рейтинг блогов

Зинаида Серебрякова. Парижский период

топ 100 блогов nikolai_endegor10.12.2024 В Русском духовно-культурном центре Парижа, что у моста Альма, проходит выставка картин Зинаиды Серебряковой из собрания наследников. Представлены избранные работы художницы, созданные ею во Франции в период с 1924-го по 1962-й годы.

Лежащая обнаженная с венком из листьев. 1930е
1930е IMG_8899-1_resize.JPG

Зинаида Серебрякова приехала в Париж в 1924 году по приглашению своего дяди Александра Николаевича Бенуа "на заработки". Деньги на эту поездку она получила от продажи своих картин с Выставки русских художников в Америке. Пребывание планировалось как рабочее и временное, но жизнь рассудила совсем иначе...


В Петрограде-Ленинграде остались ее пожилая мать и четверо детей, жившие в доме Бенуа (у Никольского собора) вместе с родственниками по линии матери (Бенуа) и отца (Лансере). Зинаида посылала им из Франции заработанные деньги, однако их было совсем немного.

Работа в Париже не заладилась. Причин тому было несколько: тут и замкнутый характер Серебряковой, ее постоянная неуверенность в своих силах и недовольство созданными работами, и неумение что-то продавать и "продвигать". Это и нежелание отходить от своего стиля, который А.Бенуа называл "здоровым реализмом", и который был далек от популярных тогда авангарда и абстракции. Париж же платил (и платит) не за то искусство, которое Искусство, а лишь за "искусство" которое в моде и на слуху, а от этого Серебрякова всегда была далека.

Я вечно одна, нигде, нигде не бываю, вечером убийственно тоскую... - З.Серебрякова

Набережные Сены. 1924
Зинаида Серебрякова. Парижский период IMG_8864-1_resize.JPG


Улица Фосс-Сен-Жак, Париж. 1924
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1924 IMG_8866-1_resize.JPG


Весной 1925 года, Зинаида вызывает к себе сына Александра, чтобы хоть как-то скрасить одиночество и облегчить жизнь своей матери. Он тоже рисует и начинает помогать своими заработками. Масляные краски дороги, художница работают пастелью, акварелью, гуашью.

Зина бедствует… без чего-либо верного впереди. Она выписала себе сюда Шуру, которому это, вероятно, пойдет на пользу, но приезд которого осложнил ее и без того кошмарное существование. - А.Н.Бенуа

Портрет Александра Серебрякова. 1925
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1925 IMG_8867-1_resize.JPG


Люксембургский сад. 1926
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1926 IMG_8869-1_exposure_resize.JPG


На террасе Люксембургского сада. 1926
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1926 IMG_8871-1_resize.JPG


Александр Серебряков, рисующий пейзаж в Камере-сюр-Мер. 1926
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1926 IMG_8891-1a_resize.JPG


Вчера я, наконец, был у Зины. Живет она теперь на Монмартре, в жалком и грязном отеле на 5-ом этаже. Занимает одну комнату с сыном. - К.Сомов

В 1927 году в Париж приезжает в командировку брат Зинаиды, художник-мирискусник Евгений Лансере. Он поражается обстановке, в которой обитает сестра, и помогает ей перебраться в отдельную квартиру. Он же способствует приезду в Париж Кати, младшей дочери художницы.

У Серебряковой меж тем ухудшается здоровье (в семье наследственный туберкулез), врачи предписывают ей море и солнце.

Корабль в Кассисе. 1928
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1928 IMG_8873-1_exposure_resize.JPG


Кастеллан. 1929
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1929 IMG_8896-1_exposure_resize.JPG


Катя в белом платье у окна. 1930
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1930 IMG_8877-1_resize.JPG


Порт в Коллиуре. Выход в море. 1930
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1930 IMG_8879-1_exposure_resize.JPG


Порт в Ментоне. 1931
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1931 IMG_8881-1a_resize.JPG


Одна из излюбленных тем Серебряковой - женское ню. Но на натурщиц денег нет, позирует дочь Катя и "милые русские девицы".

В этих этюдах нагого женского тела живет не чувственность вообще, а нечто специфическое, знакомое нам из нашей же литературы, из нашей же музыки, из наших личных переживаний. Это поистине плоть от нашей плоти. - А.Н.Бенуа

Сидящая обнаженная расчесывающая волосы. 1930
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1930 IMG_8874-1_resize.JPG


Лежащая обнаженная. 1930
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1930 IMG_8875-1_resize.JPG


Катя за завтраком. 1931
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1931 IMG_8878-1_exposure_resize.JPG


На Серебрякову обращает внимание бельгийский промышленник и меценат барон Жан-Анри де Броуэр. В 1929 и 1932 он оплачивает поездки Серебряковой в Марокко в обмен на право отбора понравившихся ему работ.

Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. И как мы должны быть довольны, что среди окружающей нас посредственности можно встретить талант такой величины. - Камиль Моклер

Марокканка в розовом. 1932
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1932 IMG_8882-1_resize.JPG


Сидящий марокканец в синем. Марракеш. 1932
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1932 IMG_8884-1_resize.JPG


Грустная марокканка. 1932
1932 А10-1_resize.jpg


Серебрякова также пишет портреты членов семьи Броуэра, выполняет панно для его дома.

Аллегория воды. Эскиз панно для виллы Ж.-А. де Броуэра. 1935
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1935 IMG_8889_resize.JPG


Художница много ездит по Франции, бывает в Италии, Бельгии, Англии, Швейцарии.

