10 отечественных фильмов 1988 года (Позитив. Кино LVII — 1)

1988 год — год тысячелетия Крещения Руси.

Посмотрим международную программу на предмет христианской добродетели...
1 января — в СССР вступил в силу ряд законов об экономических реформах. Начало второго (экономического) этапа перестройки.
12 февраля — столкновение кораблей ВМС США и СССР у берегов Крыма. Один из последних инцидентов «холодной войны».
13 марта — в газете «Советская Россия» опубликовано письмо Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами».
11 апреля — церемония вручения кинопремии «Оскар». 9 Оскаров получил фильм Бернардо Бертолуччи Последний император.
15 мая — Афганская война: начат вывод советских войск из Афганистана.
1 июня — в Москве Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв и президент США Рональд Рейган подписали Договор о ядерных ракетах средней дальности.
6—9 июня — в Троице-Сергиевой лавре (Загорск) состоялся Поместный собор Русской православной церкви, приуроченный к 1000-летию введения христианства на Руси.
3 июля — ракетный крейсер Vincennes ВМС США сбил иранский пассажирский самолёт рейса 655 компании Iran Air, погибло 290 человек.
20 сентября — в своей речи на Совете Европы британский премьер-министр Маргарет Тэтчер предостерегла страны-участницы ЕЭС от безрассудного движения к политическому и экономическому объединению Европы.
16 октября — на советском телевидении впервые начат показ латиноамериканского сериала — «Рабыня Изаура».
15 ноября — первый и единственный запуск советского космического корабля многоразового использования «Буран» и ракеты-носителя Энергия.
30 ноября — полное прекращение глушения зарубежных радиостанций в СССР.
Человек года по версии журнала Time — Планета Земля (в опасности, абстрактное понятие).
Да... Чтобы не происходило в мире, Америка ведет себя одинаково — ничего не меняется в мире...
Посмотрим, что с кино в этом году было.
«13-й апостол» — советский цветной художественный фантастический фильм 1988 года режиссёра Сурена Бабаяна. Снят по мотивам одной из глав романа Рэя Брэдбери «Марсианские хроники».
https://vk.com/video159018313_456243722

Экипаж космической экспедиции погиб при загадочных обстоятельствах. Через 15 лет инспектор расследует причины закрытия перспективной планеты. Для этого он навещает единственного оставшегося в живых члена экипажа — капитана Амоса, который теперь живёт в приюте для отставных астронавтов. В отчёте он обосновал запрет на дальнейшее исследование этой планеты.
Выясняется, что жители планеты приняли образ умерших родственников членов экипажа, чтобы внушить мысль о том, что здесь необходим карантинный режим. Мало того, с капитаном возвращается некое существо («апостол»), который вселяется в Авессалома.
«Абориген» — советский художественный фильм в жанре драмы, снятый режиссёром Еленой Николаевой по сценарию Юрия Короткова. Премьера — октябрь 1989 года. В СССР фильм посмотрели 1,5 млн зрителей.

История трудного подростка из Сургута. Отец пятнадцатилетнего Борьки Хромова утонул после развода, а мать с новым мужем заняты накопительством, и сын им не нужен. Уехать из Сургута, о чём мечтает подросток, так и остаётся несбыточной мечтой. Даже в тайге Борька сталкивается с проблемами. На лодке его преследует милиция. Он успешно от них отрывается, но у берега сталкивается с беглыми зеками, за которыми тоже идёт погоня. Беглецы захватывают лодку, оставляя убитого Борьку лежать в траве.
«Ашик-Кериб» — художественный фильм (драма), снятый режиссёрами Давидом Абашидзе и Сергеем Параджановым на киностудии Грузия-фильм в 1988 году. Фильм посвящается светлой памяти Андрея Тарковского.

