Почему мегаполисов в мире становится больше — и будет становиться только больше
smapse — 26.04.2023Учёные предполагают, что к концу XXI столетия в городах будет жить 80-90% от всего населения Земли, которое к тому моменту по их расчётам должно перевалить за десять миллиардов. Почему так и что приведёт к подобной сверхконцентрации?
Давайте разбираться.
Новые типы городов
Исторически город был местом, окружённым стенами, призванными защитить население от нашествий извне. Затем к городской территории стали применять особый правовой режим, позволявший горожанам чуть больше, чем всем прочим. Во Франции появились особые королевские города — их обитатели платили налоги не местным баронам, а в королевскую казну, а взамен получали солидные гарантии безопасности.
Впрочем, к этой категории принадлежали не только жители определённых местностей; так, Филипп IV Красивый даровал право зваться горожанами короля двум этническим меньшинствам, не пользовавшимся любовью французов, но игравшим важную роль в экономике французской державы — евреям и ломбардцам, под которыми понимали всех жителей городов Северной и Центральной Италии (кроме папских поданных).
Примерно в это же время в Священной Римской империи появился могущественный Ганзейский союз — конфедерация из нескольких десятков, а затем и сотен торговых городов, которые были объединены экономическими отношениями и связями и ценили свои торговые привилегии выше связей с местными владыками. Со временем они также образовали автономные экономические и правовые режимы, а впоследствии — и системы социального устройства.
С течением времени и развитием экономики города обрастали владениями и колониями, а нидерландским ганзейским городам удалось, возглавив восстание против испанского владычества, основать новое государство, основанное, с одной стороны, на этнической общности — голландцах, и общности интересов — всем им нужно было наладить совместную оборону, строить корабли для дальних морских походов и колониальной экспансии, наконец, создавать сухопутную армию для противоборства с испанцами, а позднее и французами, не говоря уже о Священной Римской Империи.
Сегодня города редко имеют чётко определённые функциональные границы, в лучшем случае административные. Достаточно хорошо известны понятия Большого Лондона, московской агломерации, каирской — все они окружены территориями, по всем признакам населёнными горожанами, причём она куда меньше, чем официально установленные административные границы столичных территорий.
В случае с Москвой или нигерийским Лагосом имеет место быть развитая система городов-спутников: российская столица обросла ими аж до Тулы и Калуги, население этих городов и промежуточных центров завязано именно на столичную экономику, Москва как гигантский пылесос вытягивает оттуда рабочую силу и молодое население (последних привлекают столичные удобства, инфраструктура, возможности получить хорошее образование и работу).
Всё это имеет свою цену. Происходит тотальная урбанизация, образуются уже не мегаполисы, но мегалополисы — объединение нескольких агломераций крупных городов.
Как появляются и почему растут города?
Механизмы городского развития могут иметь разную природу, учёные ведут яростные споры, пытаясь выработать некую общую истину. Известно лишь одно — агломерации городов стали появляться в середине XVIII столетия, когда человек научился строить машины, позволявшие ему двигаться с достаточно высокой скоростью, превосходившей всё, с чем человек имел дело прежде.
На фоне появления пароходов, внутренних судоходных каналов и железных дорог стали возникать первые европейские города, численность населения которых перевалила за миллион (похожие по размерам населенные пункты уже существовали в это время в Индии, Китае и Японии, но их генезис заметно отличается от рассматриваемого в данной статье, прежде всего хронологически — они заметно раньше достигли власти, богатства и могущества).
В Европе и США же с появлением машин появилось множество новых способов развивать города. Американцы, например стали при помощи лифтов и конструкций из бетона, стали и стекла возводить небоскрёбы, из-за чего их города росли ввысь. Другие расширялись, чему способствовало развитие сети автомобильных дорог и создание всё более совершенных автомобилей, снабжённых двигателем внутреннего сгорания.
Другие города, расположенные в таких развивающихся странах, как Кения, Нигерия или Танзания, росли внутрь: тут господствовала идея относительно небольших по площади населённых пунктов, снабжённых сетью городского общественного транспорта и отличающихся высочайшей плотностью населения.
Китайско-африканский путь
Макрорегионы или мегалополисы в Китае и Африке могут занимать огромные территории. Китайская провинция Гуньдун, занимающая земли вокруг устья реки Жемчужная, де-факто представляют собой огромный город на протяжённости от Макао и Гуанчжоу до Гонконга.
Тут живут 70 миллионов человек (это больше населения Великобритании или Франции при заметно меньшей площади). Экономическое значение этой территории также чрезвычайно велико: в 2020 году местный ВВП достигал 15% от общенационального китайского, превосходя при этом ВВП России как таковой.
В западной части африканского континента нельзя не отметить стремительное развитие шестисоткилометровой полосы между Абиджаном и нигерийским Лагосом. Некоторые прогнозы сулят, что эта местность, включающая на сегодняшний день десять населённых пунктов, будет к концу века наиболее густонаселенным регионом земного шара и домом для полумиллиарда человек.
Цифровой мир меняет города
Сегодня доля горожан в населении земного шара заметно меньше: лишь 57% могут с гордостью называть себя горожанами, ещё меньшее число — не более 15% — обитатели мегалополисов, в то время как большее количество людей — обитатели некрупных и средних городов.
Это связано с высокой зависимостью от транспорта и логистики — чем больше расстояние между домом и работой, тем труднее его преодолеть. Хотя растущее проникновение высокоскоростного Интернета позволяет жить и трудиться довольно далеко от коллег по офису.
Так интернет, вроде бы не имеющий ни малейшего отношения к вопросам МСУ и смежным темам, стал фактором эрозии городских границ.
Будущее несовместимо с границами
Многие деятели науки, прежде всего социологи и экономисты, убеждены: в будущем город будет расти в высоту и по горизонтали, и каждая локация, где живёт человек, рано или поздно станет частью одного из городов, при этом функциональное и семантическое значение слова «город» изменится.
Эта идея кажется абсурдной, но уже в конце 1930-х историк и урбанист Мамфорд заявил, что города, даром что представляются физическим объектом, на деле являются скорее точкой социальных коммуникаций и взаимодействий.
Эта мысль взаимозависима с теорией о том, что в будущем в человеческом восприятии город будет не просто центром коммуникаций или множеством индивидуальных жилых ячеек, рассчитанных на семью или одиночку.
Он станет хабом, коммуникационной площадкой для обитателей виртуальности, где границ нет или они не имеют такого значения, как в физическом мире.