Почему дон Румата - базовый архетип советского интеллигента?

топ 100 блогов anlazz14.10.2024 Итак, как было сказано в прошлом посте , написанная братьями Стругацкими повесть "Трудно быть богом" не случайно является одной из самых читаемых и цитируемых книг не только данных авторов, а, вообще, "книг советской эпохи". (Похожая ситуация, кажется, только с "Мастером и Маргаритой", о чем еще будет сказано несколько позднее.) Настолько, что может считаться "священной книгой интеля" - вместе с "МиМ" и (что там третье? стихи - в смысле, песни - Высоцкого?) - образующую настоящее "писание" для оной категории.

Причем, это не случайно - а точнее, очень сильно не случайно. Недаром братья могут рассматриваться именно как "зеркало позднесоветского интеллигентского мышления" - а значит, однозначно восприниматься, как "гениальные писатели" - несмотря на реальное качество их произведений. (Л.Н. Толстой так же не блещет "красотой текста" - но он безусловно "зеркало", и безусловно гений.) Ведь они, по сути, вывели одно очень важное качество этого самого "мышления", качество, которое уже к 1960 годам стало очень существенно влиять как минимум, на советский "образованный слой": убежденность этого слоя в своей "непогрешимости", в своей "избранности и праведности" - благодаря чему любые действия "интелей" несут благо.

Этот момент очень напоминает иудейскую легенду о "36 праведниках, на которых держится мир". (На самом деле число "праведников" в разных источниках разнится: я встречал и 100, и даже 800. "36" - думаю, результат довольно поздней "нумерологической традиции", восходящей к Каббале - коя сформировалась окончательно лишь в 14-16 веках.) Напомню, что эти "праведники" - это не люди, ведущие себя благочестиво, наоборот, окружающими они могут восприниматься, как богохульники и даже разбойники. (Собственно, поэтому их именуют "скрытыми".) Они могут вести развратную жизнь, пить вино, гулять с женщинами и даже - страшно подумать (!!!!!) - работать по субботам! Но на самом деле это "изначально", "природно" крайне важные для мира люди, на которых он (мир) и держится - и внутренне оные крайне благочестивы. (А развратничают исключительно для конспирации!)

Так вот: собственно, именно такое миропонимание установилось у советского интеллигента в "постсталинское время". Почему? Да потому, что жизнь совинтеля - и жизнь "религиозного иудея эпохи рассеяния" (когда и возникла легенда) - были довольно похожи: это были люди, отчужденные от базового процесса производства. (Для совинтелей - в значительной мере это отчуждение являлось ощущаемым, а не реальным, но суть данный момент не меняет.)  Поэтому реальное понимание "на чем держится мир" у них отсутствовало, причем не только в том плане, кто НА САМОМ ДЕЛЕ дает устойчивость социуму. (Для иудеев - нееврейские крестьяне тех стран, где оные жили, для советских интеллигентов - рабочие.) Но и в том, как реально "управляется мир".

То есть, всю ту чудовищную сложность, переплетение производственных процессов, которая наличествовала и в "эпоху традиции", и которую понимали те же крестьяне, оставляя "управление всем этим" на божественную волю. (Даже цари были всего лишь проводниками этой самой "воли" - причем вне зависимости от того, какую религию исповедовали.) Иудеи же, живущие в рамках относительно простых отношений - там чуть ли не вся общность была связана друг с другом, благо размер ее был невелик - считали допустимым наличие вполне определенных "управителей". Ну, и да - поскольку указанные "праведники" были в идеале "близки" ко всей общине, то ее члены тоже... ну, вы поняли.

Интеллигенты (советские, хотя не только они - но это уже иная тема) думали примерно то же самое: что есть некие "особые люди", таланты, "необходимый витамин", о котором постоянно пишут Стругацкие, "творяне" и т.д., то значит, именно они определяют ход истории. Ну, а поскольку оные "творяне" происходят из интеллигентской среды, то это переносит "их праведность" на весь круг. (То есть, какой-нибудь средний художник мог прекрасно понимать, что "он не Рубенс", но поскольку "рубенсы" рекрутируются из его среды, то это дает именно ему некую часть "рубенсовской важности".)

