Клипер Сикорского

топ 100 блогов vikond6529.03.2024 Клипер Сикорского

Ровно 90 лет тому назад, 29 марта 1934 года, впервые поднялся в воздух гигантский четырехмоторный гидроавиалайнер Игоря Сикорского S-42. Правда, по причине известных обстоятельств, произошло это, к сожалению, не в России, а в США.

В 1931 году американской авиакомпании "Пан Америкен Эйрлайнс" стало тесно в Карибском бассейне и она решила покорить более дальние, в том числе — трансокеанские маршруты. Для этого ей понадобился комфортабельный и скоростной морской авиалайнер с дальностью полета в несколько тысяч километров. С выгодным предложением спроектировать и построить такой лайнер руководство компании обратилось к Сикорскому, который к тому времени уже разработал весьма удачный тяжелый пассажирский гидроплан S-40.

Разумеется, Сикорский принял это предложение, чувствуя в себе силы сделать машину с требуемыми характеристиками. А требования были очень жесткими: дальность беспосадочного полета — 4000 км, в том числе — при сильном встречном ветре, крейсерская скорость с полной нагрузкой — не менее 145 миль в час (233 км/ч).

Чтобы удовлетворить этим требованиям, пришлось установить мощные моторы и значительно облагородить аэродинамику. Двухбалочная "рамная" схема S-40 тут уже не годилась. Поэтому самолет пришлось проектировать "с нуля".

В новой машине авиаконструктор воплотил целый ряд новинок авиационной науки и техники, в том числе — мотогондолы, "утопленные" в крыло, винты изменяемого шага и зависающие закрылки, позволившие значительно сократить взлетно-посадочную дистанцию. Само крыло относительно тонкого профиля с цельнометаллической обшивкой разработал коллега Сикорского — другой русский эмигрант Михаил Глухарев. Значительную часть внутреннего объема крыла занимали топливные баки.

S-42 представлял собой высокоплан с крылом, укрепленным на пилоне, при этом количество подкосов и расчалок было значительно уменьшено по сравнению с S-40. В целом на фоне предшественника машина смотреась гораздо более изящно и современно. Размах крыла составлял 36 метров, а длина фюзеляжа — 21, масса конструкции — 9 тонн. Самолет оснастили четырьмя звездообразными моторами "Хорнет", аналгичными тем, что стояли на S-40, но более мощными — по 660 л.с.

Экипаж состоял из пяти человек (двое пилотов, бортинженер, радист и стюард), а пассажировместимость зависела от дальности маршрута. На относительно коротких рейсах S-42 мог перевозить до 37 человек, а на самых дальних, многочасовых, — всего 14, но все они имели закрытые спальные места. Разумеется, на борту имелся буфет, два туалета, гардероб, багажные отделения и неизменный атрибут тогдашних авиалайнеров — комната для курения.

На испытаниях машина продемонстрировала скорость 300 км/ч и дальность 6000 км с семью центнерами коммерческой нагрузки, намного перекрыв требования заказчика. 1 августа 1934 года летчик Борис Сергиевский, имея на борту в качестве наблюдателей представителя фирмы "Пан Америкен" и знаменитого пилота Чарльза Линдберга, в одиночку покорившего Атлантику, установил на S-42 сразу 10 мировых рекордов скорости и грузоподъемности для тяжелых гидросамолетов.

Такие достижения привели руководство фирмы в восторг и у Сикорского заказали сразу 10 экземпляров авиалайнера по 250 тысяч долларов за штуку. А уже в октябре первый серийный экземпляр был торжественно передан заказчику.

Первоначально он использовался на "бразильском" маршруте Майями — Рио-де-Жанейро, получив собственное наименование "Бразильский клипер". Второй экземпляр, названный в честь владельца "Пан Америкен клипер" летал над Тихим океаном из Лос-Анжелеса в Китай с промежуточными посадками на Гавайских островах и на Филиппинах.

В 1937 году, когда англичане разрешили промежуточные посадки для дозаправки на Багамах, "клиперы" стали летать над Атлантикой в Британию и Португалию. Они эксплуатировались на пассажирских маршрутах вплоть до Второй мировой войны, а потом использовались американскими ВВС в качестве военных транспортов.

Один "клипер" в конце 1941 года был расстрелян японцами в Гонконге, еще четыре — разбились в авариях, один — сгорел при пожаре в аэропорту, а остальные были списаны в 1946 году, когда эти самолеты считались уже сильно изношенными и безнадежно устаревшими. Но свое веское слово в истории авиации они сказали.

На заставке — S-42 пролетает над строящимся мостом "Золотые ворота" в Сан-Франциско.

Клипер Сикорского
Предшественник S-42 — авиалайнер "Сикорский" S-40.

Клипер Сикорского
Чертеж S-42.

Клипер Сикорского
Окраска S-42 авиакомпании "Пан Америкен" — единственного гражданского эксплуатанта этих машин.


Клипер Сикорского
S-42 идет на взлет.

Клипер Сикорского
S-42 в полете. Снимок с необычного ракурса сделан с другого самолета, пролетавшего сверху.

Клипер Сикорского
Кабина пилотов и пассажирский салон S-42 в "короткой" конфигурации с сидячими местами. Обратите внимание, что дверь между отсеками салона — герметична и при необходимости может играть роль водонепроницаемой переборки.

Клипер Сикорского S-42 над Гонолулу.

Клипер Сикорского
"Пан Америкен клипер" с работающими моторами буксируют трактором по аэродрому на съемном колесном шасси для перекатывания по земле.

Клипер Сикорского
Пловцы на Гавайях осматривают "Пан Америкен клипер".

Клипер Сикорского
"Бермуда клипер", летавший над Атлантикой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утащила у luttik   (Людмила, спасибо! :))))  (Источник -  Ирина Squirrel Заводовская ) ИТАК - Вы настоящий хэндмейкер, если… Ваши дети просидели перед телевизором, глядя мультики, 8 часов подряд прямо в пижамах, а вы в это время сидели счастливая ...
Ким Кардашян на днях в Лос-Анджелесе. ...
Сегодняшние данные с Indeed. Линк на Exel . Средняя 17400 руб, медианная 15000 руб. Я вот думаю, если житель Омска будет очень мало есть, через сколько месяцев он сможет купить себе обычный джемпер адидас? Кошмар если честно. ---------------------------------------- P.S ...
Нашла вот такой вот магазин, где продаются велосипеды. Есть горные, дорожные, детские, женские и самое главное автомобильные которые складываются полностью даже руль !  Интернет магазин www.getwheels.ru при заказе говорите что вы с сообщества spb_auto . И ...
Король, королева и принцесса Леонор традиционно вечер 6 января провели у отца Летиции Хесуса Ортиса. 6 января в Испании празднуется День Трех Королей. Детям дарят подарки, взрослые дети и внуки навещают своих родных, забирают сами свои подарки. ...