Почему Хрущев сдал Порт-Артур
mamlas — 06.06.2011 Путина, закрывшего последние наши военные базы на Кубе и во Вьетнаме, Запад провел так же ловко, как первого секретаря ЦК КПСС в 1955 годуДесять лет назад бывший президент России Владимир Путин, не особо заботясь о публичной мотивации, принял решение о закрытии наших последних крупных военных баз в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам). Россия ничего не получила взамен, зато возникшие опасные военно-политические пустоты видны невооруженным глазом. Однако мало кто помнит, что бездумное добровольное геополитическое отступление Москвы началось значительно раньше - с Порт-Артура. В эти дни исполнилась очередная годовщина тому дню, когда последний советский солдат покинул этот город на Ляодунском полуострове, стоящий на русских могилах. 26 мая 1955 года Порт-Артур снова стал китайским Люйшунем.
Но сначала придется заглянуть в более глубокие пласты истории. Более полувека попытки России твердой ногой встать на Дальнем Востоке были связаны именно с незамерзающим портом Порт-Артур. В 1896 году Китай, остро нуждавшийся в союзниках в беспрестанном противостоянии с Японией, подписал с императором Николаем Вторым конвенцию, по которой, кроме всего прочего, Пекин передавал нашей стране в полное и исключительное пользование на 25 лет военно-морские базы Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку Китайско-восточной железной дороги от Харбина к этим портам. Царь, тоже ничего хорошего от Японии не ожидавший, написал по этому поводу в своем дневнике: «Это так хорошо, что даже не верится».
Однако многое из того, что императору Николаю Второму казалось просто замечательным, оборачивалось бедствием для его народа. Люйшень, всего на несколько лет ставший Порт-Артуром и главной базой Тихоокеанского флота, к 1904 году вместил в себя эскадру в составе 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клиперов, 4 канонерских лодок (из них 2 броненосные), 2 минных транспортов, 2 минных крейсеров и 25 эскадренных миноносцев. В оборону города поставили 21 береговую батарею из 116 орудий. Общая численность русского сухопутного гарнизона на день начала войны - до 24 тысяч солдат и офицеров. К тому времени в городе проживало 15 тысяч наших гражданских соотечественников и 35 тысяч китайцев.
Долго терпеть у себя под боком столь внушительную военную силу японцы не могли и начали войну, в которой Порт-Артуру суждено было сыграть выдающуюся роль. Борьба за Порт-Артур, продолжавшаяся около 8 месяцев, стоила японской армии и флоту огромных потерь, которые составили около 112 тысяч человек и 15 кораблей различных классов. Потери русских составили около 28 тысяч человек. В декабре 1904 года отрезанный от Манчжурской армии и от Владивостока город пал.
Сатисфакции Россия ждала четыре десятилетия. С разгромом Японии в 1945 году Порт-Артур снова вернулся в Россию. Главнокомандующий Советской Армией Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».
Важнейшая для Тихоокеанского флота база была снова передана Пекином нашей стране – на сей раз на 30 лет. К тому времени главный противник на Тихом океане у нас сменился. Им стали Соединенные Штаты, ввязавшиеся в гражданскую войну на Корейском полуострове. Снова Москва потратила гигантские средства на освоение Порт-Артура. К 1950 году состав новой советской военно-морской базы в Желтом море, возглавляемой контр-адмиралом Ципановичем, был таков:
- Отдельный дивизион сторожевых кораблей из шести ленд-лизовских американских фрегатов типа «Такома». (Вскоре фрегаты были возвращены американцам, когда они своим ходом перешли из Порт-Артура в японский порт Майдзуру).
― Бригада торпедных катеров из нескольких десятков боевых единиц различных типов отечественной и зарубежной постройки.
― Бригада подводных лодок в составе двенадцати ПЛ.
― Бригада охраны водного района в составе шести тральщиков и шести больших охотников за подводными лодками.