Поэтому каждый интеллигент считал, что он "верно чувствует этот мир", что именно его "чутье" является истинным - в отличие от всех теорий. (И если он и определяет кого-то "в хамы" - то оный и есть хам объективно!) Поэтому-то поведение Руматы Эсторского, решившего - после длительного периода "внутренней борьбы" с пресловутый коммунистическим рациональным гуманизмом - начать "вершить суд праведный", для советского интеллигента выглядело более, чем естественным. Он и сам-то, в принципе, был готов на это - так же "путем духовных усилий" отвергнуть весь этот "советский гуманизм", и прямо уничтожать хамов, воров и "палачей". (Тех, кто - по мнению "совинтеля" - был замечен в пресловутых "сталинских репрессиях".)

Другое дело, что "внешних признаков божественности" - как то способность в одиночку раскидать толпу "подонков", возможность регенерировать свои повреждения и, конечно же, бесконтрольно производить золото посредством портативного синтезатора "Мидас" - у них не было. Поэтому - понятное дело - прямо взять, и начать махать мечом направо и налево советские интеллигенты не могли. (Их бы гарантированно в "дурку" упекли. Впрочем - давайте уж скажем честно - некоторые именно за это дело, за признание за собой права "конечной власти" именно туда и отправлялись. Потом указанное назвали "карательной психиатрией".)

Но когда - в период "перестройки" - возникла возможность заняться данным делом ("творением справедливого суда") под государственной "эгидой", то вся эта интеллигентская кодла  образованная часть общества восприняла оное с большим удовлетворением. И ... ну, дальше вы знаете. В том смысле, что завершился оный шабаш пресловутым 1991 годом, когда указанная категория, наконец-то, смогла построить то, чего так хотела. Ну, а потом "от построенного" хорошенько отгребла...

А все потому, что на самом деле по "анизотропному шоссе" реально нельзя идти "в любую сторону", мотивируя это тем, что ты такой полубог, на коего законы общественного развития не имеют влияние! Даже если тебе это кажется абсолютно естественным! Эта - в общем-то, простая и понятная, но на самом деле являющаяся следствием большой умственной работы - идея оказалась еще раз доказанной. Причем - уже самой жизнью. И поэтому сейчас для на "Трудно быть богом" выглядит уже не "Евангелием от Руматы" - как это было для экзальтированных интелей из какого-нибудь 1977 года - а, скорее, предостережением. Указанием на то, что же может случится даже с самыми лучшими людьми - реально лучшими, умными, добрыми и талантливыми - если они решать "забить на теорию". И попытаются вершить историю, опираясь на свое "интеллигентское чутье", на ощущение своего "права вести быдло" туда, куда и кажется нужным.
Даже если это "кажется" при этом будет выглядеть красиво!

И наоборот это тоже работает. Поэтому никогда, нигде и ни при каких условиях нельзя "вставать в позу сверхчеловека", в позу субъекта, коему "доверено" (кем?) творить свой суд над миром. Впрочем, это и без указанного должно быть понятно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
но это ПИЗДЕЦ! И этот ПИЗДЕЦ уже не где-то в Египтах или Сириях. Этот ПИЗДЕЦ в братской Украине. Т.е. практически у нас в полисаднике! Оригинал взят у webcelerator в Баста карапузикам, кончилися танцы. Судя по всему, карачун пришел майдаунам. Четкий бодрый и беспощадный. ...
Оригинал взят у kenigtiger в Ну и деловое Как вы помните, ополчение Новроссии среди прочих ништяков отжало у ВСУ батарею "Гвоздик" в состоянии "наливай да пей" . Тотенкопфы с усами и чубами уже закрасили, аккумуляторы поставили. Увы, таблиц стрельбы в коньплекте не было. Так во ...
Ещё не так давно люди ломали копья на тему сериала "Слово пацана"... Как обычно это и бывает, народ разделился на два лагеря: абсолютное большинство говорили что фильм merde и ничего подобного у нас в стране не было (ну разве чуть-чуть), но были и те кто полностью подтверждал все что там ...
При просмотре разных групп в "Фейсбуке" обнаружил, что некоторые турецкие любители военной истории очень подробно изучают Кипрскую операцию 1974 года по своим и греческим источникам, чуть ли не вплоть до действий отдельных танков. Один из таких любителей, Озан Ялчин , нарисовал ...
Когда мне предстоит поездка в Иерусалим, всегда испытываю какое-то непонятное волнение. Вроде уже не первый раз. Как это здорово, что есть возможность после рабочего дня в знойном и душном Тель-Авиве ощутить приятную вечернюю прохладу древнего Иерусалима. Не спеша прогуляться по ...