Королева Виктория и поручик Ржевский

Уважаемые читатели не раз спрашивали меня, откуда во мне столько злобы. Причем спрашивали еще до самоизоляции и до начала дистанционного обучения моего сына-пятиклассника. Видели бы они меня сейчас! Так вот, вопрос состоял в том, откуда во мне столько злобы и как мне не стыдно глумиться над персонажами исторических сериалов, которые по совместительству являются реальными историческими персонажами. Ведь это же люди, восклицает сердобольный читатель. У них же судьбы! Они заслуживают корректного отношения!

С удовольствием отвечаю уважаемым читателям. Злоба - это у меня от природы. Карантин, дистанционное обучение, актуальный курс валюты, а также комментарии типа «А вам что, Карл Шестой это лично сказал?», «А зачем вы у Дрюона все списали?», «История - не наука, ничего из написанного не было, никого не было, один я есть, стою тут весь в белом, никому не верю», «Я несу вам абсолютную истину, вы и сами это понимаете, но признать боитесь» - все это злобу лишь многократно увеличивает, но ни в коем случае не является ее первоначальным источником.
Что касается глумления и корректного отношения, то, мне кажется,
если я буду убиваться из-за каждого мертвого Тюдора, то очень
быстро убьюсь. Тюдоров сравнительно много (особенно мертвых), а я
совершенно точно одна. И те условные Тюдоры настолько прочно вошли
в историю и даже в мифологию, что им мои глумления - как слону
дробина. «Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит
Алигьери». Уж Нашевсе и Солнцерусскойпоэзии вместе со своим героем
по фамилии Моцарт очень хорошо понимал, что Алигьери никакой
пародией не обесчестишь, как ни старайся: он же памятник. В отличие
от серьезного, обстоятельного и правильного Сальери, который со
всей своей серьезностью такой простой вещи не улавливал
дубина.

Так вот, глумиться я не могу прекратить, и не просите: надо же куда-то природную злобу изливать, правильно? На этот раз объект для глумления я выбрала по времени поближе, чем Тюдоры, но тоже в Англии. Возобновила просмотр британского сериала «Виктория». Пока одолела только первую серию, но и это уже успех, потому что в прошлый раз, где-то год назад, эту самую первую серию бросила на середине. Неспешное такое повествование, без драйва и надрыва, не то, что какая-нибудь «Белая принцесса», где лихие повороты сюжета в такую степь заводят, что только и успеваешь удивленно озираться по сторонам. В прошлом году той динамичности в «Виктории» и не хватило. А теперь времени вагон, идти никуда не надо, знай сиди и не спеша смотри.
Я еще и по другой причине бросала просмотр. Смотрела - каюсь! - на каком-то непонятном ресурсе, а там перевод… Нет, сам по себе довольно приличный, но иногда такое ляпнут, что сведут на нет всю серьезность и торжественность момента. Например, в дом премьер-министра, лорда Мельбурна, прибывает посланец из королевского дворца с черной траурной повязкой на рукаве, чтобы сообщить о смерти короля Вильгельма IV. Мельбурн в это время культурно отдыхает у себя в гостиной - дремлет на диванчике. Заслышав шаги, неохотно открывает глаза и без предисловий осведомляется: «Таки король?» ТАКИ король! Я понимаю, что частица «таки» вполне легитимно существует в русском языке и используется не так уж редко, но тут почему-то сразу вспомнились «Одесские рассказы» и сериал «Ликвидация». И правильный ответ посланца сам собой пришел на ум: «Таки да, а я за шо? Виля - все. Ехай до Кенсингтонского дворца, шлемазл, не делай нервы новой королеве, шоб она уже была здорова!» Никак не могла в своем воображении от этого диалога отделаться. А правильный настрой - первое дело при просмотре исторического сериала. У меня вот сразу пошел неправильный, глумливый какой-то.

