Первоапрельский движок


1 апреля 1826 года американский изобретатель Сэмюэл Мури запатентовал один из первых в мире двигателей внутреннего сгорания. Казалось бы, это событие не имеет никакого отношения к "дню чудака" и лишь случайно совпало с ним по дате, но не всё так однозначно...
Дело в том, что двигатель Мури имел, мягко говоря, удивительно странную конструкцию. Как и во всех остальных ДВС, в его цилиндре происходило воспламенение горючей смеси воздуха и топлива - паров спирта или скипидара (кстати, это был первый ДВС, работавший не на светильном газе, а на жидком топливе и оснащенный карбюратором). Но образовавшиеся при вспышке газы не толкали поршень, а свободно вылетали в атмосферу через выпускной клапан.
Затем цилиндр охлаждался холодной водой и в нем образовывался вакуум, который "засасывал" поршень. После этого открывался впускной клапан, поршень под действием собственного веса, усиливаемого инерцией маховика, опускался вниз (цилиндры стояли вертикально), а в камеру сгорания поступала очередная порция горючей смеси. После достижения поршнем нижней точки впускной клапан перекрывался и цикл повторялся. Таким образом, мотор Мури можно назвать "ДВС наизнанку".
Сложно сказать, зачем изобретатель применил столь извращенную конструкцию, напоминавшую пароатмосферные машины Ньюкомена, которые в третьем десятилетии XIX века уже давно считались устаревшими и малоэффективными. Также непонятно, почему он не использовал нормальный принцип работы с непосредственным воздействием газов на поршень, как в широко известных к тому времени паровых двигателях.
Двигатель Мури оказался работоспособным, но очень медленным и маломощным, а его КПД был низок даже в сравнении с паровиками. Неудивительно, что это устройство никого не заинтересовало и осталось в разряде технических курьезов наряду со множеством других неэффективных и бесполезных изобретений.
По некоторым данным, Мури пытался установить свой агрегат на самоходную повозку, но она даже без груза двигалась медленнее пешехода и не могла преодолевать едва заметные подъемы. Закончились испытания тем, что "автомобиль" под злорадный хохот зрителей скатился в придорожную канаву. Изображений и описаний этого экипажа не сохранилось.
На заставке слева — мотор Сэмюэла Мури, который был выставлен в музее, но в конце XIX века сгорал при пожаре, а справа — гипотетический портрет изобретателя, нарисованный через много лет после его смерти, поскольку его прижизненных портретов тоже нет.

Современная музейная реплика двигателя Мури.
|
</> |