В гарнизон входили части и соединения нашей 39-й общевойсковой армии. Обеспечивали корабли многочисленные береговые части и подразделения, а также 194-я бомбардировочная дивизия, в которую входили 126 самолётов Ту-2 выпуска 1944-1948 годов. В общем, гарнизон был внушительным и позволял Советскому Союзу на дальних тихоокеанских рубежах эффективно противостоять военно-морским силам США, опиравшимся на базы в Японии. Тем неожиданней было то, что случилось осенью 1954 года, когда в Порт-Артур внезапно прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Вместе с ним прибыли Булганин, Микоян, Шверник, первый заместитель министра обороны СССР - главнокомандующий ВМФ Кузнецов, командующий Дальневосточным военным округом Малиновский и другие.
13 октября ничего не подозревавших о скорой эвакуации военных пригласили для доклада. Как это происходило? Об этом – в воспоминаниях военного контрразведчика генерала М. Белоусова: «…С начала доклада В. Шевцова, командующего 39-й армией, не прошло и трех минут, как Хрущев с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Ты лучше мне скажи, зачем вы здесь стоите?»
Вся наша портартурская группа насторожилась… Командующий, будучи человеком степенным и уважительным… как-то недоверчиво еще раз посмотрел на Хрущева и спокойно сказал: «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины».
Хрущев снова обрывает его и сердито заявляет: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа».
Швецов молчал… В это время вошел маршал Малиновский, только что прилетевший из Приморья… Хрущев продолжал: «Так сколько же месяцев вам, командарм, надо, чтобы убраться отсюда?»
Швецов ответил: «Месяца три-четыре».
Присутствующий генерал Пенионожко бросил реплику: «Мало!»
Хрущев: «Даю пять. И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать».
Булганин, Микоян и Кузнецов вели себя пока спокойно. Можно было полагать, что этот вопрос с руководством КНР ими уже обговорен… А Хрущев продолжал: «Все то, что здесь (имеется в виду на Квантуне) построено русским царем, нами и японцами - казармы, склады, дома, водохранилища и т. п., – отдать китайцам бесплатно. А то, что мы привезли сюда из Советского Союза, - продать».
А. М. Пенионожко попросил разрешения задать вопрос «Как я понял, - сказал он, -дорогостоящее отдать, а мелочевку продать?»
Отвечать на этот вопрос стал Булганин: «Да, вы поняли правильно…» А Никита Сергеевич продолжал: «Все вооружение, всю технику и боеприпасы – продать!»
В этот разговор наконец вмешался Малиновский. «Никита Сергеевич, - сказал он, - всю боевую технику продать нельзя. Здесь у нас есть один полк с новыми танками Т-52 и одна эскадрилья с новыми истребителями-перехватчиками, я их заберу к себе в округ».
Хрущев согласился. Затем сделал заявление Кузнецов: «В нашей базе тоже есть один дивизион с новейшими быстроходными и дорогостоящими бронекатерами. Эту технику тоже не следовало бы продавать».
Но Хрущев ответил: «Продать!»
Потом Хрущеву задал вопрос Швецов: «А что нам делать с теми снарядами и трехдюймовками (имелись в виду 76-мм орудия), которые сюда завезены еще к началу русско-японской войны?».
Хрущев: «Продать!»
