Ответный визит
vikond65 — 31.03.2024Ровно 210 лет назад русские войска со своими немецкими союзниками торжественным маршем вступили в Париж. Накануне у стен города французы под командованием маршалов Мармона и Мортье были разбиты и сброшены с господствующих высот Бельвиля, Роменвиля и Монмартра, после чего там сразу появились русские и прусские артбатареи. Под угрозой бомбардировки французы согласились немедленно отвести войска и сдать город. И в два часа ночи 31 марта 1814 года был подписан акт о капитуляции столицы наполеоновской империи.
Это был, безусловно, величайший триумф российской армии. Ни раньше, ни позже она не продвигалась с боями так далеко на Запад. Фактически в тот момент Российская Империя контролировала почти всю Евразию к северу от Китая, Кавказа, Балканских гор и азиатских пустынь.
Но при этом она проявила удивительное великодушие к побежденным, отказавшись взять с Франции, хотя бы, частичную компенсацию за все разрушения, разорения и убытки, причиненные наполеоновским нашествием. И это тогда, когда Москва, Смоленск, Можайск, Вязьма и многие другие российские города лежали в руинах, а Париж - блистал и процветал за счет награбленного по всей Европе.
Более того, от Франции даже не потребовали вернуть законным владельцам похищенные во время завоевательных походов Наполеона произведения искусства и прочие ценности. А русским солдатам под страхом смерти запретили даже по мелочи брать что-либо у французов без разрешения и оплаты, причем — оплаты в том размере, который потребуют сами французы. На фоне повальных грабежей, совсем недавно устроенных в России солдатами и офицерами "великой армии" это выглядело просто фантастично.
У меня такой "гуманизм" Александра первого вызывает, мягко говоря, двойственные чувства. Тем более, что, несмотря на все его старания понравиться и произвести благоприятное впечатление на западноевропейцев, мы все равно остались в их глазах дикарями, варварами и азиатами в самом худшем смысле этого слова, о чем спустя короткое время очень ярко и эмоционально написал в своей нашумевшей книге маркиз де Кюстин.
В общем, надо признать, что доставшаяся ценой огромных усилий и жертв победа над Наполеоном не дала русским ничего, кроме национальной гордости и морального удовлетворения. Правда, в 1815 году мы в очередной раз присоединили Польшу, но это было весьма сомнительное приобретение, от которого вреда для империи оказалось едва ли не больше, чем пользы. Впрочем, я об этом уже писал, например, здесь.
А на заставке — картина Сергея Трошина "Въезд Александра Первого в Париж".
Расположение французских, русских и германских войск в начале битвы за Париж.
Русские под Парижем, картина Богдана Виллевальде. В левом нижнем углу - пленные французы.
Оборона парижского предместья Клиши, картина французского художника Ораса Верне.
4 апреля 1814 года, через четыре дня после падения Парижа, Наполеон Бонапарт отрекся от престола. Как говорится, довоевался. Разница между этими двумя портретами — 10 лет.
|
</> |