Питер. Эрмитаж, я теперь не заблужусь
cand_orel — 10.11.2022В прошлый раз мы добрались до Будуара Марии Александровны (https://cand-orel.livejournal.com/2117679.html)
Подробности, информационные и визуальные здесь — https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node54.
Будуар — это комната, которая имеет многофункциональное предназначение. Здесь можно было отдохнуть после завтрака, написать свои письма. Важно заметить, что будуар обязательно должен быть при спальне. У него часто бывает альков. Это помещение сохранило самый полный свой первоначальный вид. У будуара было два варианта отделки. Первый, синий, создавался по проекту Брюллова в 1841 году. Он является неоклассическим.
Второй вариант отделки был создан по проекту архитектора Боссе в 1850-х. Это второе рококо. Этот вариант отделки сохраняется до сих пор. Однако один элемент не дошёл до наших дней. Речь идёт о тяжёлых портьерах, прикрывавших альковную, более интимную часть будуара.
Стоит упомянуть и о гарнитуре. Он является подлинным. Тем, что существовал ещё при жизни Марии Александровны. Однако сохранились только места для сидения, ранее присутствовали и столики. В плане мебели будуар встречает посетителя разнообразием форм и названий. Здесь есть козетка и тет-а-тет, кресла бержер на колёсиках и кресла а-ля Рен со сквозными подлокотниками, канапе и оттоманка, шкафы и зеркала. (https://diletant.media/articles/45261639/)
А мы перемещаемся далее в Малиновый кабинет (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node493):
Функциональные особенности малинового кабинета также были плавающими. В кабинете императрица проводила вечерние чаепития с супругом и с братом, занималась с детьми, что можно заметить по некоторым акварелям. Кроме того, Мария Александровна музицировала, в комнате располагался рояль, и, естественно, вела свою переписку. В целом кабинет использовался для общения с довольно узким кругом людей. Обычно для времяпрепровождения с семьёй.
Проект варианта отделки принадлежит Брюллову.
Несмотря на то, что помещение являлось жилым, в нём была расположена масса полотен, находящихся в собственности императора. Например, в малиновом кабинете висела картина «Непорочное зачатие (Уолпола)» Бартоломе Эстебана Мурильо.
В настоящий момент в комнате выставляются временные экспозиции. Так, на исторических витринах, за стеклом, сейчас располагается мейсенский фарфор. Витрины были изготовлены для алмазной комнаты, сокровищницы, существовавшей при Екатерине II. Фарфор, выставленный в малиновом кабинете, был изготовлен в XVIII веке и представлен различными наборами сервизов, в честь каждого из которых созывались приёмы. Нередко фарфоровые сервизы служили в качестве уникальных дипломатических подарков.
К сожалению, в кабинете не присутствует мебель, которая украшала данную комнату изначально. (https://diletant.media/articles/45261639/)
А мы перемещаемся в Золотую гостиную (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node492):
Самый пышный зал из апартаментов императрицы Марии Александровны был создан в византийском стиле. Он использовался для приёмов. Сама императрица, впервые увидев эту гостиную, пришла в восторг. В письме своему брату она сравнила комнату с тронным залом баварских королей.
Золото всегда присутствовало на его стенах, однако ранее не было сплошного золочения. Оно возникло лишь в 60-х годах XX века. Единственная только разница в том, что тончайший узор был вызолочен, а фоном для этого золотого узора был белый цвет. Создавалась более легкая атмосфера, чем сейчас, поскольку сплошное золочение утяжеляет внешний вид интерьера.
Стоит отметить, что в значительной степени зал и его мебель, гарнитур из сидений сохранились. Мебель выполнена из золоченого дерева, украшена сверху вензелем «М. А.» (Мария Александровна). Однако изменилась ткань на мебели. Первоначально она была малиновая, как и портьеры. И уже в 60-х годах прошлого века её заменили на голубую.
В Золотой гостиной довольно любопытно проводилось Рождество. Каждому из членов императорской семьи выставлялась ель, под каждую из которых складывались подарки. Весь зал превращался в еловый лес. (https://diletant.media/articles/45261639/)
А мы переходим в Белый зал (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node488):
Белый зал — зал в юго-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, окнами выходящий на Дворцовую площадь.
Белый зал создан по проекту А. П. Брюллова в конце 1839 года на месте трёх гостиных. Как и рядом расположенная Золотая гостиная является репрезентативной частью приготовленных к свадьбе наследника апартаментов. Грандиозный по размерам двусветный парадный зал использовался для торжеств. Описывая брату свои покои в Зимнем дворце Мария Александровна сообщает: «Последним идёт большой белый бальный зал».
Двусветный зал перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками. Арочным окнам второго яруса вторят плоские ниши расположенной напротив продольной стены. Широкая полоса антаблемента четко отделяет плоскость стен от сводчатого перекрытия. Пространство зала делится на три неравные части выступающими из стен пилонами, на которые опираются подпружные арки. Пилоны обработаны парными пилястрами коринфского ордера. Плоскость стены между пилонами, в свою очередь, также делится на три части коринфского ордера колоннами, увенчанными скульптурой. Стены крайних компартиментов расчленены меньшими пилястрами, украшенными лепным орнаментом; над ними проходит широкая лента барельефа. По замечанию императора в торцовой стене решено было отказаться от декорирования проёмов портиками с колоннами и треугольным фронтоном, как это предполагал сделать А. П. Брюллов.
