ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ПАДЕНИЕ ИКАРА
nikonova_alina — 08.08.2022Часть 3.
Как обычно, Брейгель сопровождает основную композицию некоторым
количеством деталей, которые придают истории, которую он
рассказывает дополнительные штрихи.
Во первых, в левом нижнем углу переднего плана он помещает кошель
(или суму) и меч, а рядом с ними - мешок с зерном. Возможно, это
намек на ещё одну нидерландскую пословицу: «Меч и деньги должны
быть в надёжных руках». Предполагается, что это также указывает на
бессмысленность поступка Икара, приведшего к его гибели, поскольку
уж его-то руки никак не могут считаться надёжными. Зерно же может
считаться символом изобилия, которое в свою очередь зависит от
трудолюбия пахаря.
Прямо над головой лошади среди темной зелени рощи виднеется
белое пятно. Долгое время в нем опознавали череп и, соответственно,
дополнительное указание на смысл пословицы о плуге, который не
остановит даже смерть. Однако после недавнего исследования картины
с помощью более продвинутых технологий выяснилось , что Брейгель
изобразил в этом месте отнюдь не череп, а наоборот, обнаженную з…,
то есть ж…, в общем, филейную часть некоего персонажа, справляющего
в этих кустах нужду. Так что это деталь не патетическая, а
ироничная, в некотором смысле снижающая общий пафос
изображения.
Ещё одна любопытная деталь, а, точнее, даже персонаж картины – это
птица, серая куропатка, которая сидит на ветке на краю утеса. Она –
среди героев, кто вполне осознанно наблюдает за падением Икара в
воду.
Дело в том, что эта птица также является важной участницей истории
Делала и Икара в изложении Овидия. В «Метаморфозах» поэт изложил
предысторию бегства Дедала на Крит. И отказывается, у него был юный
племянник по имени Талос. Мальчик был учеником Дедала и обнаружил
блестящие способности к изобретательству. Когда ему было 12 лет, он
взял за образец спинной хребет рыбы (или челюсть змеи) и изобрёл
пилу и циркуль. По некоторым мифам, именно он изобрёл также
гончарный круг и токарный станок.
Дедал стал опасаться соперничества со стороны Талоса и однажды
решился на ужасный шаг. Он столкнул мальчика с Афинского акрополя,
чтобы тот разбился насмерть. При этом, чтобы оправдать убийство, он
заявил, что его племянник якобы имел кровосмесительную связь с
собственной матерью, сестрой Дедала. Богиня Афина сжалилась над
Талосом и превратила его в куропатку, не дав погибнуть. А афинский
ареопаг приговорил Дедала к изгнанию, после чего он и был вынужден
отправится на Крит.
Именно несчастного Талоса в облике куропатки мы и видим сидящим на
ветке и наблюдающим за гибелью кузена. И очевидно, что у этой птицы
есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын её
обидчика: для неё гибель Икара — не трагическая случайность, а
справедливое возмездие, настигшее Дедала.
Смысл, который Брейгель вкладывал в своё произведение, оставляет
широкое пространство для интерпретаций. Помимо очевидной
иллюстрации к поговорке о плуге и покойнике.
Согласно другой версии художник просто и прямолинейно осуждает
гордыню Икара, противопоставляя его безрассудному порыву скромный
повседневный крестьянский труд. Именно поэтому фигура пахаря
является и композиционным центром, и самым ярким цветовым пятном на
картине. Более того, можно предположить, что Брейгель сознательно
противопоставляет ноги пахаря в тяжелых башмаках, устойчиво и
прочно стоящие на земле, голым ногам Икара, беспомощно болтающимся
в воздухе.
Возможно и более изощрённая трактовка истории: полёт Икара
символизирует полёт человеческой мысли и фантазии, стремление
человека к новым открытиям, достижениям, завоеваниям. Но дерзкому
фантазеру и романтику заведомо предначертано поражение и гибель при
столкновении с обыденностью и реальными земными проблемами.
Но при любом раскладе Брейгель явно оказывается не на стороне
Икара. Его более вдохновляет пахарь.