Фильм снят по мотивам одноимённой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова, написанной на основе азербайджанской народной сказки / дастана.
Бедняк Ашик-Кериб играет на сазе на свадьбах и других праздниках. Он полюбил Магуль-Мегери — дочь богача. Ашик-Кериб клянётся странствовать семь лет и стать богатым или умереть.
Соперник крадёт одежду Ашик-Кериба. Другие персонажи думают, что Ашик-Кериб утонул. Мать Ашик-Кериба от выплаканных слёз теряет зрение. Его соперник всё более настойчиво добивается руки Магуль-Магери.
Бедный музыкант попадает к султану и поёт ему про свою любовь. Султану очень нравится эта песня, и он одаряет Ашик-Кериба золотом. Семь лет он живёт в достатке и почти забыл свою невесту.
После чудесной встречи с таинственным всадником на белом коне Ашик-Кериб получает возможность с помощью волшебного средства исполнить любое желание. Он переносится в своё родное селение, очутившись на свадьбе отнятой у него любимой и человека, виновного в случившихся несчастьях.
В доме богача его поднимают на смех, узнав о том, что Ашик-Кериб уверяет своих слушателей, что в мгновенье проделал дальнюю дорогу, занимавшую обычно не один день пути.
Разъярённый жених грозится убить Ашик-Кериба. Тот в доказательство правдивости своих слов просит привести на свадебный пир свою ослепшую мать. Убитую горем женщину, убеждённую в смерти сына, приводят в комнату, где собрались гости. Ашик-Кериб проводит по невидящим глазам матери белым платком, и к ней возвращается зрение.
Посрамлённый соперник бежит, а празднующий победу Ашик-Кериб, переодетый в белоснежные одежды, готовится к свадьбе со своей вновь обретённой возлюбленной.
«Аэлита, не приставай к мужчинам» — советский художественный фильм по мотивам пьесы-фарса Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север…». Романс на стихи М. Цветаевой исполняет Елена Камбурова.

Простодушная Аэлита всегда готова полюбить и высказать свою любовь, чтобы иметь право страдать и жалеть: то странного Апокина, то брачного афериста Скамейкина, то вора и шулера Федю.
«Балкон» — советский художественный фильм режиссёра Калыкбека Салыкова по мотивам поэзии Олжаса Сулейменова.

Фильм повествует о дворовой жизни ребят в начале 1950-х годов в эпоху Сталина в Алма-Ате. Город поделён на «районы» — стихийно образованные подростковые банды, каждая из которых «охраняет» свои кварталы и дворы, свою территорию.
Глава одной из банд — Айдар Султанов, обычный, на первый взгляд, старший по двору. Двор носит название «Двадцатка» — предположительно, из-за хлебного магазина № 20, там расположенного. Дерзкий парень завоевал авторитет у ребят тем, что он всегда смел и справедлив. Айдару не свойственны такие пороки, как жадность, предательство, трусость. Из эпизода, где Айдар выступает перед классом, мы видим, что он способный ученик, обладающий феноменальной памятью, он чувствует поэзию, умеет мечтать. Несмотря на хулиганский образ жизни, Айдар остаётся в отношениях с людьми честным человеком и личностью с твёрдыми убеждениями. К примеру, в больнице ему дают попробовать марихуану, но он решительно отказывается, так как никогда не поступается своими принципами. Когда его друг Евгений начинает дружить с его врагом, Хакимом-Бесом, из-за которого Айдар и попадает в больницу, Айдар просто уходит, предпочитая не выяснять отношения. А потом даже мирится с ним, прощая его.
Айдар живёт со старшей сестрой, которая не дождалась с войны своего любимого парня, за которого собиралась замуж. Она получает похоронку с фронта и от горя сходит с ума. Айдар любит сестру, жалеет и оберегает, понимая, как ей сложно в её «помешательстве».
В фильме переплетены события истории 1950-х годов — культ личности, ночные аресты, доносы и страх, что любой человек может оказаться под подозрением как «враг народа», — и обычная мальчишеская романтика. Тем не менее всё, происходящее в фильме, акцентирует внимание зрителя на том, что в любые, даже самые смутные времена, ценности остаются прежними. Доброта, честность, умение быть преданным в дружбе и помогать ближнему — всегда в цене. В то же время равнодушие и трусость нельзя оправдать «временем».
Один из героев фильма — сумасшедший художник Солнцелов, прототипом которого стал реальный алматинский художник Сергей Калмыков. Солнцелов — это не просто художник, который бродит по городу в странных одеждах. Это мощная метафора, символизирующая, что человек, хоть и живёт в определённом времени, свободен от него, способен быть вне времени и всегда оставаться Человеком.
«Без мундира» — советская производственно-социальная драма 1988 года, снятая режиссёром Дмитрием Светозаровым.

