пейзаж перед праздником
clear_text — 08.05.2010ПОМЁТ
ВАЛЬКИРИЙ
Читаю в газете: итальянские журналисты не поверили российским
коллегам, когда те рассказывали о наших, современных нацистах.
«Как? В стране, которая ценою стольких жертв победила нацизм?!» Не
надо лицемерить. И в Британии и в США – странах-победительницах –
есть свои нацисты. Есть они и во Франции, и в Нидерландах, и где
хотите. И в побежденной Италии, и даже в Германии, которая была
размолота в кирпичную пыль по вине Гитлера – там тоже есть свои
гитлеровцы.
Есть общие причины живучести нацизма.
И есть национальные особенности. В СССР сработала эстетика.
«Большой стиль» – великая и не до конца разгаданная
приманка.
В 1973 году на телеэкраны вышел сериал «Семнадцать
мгновений весны», который прожевал и выплюнул антифашистскую
героическую стилистику киноэпопеи «Освобождение», появившейся двумя
годами раньше.
Ратный подвиг советских воинов ушел в тень штандартенфюрера
Штирлица. Поэзия черных мундиров, железных крестов и щелкающих
каблуков перекрыла правду великой войны. Красавец и хитрец
разведчик Шелленберг и по-народному мудрый шеф гестапо Мюллер
заслонили наших маршалов. Особенно льстило, что Штирлиц (настоящая
фамилия Исаев) принят в этой компании за своего. Да и сам он, думая
о Рейхе, говорит «у нас». И тут же смущенно оговаривается – «Эк это
я, однако…». И комически печет картошку на День Советской
армии.
Штирлиц – это тройная, даже четверная ложь.
Во-первых, не было такого агента в природе. Рядом не лежало, близко
не проскакивало. Во-вторых, с его повадками он был бы арестован
минут через пятнадцать после появления в коридорах немецких
спецслужб. В-третьих, войну выигрывают солдаты, офицеры, труженики
тыла, политики – одним словом, народ, а не удачливые агенты. Но
самая главная ложь – это очеловечивание, «осимпатичивание»
мерзавцев и подонков.
Авторы, прокатчики, рецензенты и восторженные зрители фильма
потеряли национальную лояльность…
Колонка на «Частном корреспонденте»:
http://www.chaskor.ru/article/pomet_valkirij_17167