ПИКТОРИАЛИ́ЗМ


“Термин «пикториализм» появился в английском языке. Слово образовано от pictorial, что переводится как «живописный».
В широком смысле пикториализм означает сходство чего-либо с
живописным произведением. Также под
этим термином понимают временной период в истории фотографии на
рубеже XIX–ХХ веков и набор приемов, которые делают снимок похожим
на картину или графическую работу.
Одним из первых о пикториализме заговорил британский художник и
фотограф Генри Пич Робинсон в книге «Пикториальный эффект в
фотографии» 1869 года. Робинсон предложил делить фотографию на
научно-документальную и художественную исходя из целей снимков.
С момента возникновения фотографии ее основной функцией считали
механическое запечатление реальности. Авторы-пикториалисты же
хотели доказать, что их работы были не просто результатом щелчка
затвора, но обладали художественной ценностью. Они много внимания
уделяли композиции, цвету и тональности снимков, экспериментировали
с процессом печати и обработкой негативов. Поэтому их фотографии
часто выглядели как картины или рисунки и подчеркивали роль
фотографа как мастера.
Самыми известными последователями этого направления были Джулия
Маргарет Камерон, Оскар Рейландер, Альфред Стиглиц и Эдвард
Стайхен.
Расцвет движения пикториализма пришелся на период с 1885 по 1915
год. Его делят на несколько этапов — ранний, классический и
поздний. Ранний период был связан с зарождением течения и развитием
британской фотографии. В это время фотографов вдохновляло
творчество прерафаэлитов. Мастера второго периода ориентировались
на живопись символизма и импрессионизма. Поздний же этап
характеризовало угасание интереса к пикториализму и его переход в
область модной фотографии.
В России пикториализм стал популярен
практически одновременно с Европой. В конце XIX — начале XX века
работы отечественных фотографов с успехом участвовали на
международных выставках. Представителями русской школы
пикториальной фотографии были Юрий Ерёмин, Василий Улитин, Соломон
Юдовин.