Планов громадье-2

топ 100 блогов thor_200613.12.2021
       Запиской о крейсерах Александр Михайлович не ограничился и осенью 1895 г. сочинил еще один меморандум (который правда, остался в рукописи, но интересен с точки зрения анализа взглядов великого князя на то, каким должен быть русский флот на перспективу - к 1907 г.). Итак, встречайте "Как возвратить (именно так написано в рукописи - Thor) наш флот и сделать его действительно сильным" или розовая мечта флотофила...

Планов громадье-2 08-9457625-l.blinov


       Каким виделся А.М. возрожденный русский флот? Что нужно было сделать для того, чтобы он, по его мнению, превратился в реальную боевую силу? Для начала пункты, которые наметил А.М. для достижения этой цели.
       1. Уничтожить ценз. - И да, и нет. Так ли плох ценз, каким его принято считать, или же здесь есть некое здравое зерно, которое, по нашему исконному обычаю, непременно нужно выплеснуть вместе с грязной водой? Похоже, что в.к. об этом особо не задумывался.
       2. Посылать в плавание все годные к морю суда - И не поспоришь, вроде бы верно. Но вопрос - как посылать? В одиночные плавания или же все же эскадрами, имея сплаванные боевые единицы? Об этом князь умалчивает.
       3. Не давать судам разоружаться, а офицерам бездельничать на берегу. - Ну ведь тоже верно, не возразишь. Но, с другой стороны, а есть ли в наличии соответствующая инфраструктура и, что далеко не последнее, средства для того, чтобы поддерживать при такой интенсивной эксплуатации наличный флот в боеготовности? Даже англичане не могли позволит себе такой роскоши держать весь свой флот в полной готовности круглый год.
       4. Установить определенную программу судостроения. - Гм, а что, до этого таковой не было? Была. Чем недоволен великий князь? Не те корабли строят? Ну да, типа того, но, с другой стороны, и А.М. не пишет ничего о том, какие корабли надо строить - нет, не в техническом плане, это у него есть, а в организационно-структурном, т.е. снова строить "флот образцов" или же создавать серии однотипных кораблей? Этого у него нет. И, в таком случае, чем его взгляд отличается от того, что был раньше?
       5. Иметь незамерзающий порт на севере. - Ну тут точно не возразишь. Это и нужно и полезно. Вот только где денег взять? За счет прекращения постройки Либавского порта (об этом князь пишет дальше)? Можно попробовать, хотя, учитывая его программу, наоборот, надо вкладывать большие средства в создание соответствующей инфраструктуры на Балтике с тем, чтобы обеспечить базирование там задуманного им минного флота. Тришкин кафтан выходит какой-то.
       6. Делать Владивосток первоклассным портом с мастерскими и верфями и доками. - Вот тут точно не возразишь. Да, Владивосток замерзающий порт, однако настолько ли критичен этот фактор для того, чтобы город был первоклассной морской базой для русского Тихоокеанского флота (пароход Бритнева еще в 1882 г. отмечал адмирал Шестаков, наблюдая за тем, как он проделывал во льдах канал из Петербурга в Кронштадт)? Или лучше вложиться в Дальний и Порт-Артур или, паче того, в Мозампо и доставлять туда все морем? Нет уж, дудки, все же лучше Владивосток, тут, по крайней мере, можно рассчитывать на сухопутное снабжение.
       7. Прекратить постройку Либавского порта. - Вот все же, похоже, у А.М. по поводу Либавы явный пунктик. Ненавидит он этот проект самой черной ненавистью. А ведь Либава, если мне память не изменяет, незамерзающий порт, в отличие от того же Кронштадта. И где собирается в.к. базировать те самые миноносные флотилии на случай войны с II Рейхом?
       8. Помнить, что побеждают моряки, которые плавают. - И тут не возразишь. Правда, вопрос остается - какие плавания имеются в виду? Вообще или конкретно, с учениями, и не по одиночке, но соединениями? Шестаков вводил ценз с той же целью - дать ход тем морякам, которые плавают. Увы, вышло как всегда...
       9. Отказаться окончательно от заказов за границей и построить два первоклассных завода в Питере и один в Николаеве. - Вторая часть не вызывает абсолютно никаких возражений (правда, учитывая порядки на казенных верфях, существовавшие на то время, решит ли постройка этих заводов проблему? Что-то сомнительно). Но с первой? Ну отказались, и дальше что? Скорость постройки, относительная дешевизна, возможность ознакомиться с "их" достижениями в области судостроения - стоит ли такая игра свеч? Насколько самостоятельна русская судостроительная база и в техническом плане, и в плане интеллектуальном, чтобы обойтись без иностранной поддержки?
       В общем, идеи, которые намеревался продвигать великий князь, выглядят вполне здраво, однако есть у них второе дно, которое ставит под вопрос их ценность. А что там дальше, во 2-й части меморандума - об этом в следующем посте.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Продолжаем знакомство с Кировском . Город также славится своими горнолыжными трассами, куда тоже мечталось попасть и хотя бы полдня покататься - но не сложилось. Оставлено на следующий раз. "Культурную программу" ограничили развлечениями попроще. Одно из которых - визит в местный ...
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА 200 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ. К 200-ЛЕТИЮ ВЕНСКОГО КОНГРЕССА Канал 'Культура' ('Россия-К'). Эфир: 31 января 2016 г., время – 14.45 (выпуск 421-й) В 1814-1815 годах, после разгрома наполеоновской Франции, состоялся знаменитый Венский конгресс - фактически первая общеевропей ...
 Нашлась все-таки в России женщина с яйцами по-больше, чем у большинства русских мужиков. Марина Овсянникова, редактор Первого (он же и последний)  российского канала вышла перед камерами во время прямого эфира с плакатом против войны и вранья российских геббельсов. ...
На «Первом Канале» вчера опубликовали новость и видео о столкновения на востоке Украины. В частности сообщают, что донецкая милиция обещает силы не ...
Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Алексея Чернышева «Связь с китайским бизнесом оценили в 12 лет. В Приморье за госизмену осудили предпринимателя», Приморский краевой суд вынес приговор Виктору Королеву, владельцу компании, которая занималась внедрением в КНР ...