Далее начался активный разговор о том, за какую цену продавать – по себестоимости или по нашему прейскуранту. «По себестоимости» цена танка называлась в 400-500 тыс. рублей, самолета-истребителя – около одного миллиона рублей…»
Спустя несколько дней после того, как советская правительственная делегация отбыла на родину, в наши воинские части зачастили многочисленные китайские комиссии, в том числе и правительственные с высокопоставленными гостями, среди которых были знаменитый писатель Го Можо, командующий вооруженными силами КНР Пын Дэхуай, вдова Сунь Ятсена Сун Цзинлин. Многим советским военнослужащим вручили награды КНР. В Доме офицеров непрерывной чередой шли концерты известных артистов. Одновременно с этим шла «продажа» воинского имущества и оборудования, которая в конце концов превратилась в самый настоящий цирк и была прекращена. Все - каждая вешалка, кровать, умывальник, кухонный и противопожарный инвентарь, любая мелочь «описывались и оформлялись» в шести экземплярах. А каждое утро начиналось с того, что шел жестокий торг за лишний юань. На следующий день все повторялось сначала…
Закончилось тем, что только в нашем «ведомстве» китайцам были отданы даром десятки торпедных катеров, шесть токарных и строгальных станков, столько же металлообрабатывающих, кузница, электроцех со всем оборудованием. Одним словом, мы оставили буквально все, начиная с танков, подводных лодок, казарм, боезапаса и заканчивая подушкой, кружкой, ложкой».
Словом, инициированное Хрущевым бегство советских войск из Порт-Артура сильно напоминало то, что спустя три с небольшим десятилетия устроил нашим Вооруженным силам в Восточной Европе преемник Никиты Сергеевича Михаил Горбачев – с шумом и гамом, бросая миллиардной стоимости имущество, в чистое поле. О чем думал Хрущев, в присущей ему хамской манере отдавая приказ фронтовикам-генералам? Ясно, что стремился закрепить «вековую», как ему казалось, дружбу с коммунистами-единомышленниками в Пекине. А еще – проводил так модную и сегодня политику десталинизации. Американцы здесь обыграли Хрущева как мальчишку.
Когда Сталин был еще у власти, западные лидеры активно обсуждали вопрос о том, как изменить мир после явно приближавшейся кончины генералиссимуса. В январе 1953 года переговоры на эту тему в Вашингтоне провели британский премьер Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн. Решено было нарисовать постсталинскому руководству Советского Союза радужную картину: вы выводите свои войска из Австрии, Финляндии и Китая. Взамен мы снимем экономические санкции с ослабленного войной СССР и помогаем ускорить социально-экономическое развитие вашей страны. В подтверждение искренности намерений, Запад и впрямь ослабил такие санкции в мае 1953-го, а в июне того же года отказался помочь антисоветским силам, попытавшимся поднять восстание в ГДР.
Чтобы пряник был более осязаем, после смерти Сталина осенью 1954 года для СССР были открыты новые коммерческие кредитные линии в странах-членах НАТО, Австралии и Новой Зеландии. В 1955 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в Москве пообещал Хрущеву долгосрочное экономическое сотрудничество и неприкосновенность советских зон влияния в мире. Возобновились прерванные в 1949 году репарационные платежи СССР со стороны ФРГ. Взамен Запад просил сущую малость: продемонстрировать хотя бы небольшой отход от сталинской политики и сокращение советского военного присутствия в Китае и на Балтике.
Хрущев поначалу очень старался. С 1954 года прекратилось издание произведений Сталина. В конце 1955 года было упразднено созданное по инициативе Сталина, Жданова и Молотова Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий. Об антисталинском докладе Никиты Сергеевича ХХ съезду КПСС нечего и упоминать.
На фоне этих глобальных политических игр что такое был Порт-Артур? Пешка. Ею Хрущев пожертвовал с легкостью. Как и советской военно-морской базой в финском Поркалла-Удд.
Пейзаж после битвы его не порадовал. Подрывная работа Запада против СССР вскоре даже усилилась. В 1958-1959 гг. в США были приняты резолюция Конгресса «О порабощенных народах». В соответствии с этим документом началась разработка планов расчленения СССР на несколько марионеточных государств в ближайшей перспективе.
Американские войска и не подумали оставлять свои военные базы в Японии, Южной Корее, на Тайване и Филиппинах. По признанию заокеанских военных, именно отсутствие Советского Союза в Порт-Артуре стало одним из «стимулов» и американской агрессии в Индокитае в 1966-1974 годах. Да и памятные для нашего народа события на острове Даманский в 1969 году вряд ли бы возникли бы, если бы советские самолеты стояли бы на аэродромах в паре часов лета от Пекина.
