ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)

топ 100 блогов maysuryan29.10.2025 Можно использовать ещё одно сравнение для понимания различия «холодного» и «горячего». Касается это вовсе не только истории, а любой эволюции, поэтому скажу в общем плане: всё новое, приходящее в мир и только пробивающее себе дорогу, обладает максимальной потенциальной энергией. По мере того, как место под солнцем завоёвывается и мир от этого неизбежно меняется, эта энергия неумолимо убывает. Зато столь же неуклонно растёт «энергия теплового движения молекул»: происходит тот самый пресловутый «нагрев». Вот почему то, что только что явилось в мир — «холодное», а потом оно неудержимо «нагревается» (то есть былое единство сменяется острой внутренней конкуренцией).

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)
Евгений Данилович-Горовых. Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости

29 октября — день памяти Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889), творчество которого я неоднократно вспоминал в рамках данной серии. Потому что именно он в литературной форме описал, какой должна быть идеальная — ну, или почти идеальная — «молекула» «холодной» социальной группы, изменяющей мир. И сделал это в форме образа Рахметова. Он назвал его «особенным человеком», а Ленин позднее — «профессиональным революционером». Переводя размышления и выводы Чернышевского в форму публицистики, Ильич воскликнул: «Дайте нам организацию профессиональных революционеров — и мы перевернём Россию!».

Разумеется, совсем не случайно работа Ленина и роман Чернышевского назывались одинаково — «Что делать?». Собственно говоря, и главное содержание их совпадает. :) Однажды, после слов Ленина о том, что роман Чернышевского «его всего глубоко перепахал», один из товарищей его наивно спросил:
— Значит, вы не случайно назвали в 1903 году [на самом деле в 1902-м. — А.М.] вашу книжку «Что делать?»?
Ленин с глухим раздражением ответил на это:
— Неужели о том нельзя догадаться?
За прошедшие более 140 лет с момента издания романа он оказал влияние на множество больших и малых людей, от Ильича до нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, который признавался, что в юности подражал Рахметову, «главному герою романа».

Глава Коминтерна Георгий Димитров писал в 1935 году: «Роман «Что делать?» ещё 35 лет тому назад оказал на меня лично, как молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарии, необычайно глубокое, неотразимое влияние. И должен сказать — ни раньше, ни позже не было ни одного литературного произведения, которое так сильно повлияло бы на мое революционное воспитание, как роман Чернышевского. На протяжении месяцев я буквально жил с героями Чернышевского... Я ставил себе целью быть твёрдым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять в борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер, подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса, — одним словом, быть таким, каким представлялся мне этот безупречный герой Чернышевского».

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)
Виктор Коваленко. Димитров на Лейпцигском процессе. 1985

Парадокс в том, что Рахметов — вовсе не главный герой романа, а персонаж эпизодический, которому посвящена всего одна глава в обширном произведении. Тем не менее по факту именно он оказывался главным, и для Димитрова, и для Си, и, надо полагать, не только для них одних.

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)
Си Цзиньпин в молодости. Си Цзиньпин: «Когда-то я был весьма впечатлён романом Чернышевского «Что делать?», где главный герой ведёт жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрасов, гулять в дождь и снег и принимать ледяной душ для закалки духа»

В образе Рахметова автор создал умозрительный проект, чертёж образа «особенного человека», то есть «профессионального революционера». Таких людей до Рахметова не было или почти не было в России. Потом, пользуясь, так сказать, план-схемой Чернышевского, они появились... Но, например, Сергей Геннадьевич Нечаев, один из первых в этой когорте, оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости на доброе десятилетие позднее самого Чернышевского.

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)
Сергей Нечаев (1847—1882)

Понять историю 1917 года и СССР без Рахметова невозможно, и наоборот, этот образ даёт ключи к её достаточно глубокому пониманию. И как мы видим, это касается не только истории СССР, но и КНР, и Болгарии... да что там, всего мирового коммунизма.
Рахметов — именно та идеальная «холодная молекула», «особенный человек», множество которых формировало идеальный инструмент преобразования мира. Способный «перевернуть Россию», а то и весь мир. Такие люди, по Чернышевскому, вовсе не обязаны походить друг на друга, как близнецы, они могут различаться.
Чернышевский: «Таких людей, как Рахметов, мало: я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин); они не имели сходства ни в чём, кроме одной черты. Между ними были люди мягкие и люди суровые, люди мрачные и люди весёлые, люди хлопотливые и люди флегматические, люди слезливые (один с суровым лицом, насмешливый до наглости; другой с деревянным лицом, молчаливый и равнодушный ко всему...), и люди, ни от чего не перестававшие быть спокойными. Сходства не было ни в чём, кроме одной черты, но она одна уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей».

