­
­

Клипер Сикорского

топ 100 блогов vikond6529.03.2024 Клипер Сикорского

Ровно 90 лет тому назад, 29 марта 1934 года, впервые поднялся в воздух гигантский четырехмоторный гидроавиалайнер Игоря Сикорского S-42. Правда, по причине известных обстоятельств, произошло это, к сожалению, не в России, а в США.

В 1931 году американской авиакомпании "Пан Америкен Эйрлайнс" стало тесно в Карибском бассейне и она решила покорить более дальние, в том числе — трансокеанские маршруты. Для этого ей понадобился комфортабельный и скоростной морской авиалайнер с дальностью полета в несколько тысяч километров. С выгодным предложением спроектировать и построить такой лайнер руководство компании обратилось к Сикорскому, который к тому времени уже разработал весьма удачный тяжелый пассажирский гидроплан S-40.

Разумеется, Сикорский принял это предложение, чувствуя в себе силы сделать машину с требуемыми характеристиками. А требования были очень жесткими: дальность беспосадочного полета — 4000 км, в том числе — при сильном встречном ветре, крейсерская скорость с полной нагрузкой — не менее 145 миль в час (233 км/ч).

Чтобы удовлетворить этим требованиям, пришлось установить мощные моторы и значительно облагородить аэродинамику. Двухбалочная "рамная" схема S-40 тут уже не годилась. Поэтому самолет пришлось проектировать "с нуля".

В новой машине авиаконструктор воплотил целый ряд новинок авиационной науки и техники, в том числе — мотогондолы, "утопленные" в крыло, винты изменяемого шага и зависающие закрылки, позволившие значительно сократить взлетно-посадочную дистанцию. Само крыло относительно тонкого профиля с цельнометаллической обшивкой разработал коллега Сикорского — другой русский эмигрант Михаил Глухарев. Значительную часть внутреннего объема крыла занимали топливные баки.

S-42 представлял собой высокоплан с крылом, укрепленным на пилоне, при этом количество подкосов и расчалок было значительно уменьшено по сравнению с S-40. В целом на фоне предшественника машина смотреась гораздо более изящно и современно. Размах крыла составлял 36 метров, а длина фюзеляжа — 21, масса конструкции — 9 тонн. Самолет оснастили четырьмя звездообразными моторами "Хорнет", аналгичными тем, что стояли на S-40, но более мощными — по 660 л.с.

Экипаж состоял из пяти человек (двое пилотов, бортинженер, радист и стюард), а пассажировместимость зависела от дальности маршрута. На относительно коротких рейсах S-42 мог перевозить до 37 человек, а на самых дальних, многочасовых, — всего 14, но все они имели закрытые спальные места. Разумеется, на борту имелся буфет, два туалета, гардероб, багажные отделения и неизменный атрибут тогдашних авиалайнеров — комната для курения.

На испытаниях машина продемонстрировала скорость 300 км/ч и дальность 6000 км с семью центнерами коммерческой нагрузки, намного перекрыв требования заказчика. 1 августа 1934 года летчик Борис Сергиевский, имея на борту в качестве наблюдателей представителя фирмы "Пан Америкен" и знаменитого пилота Чарльза Линдберга, в одиночку покорившего Атлантику, установил на S-42 сразу 10 мировых рекордов скорости и грузоподъемности для тяжелых гидросамолетов.

Такие достижения привели руководство фирмы в восторг и у Сикорского заказали сразу 10 экземпляров авиалайнера по 250 тысяч долларов за штуку. А уже в октябре первый серийный экземпляр был торжественно передан заказчику.

Первоначально он использовался на "бразильском" маршруте Майями — Рио-де-Жанейро, получив собственное наименование "Бразильский клипер". Второй экземпляр, названный в честь владельца "Пан Америкен клипер" летал над Тихим океаном из Лос-Анжелеса в Китай с промежуточными посадками на Гавайских островах и на Филиппинах.

В 1937 году, когда англичане разрешили промежуточные посадки для дозаправки на Багамах, "клиперы" стали летать над Атлантикой в Британию и Португалию. Они эксплуатировались на пассажирских маршрутах вплоть до Второй мировой войны, а потом использовались американскими ВВС в качестве военных транспортов.

Один "клипер" в конце 1941 года был расстрелян японцами в Гонконге, еще четыре — разбились в авариях, один — сгорел при пожаре в аэропорту, а остальные были списаны в 1946 году, когда эти самолеты считались уже сильно изношенными и безнадежно устаревшими. Но свое веское слово в истории авиации они сказали.

На заставке — S-42 пролетает над строящимся мостом "Золотые ворота" в Сан-Франциско.

Клипер Сикорского
Предшественник S-42 — авиалайнер "Сикорский" S-40.

Клипер Сикорского
Чертеж S-42.

Клипер Сикорского
Окраска S-42 авиакомпании "Пан Америкен" — единственного гражданского эксплуатанта этих машин.


Клипер Сикорского
S-42 идет на взлет.

Клипер Сикорского
S-42 в полете. Снимок с необычного ракурса сделан с другого самолета, пролетавшего сверху.

Клипер Сикорского
Кабина пилотов и пассажирский салон S-42 в "короткой" конфигурации с сидячими местами. Обратите внимание, что дверь между отсеками салона — герметична и при необходимости может играть роль водонепроницаемой переборки.

Клипер Сикорского S-42 над Гонолулу.

Клипер Сикорского
"Пан Америкен клипер" с работающими моторами буксируют трактором по аэродрому на съемном колесном шасси для перекатывания по земле.

Клипер Сикорского
Пловцы на Гавайях осматривают "Пан Америкен клипер".

Клипер Сикорского
"Бермуда клипер", летавший над Атлантикой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"А что мы сегодня фотографировать будем?" Этот вопрос мужа означает, что он готов перекусить: желательно чем-нибудь новым, либо хорошо забытым старым. Вспомнаю: у меня "прохлаждаются" бататы. Замахиваюсь на гратен. Блюдо не сложное в приготовлении, да и все ингредиенты для него есть. ...
На днях закончила чтение очень интересной книги. Хотя рекомендовать для чтения эту книжку не рискну. Вот она! Ох, лучше бы мне ничего не знать про эту успешную бизнес-модель! Спокойней было бы спать и вообще наивно радоваться жизни! Купилась на отзывы... Вот они... Кстати, ...
Во всех смыслах(( В поликлинике проторчала в очереди два часа. Стоило вставать ни свет ни заря, можно было лишний час поспать. Была бы не десятой, а одиннадцатой. Больничному коту надоело торчать на входе и он прогуливался по корридору около лаборотории. Охранял единственную на тот ...
Пусть тут полежит, пока за мной бегает....)))) Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы: — Человек добрый! Вытащи меня отсюда. — А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек. — А что ты хочешь? — пер ...
Ингредиенты: Изюм – 1 стакан Мука пшеничная просеянная – 500 г Соль – 1 щепотка Сахар – 2 ст. ложка Цедра 1 лимона Дрожжи быстрорастворимые – 1 ст. ложка Яйца – 2 шт. Масло сливочное (крупно порубленное) – 50 г Корица - 1/2 ч.л. Коньяк - 2 ч.л. Способ ...