Генерал Стессель, сдавший Порт-Артур японцам в 1904 году, был приговорен в России к смертной казни. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил её к сдаче. Приговор потом заменили 10-летним заключением, но уже в мае 1909 года мягкосердечный русский царь окончательно простил опального генерала. Хрущев остался в истории страны политическим сумасбродом, наворотившим дел не только на Дальнем Востоке. Оценка Путину еще впереди.
Из досье «СП»
Лурдес - южный пригород Гаваны. Советский, а затем российский Центр радиоперехвата был развернут здесь вскоре после Карибского кризиса. На нем постоянно несли службу около тысячи сотрудников 6-го управления Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ и 3-го Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ. Они собирали не только ценнейшие данные об американской ракетной программе на мысе Канаверал, но и перехватывали множество телефонных переговоров на большей части территории США. По сведениям бывшего министра обороны Кубы Рауля Кастро, до 75 процентов разведывательной информации о Соединенных Штатах наша страна получала именно из Лурдеса. В 1996 году на слушаниях в Конгрессе США шеф военной разведки РУМО Патрик Хьюз заявил, что ФАПСИ «чрезвычайно плотно использует Лурдес и в интересах российской экономики». Центр был модернизирован в 1997 году. В 2002 году под предлогом необходимости жесткой бюджетной экономии окончательно закрыт по решению президента Владимира Путина накануне его очередной встречи с президентом США Джорджем Бушем. В 1999 году Китай заключил с кубинским руководством соглашение об открытии собственного центра радиоперехвата для слежения за территорией США.
Камрань - залив, отделенный от Южно-Китайского моря одноименным полуостровом. Глубоководная гавань этого залива является одной из самых больших на Дальнем Востоке. Во время войны в Индокитае служил крупной тыловой базой ВМС США. В 1978 году Камрань перешла в распоряжение Социалистической Республики Вьетнам. С 1979 года совместно использовалась советскими и вьетнамскими военными моряками. Наличие этой базы, расположенной в 2500 милях от Владивостока, значительно облегчало нашему Тихоокеанскому флоту несение боевой службы в Индийском океане. Согласно достигнутым еще во времена СССР догоренностям, до 2004 года Камрань могла использоваться бесплатно. Советскими специалистами там был реконструирован аэродром, на который стали садиться даже стратегические бомбардировщики Ту-95, совершавшие патрульные полеты в тех краях. Здесь же постоянно базировалось около 40 наших истребителей. ракетоносцев, противолодочных и разведывательных самолетов. У причалов постоянно стояли до 20-25 советских кораблей и подводных лодок. Построены были жилой городок, крупные судоремонтные мастерские, станции радиолокационной разведки и радиоперехвата. В целом, Камрань служила стратегическим противовесом важнейшей для ВМС США в этом регионе военно-морской базы в Субик-Бей (Филиппины). В 2001 годы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «Сохранение этого объекта ВМФ было признано нецелесообразным в связи с изменением военно-политической обстановки в мире».
СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ
О ВЫВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ИЗ СОВМЕСТНО
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ КИТАЙСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ПОРТ-АРТУР
И О ПЕРЕХОДЕ ЭТОЙ БАЗЫ В ПОЛНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ
КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(12 октября 1954 года)
Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Востоке в связи с прекращением войны в Корее и восстановлением мира в Индо-Китае, а также принимая во внимание укрепление обороноспособности Китайской Народной Республики, Правительство Советского Союза и Правительство Китайской Народной Республики в соответствии с установившимися и все более укрепляющимися отношениями дружбы и сотрудничества между обоими государствами, договорились о том, что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются Правительству Китайской Народной Республики.
Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воинских частей и передачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур Правительству Китайской Народной Республики, обе Стороны договорились возложить на Советско-Китайскую объединенную военную комиссию в Порт-Артуре, образованную в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1950 года.
На самом верхнем фото: в Порт-Артур прилетела из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, 1954г.
|
</> |