Почему разбился самолёт президента Польши?

Кто виноват в смерти польского
президента? Как ни кощунственно это звучит, но вполне возможно, что он сам. Впрочем, давайте разбираться по порядку. |
Что представляет из себя самолёт Ту-154? Это трёхдвигательный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Серийное производство Ту-154 продолжалось до 1998 года. Всего было выпущено более 900 таких самолётов. За годы эксплуатации катастрофы потерпели 68 из них. То есть каждый тринадцатый самолёт.
Однако дело не в том, что Ту-154 плохой самолёт. По меркам 60-80-х годов прошлого века очень даже хороший. Но сколько лет прошло. А кроме того, у каждого самолёта есть свой ресурс по времени эксплуатации. У большинства этих машин он, естественно, подошёл к концу. Не случайно, даже «Аэрофлот» в прошлом году вывел из эксплуатации все самолеты Ту-154М, которые на протяжении 38 лет были основной "рабочей лошадкой" этой авиакомпании.
А каким же был самолёт президента Польши Качиньского? Это был тоже Ту-154М (борт номер 101), построенный в СССР 29 июня 1990 года, то есть 20 лет назад! До этого авиалайнер последовательно использовался президентами Польши Войцехом Ярузельским, Лехом Валенсой и Александером Квасьневским. Приглянулся он и Качиньскому.
Прежний начальник правительственного аваиполка Польши сегодня сообщил журналистам, что лично докладывал президенту о том, что его самолёт порядком изношен и практически выработал свой авиаресурс, тем более что в нём за годы эксплуатации произошло пять разных поломок. А уже, когда на 101-м борту летал Лех Качиньский, в 2008 году с самолётом произошли наиболее серьёзные инциденты.
В 2008 году в Улан-Баторе президенский Ту-154 был вынужден задержаться на двое суток из-за поломки механизма рулевой тяги. Вскоре после этого в районе Сеула тот же самолёт с Качиньским на борту попал в зону крайне опасной турбуленции, и катастрофы удалось избежать, лишь благодаря мастерству экипажа.
Польскому президенту предлагали заменить его Ту-154 на бразильский «Эмбрайер». Однако Качиньскому очень нравился его самолёт, и он настаивал, чтобы с этим не спешили.
По мнению польских СМИ, основные причины катастрофы, происшедшей с самолётом Качиньского были вызваны, прежде всего, сочетанием двух факторов – плохой видимости и ошибки пилота. Но так ли уж виноват пилот?
Вспомним, что в 2008 году, когда командир экипажа президента Польши по соображениям безопасности отказался сажать самолёт Качиньского в Тбилиси и, несмотря на протесты главы государства, посадил самолет в Азербайджане, Качиньский был очень недоволен, и встал вопрос о том, чтобы наказать лётчика за такое непослушание.
И вот, теперь снова возникла ситуация, когда сажать самолёт следовало в другом месте. Из-за погодных условий даже российский самолет Ил-76 за полчаса до катастрофы приземлился на "Северном" лишь со второй попытке. Экипажу Качиньского настойчиво рекомендовали садиться на другой аэродром. Однако произошло то, что произошло.
И лично мне кажутся маловероятными какие-то версии про террористов или про то, что наши спецслужбы постарались. Во-первых, в таких версиях я не вижу ни разумных причин, ни даже поводов. А во-вторых, всё и так довольно логично складывается в законченную картину.
В следующем посте я расскажу вам о нескольких самых серьёзных авиакатастрофах самолётов Ту-154 и дам ссылку на их полный список. И после этого мой блог перейдёт к работе в обычном режиме.