Почему «Благочестивая Марта» хуже «Собаки на сене»?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Телефильмы «Собака на сене» (1977) и «Благочестивая Марта» (1980) очень похожи. Та же эпоха «плаща и шпаги», Маргарита Терехова в главной роли, потрясающая музыка Геннадия Гладкова, и один и тот же режиссёр — Ян Фрид (к слову, он же — автор сценария при участии Михаила Донского). Такое чувство, что и наряды перекочевали из сундуков «Собаки...» в гардеробную «Благочестивой...» - благо, что и художник по костюмам тоже общий — Татьяна Острогорская.
![ÐвÑоÑÑ Ð²Ð¾ вÑÑм Ñ
оÑели повÑоÑиÑÑ Ñами ÑÐµÐ±Ñ - даже в коÑÑÑмаÑ
.](/images/main/pochemu-blagochestivaya-marta-huje-sobaki-na-sene-b55d35.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2377661/pub_5eb1aa0913284a1c2411957c_5eb1aa309d34f26843da0650/scale_1200)
Тем не менее, история Марты оказалась менее популярной, чем судьба Дианы де Бельфлёр. Почему так вышло? Попробуем разобраться. Первое, что сразу бросается в глаза — это ...скажем так, зрелая внешность доньи Марты, и если в «Собаке на сене» Терехова (1942 года рождения) изображает прекрасную вдову и ничто не диссонирует с этим статусом, то здесь это именно донья, то есть молодая девушка, которой пришла пора выходить замуж.
![ÐаÑгаÑиÑа ТеÑеÑ
ова ÑмоÑÑиÑÑÑ, как Ð½ÐµÐ¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð´Ð°Ð¼Ð°.](/images/main/pochemu-blagochestivaya-marta-huje-sobaki-na-sene-e23394.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1899117/pub_5eb1aa0913284a1c2411957c_5eb1ab446cedb2402483578c/scale_1200)
Конечно, и Виторган в роли дона Фелипе (студента, бросившего университет!) выглядел, скорее, как загулявший доцент, не блистал юностью. Таким образом, они друг друга уравновешивали, но от этого не становилось легче. Безусловно, у Тереховой — тот самый типаж, который годится для ношения испанского воротника. Однако у того же Тирсо де Молины — автора «Благочестивой Марты» есть полным-полно пьес, где не надо изображать невест (пусть и засидевшихся в девках).
![ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐºÐ°Ð¼ÐµÑиÑÑки инÑанÑÑ ÐзабеллÑ, пÑавиÑелÑниÑÑ Ð¸ÑпанÑкиÑ
пÑовинÑий ÐидеÑландов. Ð - ÐаÑгаÑиÑа ТеÑеÑ
ова.](/images/main/pochemu-blagochestivaya-marta-huje-sobaki-na-sene-7dac22.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2811422/pub_5eb1aa0913284a1c2411957c_5eb1ac7e260ca90dc39872f0/scale_1200)
Далее, «Собака на сене» композиционно гораздо более органична. Повествование идёт плавно, без рывков. «Благочестивая Марта» будто бы снималась впопыхах. Вообще, даже в тот момент создалось впечатление, что съёмочная группа хотела повторить успех «Собаки...», а как известно, вторичность никогда не бывает похвальной. Поскольку все участники были талантливы, то совсем уж испортить картину у них не получилось — это по сию пору можно смотреть.
![СÑÑаÑÑÑ ÐаÑÑÑ Ð¸ дона Филипе вÑглÑдиÑ, как поÑледнÑÑ, оÑеннÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½ÐµÐ¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ
доÑенÑов ...или завлабов ÐÐÐ.](/images/main/pochemu-blagochestivaya-marta-huje-sobaki-na-sene-22964a.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1912454/pub_5eb1aa0913284a1c2411957c_5eb1b0d97196c61aab11a783/scale_1200)
Ещё один важный нюанс - это сам первоисточник. Сам по себе Лопе де Вега (1562 - 1635) - автор «Собаки на сене» - первичен по отношению к Тирсо де Молина (1579 - 1648). В биографии Тирсо отмечается, что он - продолжал линию, заданную старшим коллегой, хотя, привнёс очень много своего. Но даже для испанцев XVI столетия Молина был последователем, а не первооткрывателем. В общем-то, советские кинематографисты этот момент и уловили - вольно иль невольно. Правда, они подражали сами себе...