И все же экзотике Серебряковой я предпочитаю ее Европу… Как чудесно умеет передавать это европейское художница и тогда, когда она нас приводит в чудесный флорентийский сад, и тогда, когда мы с ней оказываемся на уютной площади провинциального Ассизи... - А.Н.Бенуа

Ассизи. 1932
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1932 IMG_8886-1_exposure_resize.JPG


Горы в Швейцарии. 1939
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1939 IMG_8876-1_resize.JPG


Из французских регионов Серебрякова больше всего любит Лазурный берег и Бретань. Там она создает целую галерею портретов местных жителей.

Портрет мальчика. 1934
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1934 IMG_8893-1_resize.JPG


Женщина в бретонском костюме. Пон-л'Аббе. 1934
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1934 IMG_8894-1_exposure_resize.JPG


Бретонка с сыном, 1934
1934 А11_resize.jpg


Приходской священник из Эстена. 1935
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1935 IMG_8897-1_exposure_resize.JPG


Проблемы со здоровьем (базедова болезнь, ослабление зрения) и трудности с поиском моделей ведут к тому, что значительную роль в произведениях Серебряковой начинает играть натюрморт

Рисовать  “профессиональных“ натурщиц было мне не по средствам, и я начала довольствоваться писанием натюрмортов, находя в этой “тихой жизни“ тоже живописную радость. - З.Серебрякова

Виноград. 1935
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1935 IMG_8898-1_resize.JPG


Натюрморт с редисом и морковью. 1936
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1936 IMG_8905-1_resize.JPG


Букет в кувшине. 1939
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1939 IMG_8916-1_resize.JPG


Серебрякова виртуозно пишет портреты, часто ее моделями становятся родственники и знакомые. Марианна Иванова - дочь художника-портретиста Сергея Петровича (Сержа) Иванова

Балерина Марианна Иванова. 1937
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1937 IMG_8910-1_exposure_resize.JPG


Все время немецкой оккупации Серебряковы провели в Париже.

Тронуться из Парижа пока нам некуда и не на что, так что будем жить изо дня в день, пока хватит сил и средств. Все наши знакомые и родственники уехали или устроились, но я ведь совсем этого не умею. - З. Серебрякова

Автопортрет в черной блузке. 1940е
1940е IMG_8918-1_resize.JPG


И трактовка формы, и трактовка цвета у тебя служат для передачи твоего восхищения перед натурой, и поэтому-то это восхищение и заражает. - Е.Лансере

Атрибуты искусств. 1946
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1946 IMG_8901-1_resize.JPG


Заказы на портреты становятся более редкими, но есть модель, которая "всегда под рукой". В послевоенные годы Серебрякова создает целый ряд автопортретов.

Автопортрет с палитрой. 1946
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1946 IMG_8903-1_resize.JPG


Карнавальный костюм, в котором изобразила себя художница, она сшила для сына Александра. Он работал у магната Карлоса де Бестеги и как художник-декоратор участвовал в костюмированном "Бале столетия" в венецианском палаццо Бестеги.

Автопортрет в маске. 1951
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1951 IMG_8914-1_resize.JPG


Мы жили благодаря заказным портретам. Они были известны благодаря своей красоте и верности натуре. Ее постоянными клиентами стали многие известные люди и друзья из русской эмиграции… - Екатерина Серебрякова

Портрет Элен де Руа, княгини де Мерод. 1954
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1954 IMG_8906-1_exposure_resize.JPG


Одна из последних поездок Серебряковой по Франции состоялась в 1962 году, тогда художница работала в аквитанском поместье Ротшильдов.

Шато Лафит-Ротшильд. 1962
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1962 IMG_8908-1_resize.JPG


В 1962 году, вспоминая свою балетную серию 1920-х годов, Серебрякова по памяти пишет закулисье Мариинского театра.

Балерины Мариинского театра в Петербурге. 1962
Зинаида Серебрякова. Парижский период 1962 IMG_8912-1_resize.JPG

Серебрякова оказалась почти единственной среди русских художников, ставших на позицию поисков гармонического идеала, особенно приметного на фоне разбушевавшейся стихии противостояния всяческой гармоничности - М.Яблонская.

Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества - эти слова А.Н.Бенуа можно со всем основанием отнести к творчеству Зинаиды Серебряковой.



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В 1967 Рейган стал губернатором Калифорнии. Обещая снизить налоги, он сразу же столкнулся с проблемой большого дефицита бюджета вверенного его заботам штата. Предыдущая команда Патрика Брауна использовала разные хитрые бухгалтерские приемы, чтобы скрывать дефицит [например, засчитывались ...
Буквально на этих выходных я с вами  в статье " Провал ГРУ или о рыжей морде с Лубянки " делился версией о том, что провальное устранение Сергея Скрипаля могло стать результатом двойной работы ФСБ, в формате противостояния с ГРУ, когда не только предпринимается попытка ...
Как будоражат приготовления к приёму гостей, ожидание их, а потом работа, работа и полное удовлетворение днём! Вот и ещё один день счастья! Но сегодня не про еду. Без подготовки зала праздник не получится! ...
Барышни, вы когда пишете в перинатал, вы зачем теги ставите? а вы их вообще пользуете? я тут обратила внимание на то, что нет смысла спрашивать одно и тоже, можно воспользоваться тэгом, и услышала что я агрессивная и мой ответ неадекватен. может ...
За самым стремительным ростом балансов ведущих центральных банков за весь период их существования, следует самая мощная фискальная поддержка, чем когда-либо. Аналогов также не существует, это беспрецедентно и невероятно. Совокупный пакет монетарно фискальных стимулов нефинансовому ...