Кстати, раз уж зашла речь про «тепловое» взаимодействие Рахметова и таких, как он, с окружающим миром, в который уже раз обращу внимание на одну на первый взгляд парадоксальную мысль, который автор вложил в его уста:
«Он сказал себе: «Я не пью ни капли вина. И не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна?» — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

На первый взгляд, в цитате есть некоторая (или даже очень большая) несообразность: уж если вы за «полное наслаждение жизнью», так и начните с себя, наслаждайтесь жизнью от души и в полной мере! А коли вы за всяческое ограничение потребностей, то ограничивайте не только себя, а всех подряд! Да и в наше время на месте «преобразователей мира» мы обычно видим либо строгих классных дам, которые мечтают всех «заморозить» (ввести сухой закон, запретить курить и заставить ходить по струнке т.д.). Либо, наоборот, гедонистов-эпикурейцев, которые не только проповедуют «полное наслаждение жизнью», но и усердно практикуют его... на собственном примере. Или — это уж совсем крайний случай — вовсю наслаждающийся жизнью «преобразователь» проповедует для простого народа всяческие строгости, «дисциплинарный санаторий».

Между тем в парадоксальном сочетании, высказанном устами Рахметова — ключ к успеху революции 1917 года, как и любой революции вообще. Никогда большевики не победили бы, если бы они, по худому примеру Керенского, эсеров (причём и правых, и левых) и т.д. призывали народ только к новым жертвам на фронте, бесконечному терпению и «самоограничению». С другой стороны, они тоже никогда не победили бы, если бы являли собой зрелище наслаждающихся «сладкой жизнью» эпикурейцев-гедонистов наподобие свергнутой ими буржуазно-дворянской элиты. Как ни странно, но именно в этом — ограничение своих собственных потребностей и поддержка вполне земных желаний большинства населения (то есть для 1917 года — мира любой ценой, передела помещичьей земли, ограничения рабочего времени и т.д.) — львиная доля их «секрета победы». И он, этот секрет, тоже входил в «план-схему» Чернышевского...
Кстати, революционеры-марксисты старого поколения — Плеханов, Засулич и другие — этого, похоже, совершенно не поняли. Или прочно позабыли к 1917 году — ведь и Плеханов, и Засулич высоко ценили «Что делать?». Но они были обескуражены и разочарованы «приземлённостью» народных желаний в 1917 году. Они искренне воображали, что «свободный народ» захочет самоограничения и жертв, как некогда они сами, а не всемерного расширения своих социальных и трудовых прав и свобод...

Ещё один интересный вопрос: а были ли у Рахметова... предшественники? Речь не о других образах революционеров в литературе (такие, конечно, были), а о персонажах, которые, как он, стали «план-схемами» для тех или иных восходящих классов? Как ни странно, не только были, но мы и неплохо знаем, как минимум, одного подобного персонажа, все или почти все читали это произведение. :) Вот только никто и никогда не соотносил его с Рахметовым... :)

P.S. И в заключение — немного личных наблюдений, совпавших с этим днём. Не далее, как сегодня (28 октября) проходил на улице мимо шкафчика для бесплатного распространения книг. Заглянул в него, как обычно делаю... вот что я там увидел.

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (119). Рахметов с точки зрения термодинамики :)

Увы, это вовсе не свидетельствует о популярности «Что делать?». Скорее, наоборот, о том, что владельцу книжки она стала окончательно не нужна и, чтобы не бросать её в мусор, он отнёс её в этот шкафчик: берите, кто хочет! В советское время она требовалась в школе, поскольку «Что делать?» проходили на уроках литературы, ну, а теперь... Немножко меня поразило и то, что рядом стоял «Лунный камень» Уилки Коллинза. За этим детективом охотились в позднесоветское время, у моих родителей стояла на полке эта книга (правда, другое издание), вышедшее в рамках «макулатурной» серии (сам я её, впрочем, не читал). То есть, чтобы купить эту книжку в позднем СССР, требовалось сдать то ли 10, то ли 20 кг макулатуры. И вот она тоже оказалась никому не нужна... Как будто две завершившиеся эпохи стояли рядом: революционная, когда молодёжь зачитывалась «Что делать?» (в России эта эпоха была 140 и 100 лет назад, в Китае — она длилась ещё в 1960-е годы) и позднесоветская, когда, наоборот, гонялись за «безыдейной» «развлекухой». И обе — кончились. Что-то будет дальше?..

(Продолжение следует)

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Не уверен, что можно здесь такие посты размещать, если что - поправьте меня. И направьте ;) туда где можно. Помогите советом, может подскажете - что можно сделать. Ситуация следующая. Съемная квартира. Шумят (реально шумят) и мешают жить соседи - музыка и крики часа в три ночи, и часа на п ...
Каспар Давид Фридрих – немецкий художник, яркий представитель романтизма. Среди его последователей находится одна из звезд норвежской живописи – Юхан Кристиан Даль. Его работы проникнуты мистицизмом и терпкой печалью и никого не оставляют равнодушными. ...
Правительство РФ выделило 200 млн рублей на переселение соотечественников Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым распределяются субсидии субъектам Федерации на реализацию региональных программ по оказанию соде ...
Ну конечно же как следует выспаться, но без фанатизма, но так, чтобы пробуждение всё же пришлось на утро, а не на обед или вечер! Своё утро мы с Ольгой lychizarnaja27 начали в 10:00. Проснулись и сразу же вышли на утреннюю прогулку по огороду)). Курочек покормить, травку им ...
Нас очень мило встретили, Аллочка Блехер похвасталась экологией в Ванкувере и посоветовала Тане Ицыкович пить воду из под крана. Танечка с радостью согласилась, надо же экономить! Поселили в китайском общежитии, пообещали суточные по 100$, но дали по 80 канадских, сказали - он ...