Кстати, в сериале Мельбурн настолько демонический, что становится непонятно: зачем леди Каролине в свое время понадобился тот лорд Байрон, когда у нее дома такой .интересный экземпляр перемещался от дивана к холодильнику. Прямо роковой мужчина.
Первая серия повествует о самом начале правления Виктории, о ее самых первых шагах на новом поприще, о зарождении дружбы с Мельбурном, о попытках избавиться от опеки матери и Конроя, о традиционном бардаке в королевском дворце, когда свечи второй раз не использовались и выбрасывались или продавались, а за мытье одного и того же окна отвечали аж двое уполномоченных - один за внешнюю сторону, другой за внутреннюю. Как говорится, новая метла везде расставляет своих людей и меняет веками сложившиеся порядки. И как Виктория затравила Флору Гастингс, и как потом общественное мнение за ту Флору Гастингс затравило саму Викторию - это все было. Очень подробный сериал, насколько я могу судить по началу.
Больше всего меня умилила сцена бала, в котором активное участие принял русский цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II - тот самый, прогрессивных реформ которого население впоследствие немножко не оценило. Вероятно, прочитав в сценарии слово «русский», создатели сериала немедленно закупили реквизит в виде водки, матрешки и балалайки, но не придумали, как все это можно органично вписать в look цесаревича. Слабаки! Поэтому решили делать образ русского другими средствами художественной выразительности. В результате получился вылитый поручик Ржевский. И пофиг, что великий князь Александр на самом деле был великолепно воспитан и образован, а Виктория при встрече с ним была покорена его обаянием и безупречными манерами. Если ты русский, изволь нажраться водки из самовара и уснуть в сугробе в обнимку с медведем, предварительно заломив на затылок ушанку. Ну, или по-крайней мере, веди себя, как хамло кабацкое. Соответствуй.

Войдя широким шагом в царское королевское помещение,
цесаревич кратко поздоровался, резко дернул к себе английскую
королеву, прижался к ней всем организмом и принялся таскать ее по
залу, изображая зажигательный танец. Рука его совершенно случайно
соскальзывала с королевской талии на другую часть королевского
тела, наклонялся он к своей партнерше так низко, что шокирован был
даже невозмутимый премьер-министр, переживший в жизни многое,
включая лорда Байрона. Что цесаревич при этом шептал Виктории,
можно предположить, едва взглянув на его нахальную усатую морду.
Виктория в его объятиях с каждой секундой все меньше напоминала
королеву, зато все больше - Наташу Ростову из анекдотов. Вот прямо
один в один.
Придворные, видимо, первый раз узрев, что такое проявление широкой русской души, стояли, вытаращившись и опасаясь, как бы их новую королеву не… как бы это сказать приличными словами… не соблазнили прямо в ходе танца. Один отчаянный по наводке Мельбурна подошел к великому князю и сказал, что к нему гонец из Петербурга. «А и хрен с ним!» - задорно воскликнул великий князь, не останавливаясь. Еле оторвали наследника короны одной великой державы от суверенного монарха другой.
Положение осложнялось еще и тем, что и сама Виктория была,
извините, бухая. Ей Конрой сказал как человеку: «Не пей вина,
Гертруда Дрина!» Но она Конроя настолько не любила, что,
выслушивая его советы, автоматически поступала наоборот. Вот и
дошла до кондиции. После того, как куда-то увели развеселого
цесаревича, нетрезвая королева: а) наехала на Конроя, б) едва не
поцапалась с Флорой Гастингс, в) чуть не свалилась в объятия
Мельбурна, который, слава Богу, был трезв и продолжения банкета не
допустил. И молодец, а то, окружающие, наверное, уже сомневаться
начали, удастся ли спасти имидж монархии, основательно подпорченный
дядюшками Виктории.
В общем, продолжаю наблюдения. Вроде бы вполне смотрибельно,
интересно и местами даже весело. А что еще можно требовать от
сериала? «Все должно быть достоверно!»? Ну, это уж как
получится.
вторая серия