В скульптурном убранстве зала используется размещённая над колоннами круглая скульптура женских фигур, символизирующих различные виды искусства, и барельефные фигуры с изображениями богов Олимпа: Юноны и Юпитера, Дианы и Аполлона, Цереры и Меркурия, Весты и Нептуна. Фриз наполнен многочисленными фигурами путти: младенцы заняты играми, искусством, сельским трудом, охотой, военным делом. Скульптурный декор создавался как олицетворение программы правления будущего императора. Эффект восприятия монохромного зала также строится на сочетании различно обработанных поверхностей полированного мрамора и выбеленных лепных украшений. Рельефный орнамент, заключенный в геометрические обрамления, покрывает также люнеты и своды зала. Лепные работы выполняли скульптор Г. Троду, мастера И. Коев и братья И., П., Т. и Ф. Дылёвы. Скульптурные фигуры и барельефы изготовил скульптор И. Герман.
Изготовление камина с бронзовыми украшениями и «купленным у иностранца Чевелиоти» мраморным барельефом было поручено «художнику мраморного искусства Викентию Модерни».
В зале установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасённые во время пожара, ранее украшавшие Овальный зал Марии Фёдоровны. Светильники выполнены в 1827 году мастером А. Гёде по рисунку О. Р. Монферрана.
В настоящее время в Белом зале экспонируются произведения искусства Франции периода неоклассицизма второй половины XVIII века: пейзажи Юбера Робера, портреты работы Ж.-Л. Вуаля, Луи Токке и М.-Л.-Э. Виже-Лебрен, Ваза севрского фарфора, а также мебель работы Давида Рёнтгена 1784—1807 годов.
А мы перемещаемся в направлении Залов военных картин (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node46):
Этот парадный зал Зимнего дворца входил в анфиладу пяти Залов военных картин, созданную архитектором А.П. Брюлловым после пожара 1837 г. Названия пяти комнат отличались только порядковыми номерами: Первый зал, Второй зал, и т.д. Окна всех пяти залов выходят на Дворцовую площадь. В галерее были представлены живописные полотна, отражающие победы русского оружия в период до Отечественной войны 1812 г. Обильный декор перекрытия с имитирующей лепку росписью и золочением, архитектурное обрамление дверных проемов, нарядные наборные паркеты – все это придает убранству зала особую торжественность. Во время правления императора Александра II, Залы военных картин часто использовали для официальных церемоний.
Сейчас в этих залах располагается выставка «Живопись и скульптура Франции 30-60-х гг. 18 в.»
А мы добежали до Александровского зала (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node401):
Александровский зал — парадный зал в юго-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 1839 году на месте находившихся здесь до пожара Кавалергардского зала и Проходной (Ковровой) комнаты. Находясь на оси с Гербовым залом, он продолжает ряд парадных залов Большой анфилады и в то же время предваряет анфиладу Залов военных картин (в данный момент в этих залах представлено собрание французской живописи), расположившихся в южной части дворца с видом на Дворцовую площадь.
Проект был создан архитектором Брюлловым в 1838 году в ходе перестроек парадных интерьеров дворца после разрушительного пожара 1837 года и был задуман в качестве мемориала победы России в Отечественной войне 1812 года. В отличие от портретной Военной галереи идея увековечивания памяти о войне с Наполеоном нашла здесь образно-аллегорическое решение в формах художественной стилизации.
В архитектуре зала необычным образом сочетаются элементы западноевропейской готики, ампира и русской национальной символики. Семь пар пристенных опор оформлены в виде пучков колонок готического стиля. Появление такого приёма обычно объясняют конструктивной необходимостью — поддержкой веерных сводов, однако его можно связать и с существованием скрытой идеологической программы оформления зала, загадками судьбы и тайных симпатий императора Александра I. Известно личное участие его младшего брата, императора Николая I, в разработке программы оформления мемориального зала. Возможно, что, как и в проекте Александровской колонны, Николай Павлович стремился отдать дань уважения своему предшественнику на троне. Сочетание орнаментики французского ампира с российскими двуглавыми орлами и мотивами древнерусского вооружения также имеет триумфальный смысл.
Скульптурное оформление зала осуществлял Д. Ажи. В люнете торцовой стены был помещён медальон с профилем Александра I в виде древнеславянского божества Родомысла, зал украшают увеличенные медальоны Фёдора Толстого, чередующиеся с фигурами Славы. В северном торце зала на месте уже сделанного окна весной 1839 года было предложено установить большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпировкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. Обрамление не сохранилось.
Ранее в зале выставлялись полотна Б. П. Виллевальде, посвящённые основным сражениям Заграничных походов 1813—1814 годов.
В настоящее время в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, нарушающих пространственное восприятие.
Что-то уже и на свободу потянуло...
Двигаемся на выход... (https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node344)
Нетрудно догадаться, почему эта лестница была названа "Октябрьской". В этом случае как раз она прямиком связана с революционными событиями октября 1917 года. В то время, как известно из истории, в ночь с 25 на 26 октября 1917 года отряды штурмующих большевиков проникли по ней в Зимний дворец и в 3 часов ночи по ней же вывели арестованных членов Временного правительства.
Панорама — https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node343
Однако, ни в одном путеводителе не сказано точной даты возникновения этого названия. А знаменитую мемориальную доску установили на ней уже после того, как прижилось новое имя. До октября 1917 года, лестницу величали как — "Ея императорского величества" или "Собственная", так как примыкала непосредственно к апартаментам императриц — супруги, впоследствии вдовы, Павла I — Марии Фёдоровны и супруги Алек