Перестроечный фильм повествует о начальнике некоей (в реальности не существующей) железной дороги, пытающегося провести эксперимент со сверхдлинным грузовым поездом, несмотря на все преграды, выставляемые «министерской машиной», расхлябанностью сотрудников, семейными проблемами и просто случайностями (образно обрисованы накопившиеся проблемы времён Застоя).
Рекордный поезд застопорен на тупиковой ветке неудачно прошедшей обычной электричкой. Все выезды с вокзала задерживаются.
Тем временем в зале ожидания "нарастает протест" (сопровождается рок-музыкой).
В конце концов, поезд всё же будет отправлен, но от него оторвутся несколько вагонов.
«Бич Божий» — художественный фильм режиссёра Олега Фиалко.

Выйдя из тюрьмы, сорокалетний Ляшенко ограбил на вокзале человека и вместе с деньгами похитил паспорт. Поняв, что он ограбил своего друга детства, Ляшенко решил вернуть украденное. Состоялась ночная беседа бродяги Леонида Ляшенко с преуспевающим чиновником Валерием Куненко. Нахлынули воспоминания почти тридцатилетней давности.
Фильм повествует о том, почему же разошлись их пути.
«Волчонок среди людей» — советский фильм 1988 года режиссёра Талгата Теменова.

Десятилетний Самат живёт у бабушки в далёком ауле. Как-то он в горах находит волчонка и приносит его домой, пряча от бабушки. В то же время охотник Асанбек, убивший волчицу и считающий волчонка своей добычей, чтобы сделать чучело, ищет его. Самат, опасаясь, что волчонка обнаружат, относит его в горы, но привыкший к мальчику волчонок не хочет уходить. Асанбек находит их, пытается отобрать волчонка у мальчика, и Самат, сопротивляясь, падает в горную реку. Асанбек успевает спасти его, но, когда Самат выздоравливает, он начинает искать своего волчонка…
«Воля Вселенной» — советский подростковый художественный фильм философской направленности, снятый в 1988 году на киностудии «Беларусьфильм».