Как говорится, пришла беда - отворяй ворота. Мало молодой королеве было разнузданного цесаревича, так еще какие-то не особо тактичные черти принесли в Лондон дядюшку Леопольда, маминого брата, короля Бельгии по должности. Этот дядюшка являлся вдовцом принцессы Шарлотты, старшей кузины Виктории и наследницы британского трона, умершей от родов давным-давно. В общем, если не знаешь заранее родственных связей персонажей, довольно трудно понять, кто на ком стоял и кто кому кто. И можно сразу и не осознать, почему этот странный гражданин с бакенбардами чуть ли не ногой дверь дворца открывает и ведет себя, как дома.
В реальности, насколько я помню из прочитанного, у Виктории с
дядей Леопольдом были очень теплые отношения. Другое дело в
сериале. Дядя ворвался в комнату, где находилась королева с
приближенными, и сходу сообщил ей, что она роста какого-то слишком
маленького и вообще на ее месте должен был быть он. В смысле, если
бы Шарлотта не умерла, он бы с ней жил в роскошных царских палатах,
а Виктория в лучшем случае ютилась бы в своем Кенсингтоне и нахрен
никому не была бы нужна. «Напьешься - будешь!» - следовало бы
ответить Виктории, памятуя о развеселом бале, когда она изображала
из себя пьяную Наташу Ростову в объятиях цесаревича Александра,
который всеми усами и манерами успешно изображал поручика
Ржевского. Но, видимо, по молодости и по неопытности Виктория еще
не умела достойно отвечать охамевшим родственникам, которые
войдя в грязных валенках в ургентную операционную (с)
вломившись в ее дворец и даже чаю не попив, с порога начинали учить
ее жизни и давали понять, что сама по себе она никто, другое дело
они - умудренные опытом старые пни государственные мужи и
светские дамы.

Кстати, о цесаревиче. Он никуда не пропал: смотрел с королевой оперу и танцевал на костюмированном балу, переодевшись в казака. Спасибо ему, шашкой никого не порубал, как можно было от него ожидать. Довольно прилично себя вел, в опере тоже. Сидел в ложе с королевой, а ее дядюшка, герцог Камберлендский, король Ганновера, подсылал к ним своего племянника, Георга Кембриджского, которого считал самым подходящим кандидатом на роль королевского мужа. Мол, Жора, сходи, разберись, а то она сейчас на колени к русскому сядет. Жора, кстати, все время таскался за королевой по дворцу согласно указаниям дяди, но его так ни разу и не заметили. Плохой руководитель практики для юных принцев-потенциальных консортов из герцога Камберленда получился. «Доктор, меня все игнорируют! - Следующий!»
Следующим (в смысле, потенциальным женихом) оказался еще один двоюродный брат Виктории, Альберт Саксен-Кобург-Готский, которого продвигал как раз опытный пиарщик дядюшка Леопольд. Виктория и к его кандидатуре отнеслась без энтузиазма, потому что была очень занята беготней за «лордом М» - Мельбурном.

