крупнейшим
автопроизводителем в мире, обойдя Японию и США. А к 2011
году его собственное автопроизводство достигло немыслимых 20
млн. единиц - для сравнения, в РФ в 2019 году было
продано всего 1,8 млн. автомобилей. (Не
произведено, а продано.) Более того - КНР стал крупнейшим мировым
производителем не только легковушек, но и тяжелых (более 5 тонн)
грузовиков. (Более 30% мирового производства.)
Собственно, это видно даже по РФ, где количество "китаепрома" в
"грузовой области" давно уже привысило число отечественных
машин+число собранных автокомплектов. Но, разумеется, на этом дело
не останавливается - вслед за "обычными" машинами КНР "берет"
рынок электромобилей. Которых в прошлом - не самом лучшем в истории
- годы было выпущено тут 1,2 млн. штук. Разумеется, вопрос о
разумности "электромобильного рынка" можно считать открытым - в
значительной мере, он создается искусственно - но тут важно не
это.
А то, насколько планомерно и настойчиво данная страна развивает
собственное производство. Пройдя путь от выпуска устаревших моделей
в 1990 году до роли первого мирового производителя всего через
20 лет после этого. Впрочем, самое главное тут то, что за указанные
30 лет КНР смогла создать главное: собственную инженерную школу в
данной области. И поэтому, если первые модели "китаепрома"
выглядели, как плохие копии машин японских и европейских, то теперь
они имеют "собственное лицо" и довольно приличное
качество. Которое, к тому же, неуклонно улучшается. (В
противовес тем же европейским маркам, которые по
надежности практически сравнялись с Китаем.)
А ведь рецепт успеха данной страны очень простой и состоит в
том, чтобы стараться делать все самим, методично увеличивая долю
собственного труда. Можно сравнить это с РФ, которая в
указанном 1990 году находилась далеко впереди Китая в
техническо-инженерном плане, но при этом методично занималась
уничтожением своей промышленности. В результате чего тут остался
только один российский автозавод - ВАЗ. Да и тот,
фактически, находится на грани превращения в автосборку к 2025
году. (Есть еще УАЗ, но он имеет малую и крайне специфичную долю
рынка.)
Но самое главное тут даже не это. А то, что значительная
часть российского общества подобное изменение... всячески
приветствует. Еще раз: россияне радуются, что "вазов" на улицах
становится все меньше, а "иномарок" - все больше. Т любят
приводить "дворы, заставленные иномарками" в качестве
аргумента улучшения жизни. Хотя в действительности это очевиднейший
признак деградаии.
Просто потому, что эти самые иномарки не могут появляться "по
мановение волшебной палочки" - они должны браться, фактически, в
обмен на что-то. (Деньги тут только посредник.) Но на что
"вымениваются" эти самые "Солярисы" и "Поло"? А "вымениваются" они
на
природные ресурсы. (Нефть и газ.) Т.е., продается за границу
товар с низким уровнем прибавочного продукта. (Доли человеческого
труда.) А закупаются товары с высокой долей человеческого труда
- такие, как те же машины. В том числе, и китайские. То есть,
на единицу стоимости при данном обмене - нефть на машины -
китайский гражданин получает больше этой самой стоимости, нежели
российский.
Поэтому при каждом акте обмена китайцы становятся все богаче. Ну а
россияне... А россияне могут демонстрировать свои понты, показывая
"нерусскую машину" у своего дома, купленную в кредит. Дескать, вот
какой я крутой: не в убогом "жигуленке" езжу, а на настоящем "Рено"
или "Киа". (Как говориться, каждому свое: кому развитие
промышленности, а кому - блестящие побрякушки, пускай и выраженные
в виде иномарок.)
Тут сразу же вспоминается, что в те же 1990 годы, когда на
цену подержанной "Ауди" или "VW" можно было купить квартиру,
некоторые продавали доставшееся им жилье, покупая
машины. Которые уже в 2000 были отправлены на
свалки, тогда, как проданные квартиры до сих пор стоЯт и
стОят.
Так вот: ИМХО, даже подобные люди не так странны, как те, кто
мечтает продать отечественные заводы на металлолом, и получить для
себя возможность ездить на "современных и надежных машинах". И кто
любит кричать про "криворуких" и "место тут проклятое", не понимая,
что создание автомобиля есть банальная и совершенно рациональная
инженерная задача. Определяемая экономическими возможностями.
Впрочем, понятно, что относится не ко всем, а только к весьма узкой
- но зато широко представленной в Интернете, а так же СМИ и власти
- категории.
P.S. Самое смешное, что ориентация на национальное производство
выступала отличием не только китайского, но и японского с
корейским "ноу-хау" автомобилестроения. В том смысле, что и эти
страны начинали с откровенно убогих - но зато своих - машин,
постепенно продвигаясь наверх. А не надеясь, что какой-то
"Рено-Ниссан" возьмет - и сделает все за них. (Собственно, этот
самый "Рено-Ниссан" если что и сделал для той же Японии, то убил
"Ниссан", как таковой. И ни на что другое он оказался не
способным.)
P.P.S. Ну, и конечно же, тут не будет лишним еще раз напомнить то,
что данная история показывает очевидную разрушительность
пресловутых понтов. В том смысле, что КНР, выпуская свои убогие
вначале "тачки", добилась в конечном итоге уровня ведущей державы.
А РФ, стараясь "стать настоящей западной страной с настоящими
западными машинами", получила, в конечном итоге, деградацию и
запустение. Ну да: теперь российские мегаполисы могут сравниться с
Лондоном и Парижем по "шику". Но ведь так же с ними может
сравниться какое-нибудь Найроби.
|
</> |