Дима Коноплёв (Вячеслав Илющенко) — семиклассник без каких-либо особых талантов, влюблённый в одноклассницу Лену Лукашевич (Наталья Гусева). Отношения с Леной дружеские, но она, кажется, не особенно выделяет его среди прочих друзей-одноклассников. Диме на лето задают написать сочинение на тему «Кем я хочу стать», но он не знает, кем хочет быть, и ждёт, полагая, что какой-то внутренний голос должен подсказать ему это. Как раз в то время многие школьники в той или иной степени подвержены влиянию моды на оккультные науки, йогу, магию и прочее. Эту же моду поддерживает и учительница (Любовь Германова), рассказывая ребятам на уроке удивительную историю про совпадения в судьбе американских президентов. На Диму эта история производит сильное впечатление.
Для большинства школьников эта мода — лишь развлечение, но Дима очень серьёзно относится к судьбе и предсказаниям будущего. Интерес Димы подогревает его одноклассник Марик Утёночкин, который демонстрирует «чудеса йоги», рассуждает о предопределённости, судьбе, «воле Вселенной», предвидении и предсказаниях, а также уверяет, что точно знает от кого и сколько будет у него детей (и при этом подмигивает Лене). Марик учится всему этому у некоего «гуру» (Сергей Векслер), который под видом его дяди живёт у него в квартире, пока родители в отъезде. «Гуру» — самый обыкновенный мошенник, зарабатывающий с помощью «эзотерики» деньги (и обучающий Марика тому же), а при случае не брезгующий и прямым мошенничеством, вроде игры в напёрстки. Также Марик рассказывает Диме, Лене и другим ребятам, присутствующим на «сеансе» «гуру», про работу Константина Циолковского «Воля Вселенной».
Однажды Марик приносит в школу «Книгу Судьбы», которую взял на время у гуру с обязательством поделиться «заработком». С её помощью якобы можно узнать, в каком возрасте и по какой причине умрёт человек. С помощью книги, микрокалькулятора «Электроника МК 37А» и двоих приятелей Марик на перемене устраивает сеанс гадания для всех желающих, беря оплату по 50 копеек с человека. Результат гадания для Димы оказывается неприятным — по их расчётам он должен погибнуть в аварии в ближайшее воскресенье. «Гадатели» не говорят Диме об этом, но он случайно слышит их разговор. Дима склонен верить в предсказанное, ведь как раз в это воскресенье он должен ехать с семьёй за грибами, так что причина смерти — авария, — представляется ему вполне реальной. В конце концов, поговорив с другом Вовкой, Дима решает рассматривать происходящее как некий эксперимент: если он погибнет, Вовка точно будет знать, что предсказания сбываются и Судьба существует.
Кажется, судьба на стороне Димы: из-за ненаписанного сочинения мать отказывается брать его в лес и запрещает ему в воскресенье выходить из дома. Но тут сосед-лётчик предлагает Диме в воскресенье слетать за лекарствами для его бабушки в Ленинград в кабине пилотов пассажирского самолёта. Мать соглашается, надеясь пробудить в сыне интерес хоть к какой-то профессии. Дима решает лететь, и перед отлётом они с Вовкой подбрасывают розу на балкон к Лене, а в ошейник её собаки закладывают прощальную записку. В воскресное утро Диму ждёт ещё одно страшное предзнаменование: бабушка видела «очень плохой сон» про него (во сне она пришивала пуговицу к чёрной рубашке на лежащем Диме) и категорически отказывается отпускать внука из дома, особенно после того, как посмотрела по телевизору передачу об авиакатастрофах. Она запирает его в ванной комнате. Но Дима, назло стечению обстоятельств, предсказанию, снам и «воле Вселенной», ломает задвижку двери и отправляется в полёт.
Лена, найдя записку от Димы, кидается сначала к Вовке, потом вместе с ним к классному руководителю Ростиславу Васильевичу (Виктор Ильичёв), потом к Марику, от которого они все и узнают, что «Книга Судьбы» — обёрнутый в цветастую обложку орфографический словарь, а гадание — просто шутка, которую сам Марик и не думал воспринимать всерьёз. Лена очень беспокоится за Диму — зная о его впечатлительности, она боится, что внушённая парню уверенность в неизбежной смерти может стать причиной реального несчастья. С классным руководителем она едет в аэропорт, чтобы рассказать Диме о всём том, что узнала (по дороге они видят «аварию», оказавшуюся при ближайшем рассмотрении съёмкой кинофильма), но не успевает — его самолёт уже в небе. Лена остаётся ждать в аэропорту Диму, который должен вернуться почти в полночь.
Полёт в Ленинград даётся Диме нелегко: они вылетают в плохую погоду при сильном боковом ветре. Дима в постоянном напряжении из-за ожидания чего-нибудь ужасного. В конечном итоге он засыпает и ему снится кошмар, но до Ленинграда они долетают без происшествий. До вечернего рейса в обратную сторону есть почти целый день, и мальчик, купив лекарство, в компании экипажа самолёта ездит по Ленинграду, сидит в кафе и слушает их истории и рассуждения о судьбе человека и её зависимости от других людей. Психологический барьер преодолён — он уже не боится лететь назад. На обратном пути Диме приходится успокаивать суеверного пожилого пассажира, у которого из-за примет случился сердечный приступ. Уже совсем в другом настроении Дима благополучно возвращается в родной аэропорт, встречающий их дождём, где его нетерпеливо дожидается волнующаяся Лена. Они с соседом-пилотом едут домой и неожиданно дорогу перебегает чёрный кот. На вопрос соседа, что им делать дальше, Дима уверенно просит его ехать дальше.
«Воры в законе» — советский художественный фильм, криминальная драма режиссёра Юрия Кары по мотивам произведений Фазиля Искандера. Главные роли исполняют Валентин Гафт, Анна Самохина, Борис Щербаков и Владимир Стеклов. Премьера состоялась в декабре 1988 года. Первый фильм, снятый в СССР, в котором детально показан мир организованной преступности и собственно «воров в законе» — высших руководителей криминальной среды.

Действие происходит в Абхазии в начале 1980-х годов. Рита, дочь крестьянина из дальнего кавказского села, сбежала из дома и прибилась к преступной группировке, контролирующей небольшой приморский городок. Она становится любовницей главы местной мафии Артура (образ списан с реально существовавшего вора-законника по кличке Хаджарат (Лакоба Ю. В.)). Все местные подпольные предприниматели и органы советской власти находятся под его контролем. Вскоре наступают тяжёлые дни, деятельность банды попадает под разработку КГБ. Артуру приходится расстаться с Ритой. В это время в городок приезжает молодой археолог Андрей, который влюбляется в Риту. Они женятся, но счастливой жизни молодых не суждено сложиться.
Продолжение следует.