Первое Рождество


В этот вечер в нашем доме всегда была суета: срочно наряжали ёлку, стучали ножи на кухне и разливался такой аромат, что трудно было дождаться ужина, всё время кто-нибудь нырял в это облако вкусных запахов и выхватывал кусочек вкуснятины.
Папа, установив ёлку, загадочно исчезал в садовом домике. А через несколько минут вносил в дом ящик с оранжевыми мандаринами и кульками конфет. Когда он умудрялся всё это купить в Москве и в тайне от нас привезти, было загадкой.
Потом накрывался стол, но я уже засыпала в недрах бабушкиной перины. И не потому,что детям надо спать, просто очень хотелось, чтобы утро настало быстрее и можно было бы разворачивать подарки, рассматривать конфетки и мармеладки, что заворачивали в кулёчки родители и раскладывали в мои башмачки и валенки.
Чем больше живу, тем чаще вспоминаю те далекие праздники, что устраивала мама. Собственно, католический Сочельник — это был её праздник, но она умела не вступать в споры с православными традициями бабушки и тем более с атеизмом папы. Просто создавала ещё одну возможность собраться семьей и порадоваться жизни.
Она ушла из жизни утром 24 декабря. Прошло уже много лет, а я так и не восстановила в душе праздничный настрой этого дня. Вот и сегодня грустила, так и не заставив себя поставить ёлку, только достала коробки с игрушками и гирляндами.
Утром, наконец-то, перечитала на свежую голову рукопись, и отправила редактору — это была главная задача декабря и я с ней справилась досрочно. Съездила на кладбище, погрустила, а вернувшись, вдруг, решила отобрать фотографии для фотокниги. Благодаря ЖЖ у меня есть возможность бесплатно изготовить такую книгу. И это меня стимулирует быстрее закончить работу над ней. Изначально планировала собрать в неё только очень старые семейные фотографии, ещё довоенные. Они были такие ветхие, что пришлось часть отдать на реставрацию.
Но когда я открываю чемодан с семейным архивом, то просто утопаю в этом гигантском количестве фотографий. Вот и в этот раз начала пересмотреть мамины фотографии.
Вот эта мне очень нравится. Это второе Рождество моей мамы в России и моё первое в жизни. Родители вышли на прогулку и тут-то их встретил сосед дядя Ваня, счастливый обладатель хорошего фотоаппарата. Мама всегда смущалась, что сосед её фотографирует простоволосой или в обычном полушалке. Но мне как раз это и нравится: она такая молодая и красивая, что никакой платок не испортит. И очень нравится моя цигейковая шуба. Это была первая и единственная шубка, которую не передали донашивать другим детям, а сохранили на память.
Когда-то я не понимала, зачем мама хранит в большой коробке мой первый младенческий костюмчик, что сама связала крючком, вот эту шубку, первое капроновое платье принцессы на первом школьном балу... какие-то бантики, пинетки... и даже отрезанную в студенческие годы косу почти метровой длины. А теперь я сама перебираю эти вещи, бабушкину шаль с шёлковыми кистями, мамино любимое платье, папину коллекцию галстуков, виниловые пластинки, стеклянные ёлочные игрушки моего детства... Вещественные свидетельства нашей жизни...И кажется, мы опять все вместе, вот-вот зажгутся свечи и зашумит весёлое застолье...