Мельбурн, которому - по сериалу - королева выкрутила руки,
вынудив вернуться на пост премьер-министра, как только ни
отбивался, понимая, что ничего хорошего из всяких там
любовей-морковей с королевой не выйдет, кроме мордобоя а вот
авторитет британской монархии может с грохотом обвалиться под самый
плинтус. Сомневаясь, что надо доводить дело до такого конца,
Мельбурн спрятался у себя в поместье и сидел в парке под кустом,
надеясь слиться с ландшафтом и затеряться среди осенних листьев.
Но, видимо, плохо он знал свою королеву. Она его и в парке нашла.
Достала из-под куста и призналась в любви. Мельбурн сказал, что он
однолюб и что так не надо. И что «не всякий вас, как я поймет, к
беде неопытность ведет». Однако был куда тактичнее того же Евгения
Онегина. В общем, все правильно сделал. Но осадочек остался.
«Отказал? Жанне Фриске Королеве Виктории? Ну ты и чудак,
лорд М!»
Убедившись, что Мельбурн - не вариант, Виктория все же вынуждена была обратить взор на принца Альберта, который прибыл ко двору в сопровождении своего брата. Надо же как-то личную жизнь устраивать. Тем более цесаревича его папа домой вызвал, дай Бог ему здоровья (папе то есть — за то, что вызвал).
С первых секунд появления Альберта его очень хочется треснуть лопатой по башке. Да, я настаиваю - именно лопатой и именно по башке. Чтобы как-то этого персонажа перезагрузить, а то аж зубы от него сводит. Занудство, которое он проявляет, едва показавшись во дворце и на экране, достигает каких-то ранее неведомых мне глубин. К тому же он снулый и закомплексованный, с вечно опущенной головой и унылым е… лицом, я хочу сказать. Так, видимо, подчеркивается его правильность и серьезность. Не знаю, как там с правильностью, но в сцене на балу он ведет себя, как настоящий псих. У них там балы, я подозреваю, устраивались специально для выявления худших качеств их участников, чтобы знать с кем дело имеешь. То цесаревич едва не перейдет в горизонтальное положение вместе с партнершей, то королева напьется. Но Альберт их всех далеко переплюнул.
Виктория, танцуя с принцем, решила его поощрить цветочком из своего декольте. Но куда же пристроить цветочек принцу, у которого декольте по понятным причинам отсутствует? Не в зубах же держать - в таком виде только цесаревич смотрелся бы органично. Поэтому Альберт достал из голенища ножичек, рванул на груди мундир, разрезал под мундиром рубаху в районе сердца и в эту прореху положил цветочек, чтоб не выпал. Смотрел он при этом на свою визави как типичный маньяк.
Не знаю, может, тогда существовал красивый обычай по разрезанию
рубах прямо в танце и помещению цветов возле сердца, но как же
тогда решать вопрос безопасности в королевском дворце? Какой-то
мутный принц, еще не жених, а просто один из родственников, которые
стадами бродят по королевским апартаментам, с явными признаками
психических отклонений размахивает ножичком, ловко вынутым из
сапога, в непосредственной близости от британского монарха. Так
можно было? И, главное, никто из присутствующих особо по этому
поводу не дернулся. Философское, надо признать, отношение к жизни и
здоровью символа британской нации: Бог дал - Бог взял. Я что-то
представила себя, как бы в наши дни один из высоких гостей
Букингемского дворца в присутствии бабули Елизаветы выхватил из
кармана ножик колбаски порезать на газетке и начал кромсать
свое парадное одеяние. Что-то в этом месте моя фантазия
тормозит.

Если кому по каким-то причинам не нравится лопата в качестве лечебного средства, можно мечтать о том, чтобы поместить персонажа по имени «принц Альберт» внутрь сериала «Триггер». Там бы его заперли в горящем сарае или подвергли воздействию еще какого-нибудь интересного терапевтического метода - и был бы как новенький. А то смотреть невозможно.
А Виктории хоть бы хны. Она после бала наедине с этим неуравновешенным индивидом еще в лесу гуляла. Сначала-то она, будучи нормальным человеком, тоже искала взглядом более-менее подходящую лопату, когда видела рядом с собой Альберта, но потом неожиданно поменяла свою позицию и сделала принцу брачное предложение, от которого он, понятно, не смог отказаться. Почему она так переменилась к этому унылому г - сериал не дает никакого психологического обоснования. Переменилась, и все тут. Наверное, чтобы Мельбурн умылся. А тот ничего, держится, молодец.
Продолжаю наблюдение. Хотя мне в этом деле очень мешает Альберт.
Но тут уж ничего не поделаешь: один из главных героев, придется
терпеть. Виктория же терпит.
автор besshardwick
|
</> |