Первый полёт первого в мире многомоторного самолёта "Русский витязь"

26 мая 1913 года на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому в Петербурге авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте "Русский витязь".

Самолёт поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге.

Этим полётом Игорь Иванович Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих "специалистов" о том, что "Витязь" не будет в состоянии летать. Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолёт. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.
27 мая "Витязь" совершил ещё один полёт. На борту были И. Сикорский, В. Янковский и четыре механика. Полёты дали огромный объём информации и хорошую пищу для размышлений.

Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для стратегической, дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора.
Уже тогда инженер понимал, что будущее за большими летальными аппаратами. Он решил создать самолёт с несколькими моторами: если один выйдет из строя, остальные продолжат работать, и самолёт останется в небе.
Когда Сикорский озвучил свою идею, многие подняли изобретателя на смех: считалось, что большой самолёт вообще не способен взлететь. В молодого инженера поверил лишь Михаил Владимирович Шидловский, глава Русско-Балтийской вагонной компании. Он одобрил замысел Сикорского, и работа по строительству первого в мире четырехмоторного самолёта закипела.
Энтузиасты трудились по 14 часов в сутки, и в марте 1913 года общая сборка самолёта по чертежам Сикорского была завершена. Благодаря Шидловскому проект был запущен и полностью оправдал себя.

Самолёт первоначально назывался "Гранд" (что означает "большой"). Летательный аппарат полностью оправдывал своё название: он превосходил по размерам и весу все самолёты, которые когда-либо были построены. Взлётный вес гиганта составлял более 3 тонн, а размах верхнего крыла – 27 метров.
Сам самолёт достигал 20 метров в длину. Поднять такую махину в воздух должны были четыре мощных двигателя по 100 лошадиных сил каждый.
Игорь Сикорский уверял: "Гранд" сможет не только взлететь сам, но и поднять груз более 700 килограммов. Внутри самолёт тоже кардинально отличался от своих предшественников. Он был оснащён первой в мире закрытой кабиной для экипажа и салоном с 4 местами для пассажиров. Изобретатель предусмотрел даже возможность ремонта борта прямо во время полёта. Для этого он оборудовал боковые выходы, которые обеспечивали экипажу доступ к двигателям. Непохожий ни на одну модель самолёт стал новым словом не только в российской, но и в мировой авиации.

После первого полёта Сикорский доработал аппарат и дал ему новое имя – "Русский витязь".
Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Молва о воздушном гиганте покатилась по России. Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село.

Царь поднялся на борт. Вскоре Игорю Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолёт от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.

25 июля 1913 года «Русский витязь» был продемонстрирован на военном смотре в Красном Селе императору Николаю II. Царь лично осмотрел аппарат и даже залез в кабину. Сикорскому были пожалованы золотые часы. К сожалению, жизнь у первого тяжелого самолёта в мире была недолгой. В сентябре 1913 года на конкурсе военных аэропланов во время полёта с одного из бипланов сорвался 80-сильный мотор под названием «Гном», который упал на «Русского витязя», серьезно повредив его корпус.
Сикорский принял решение не восстанавливать своё детище. В его голове уже была конструкция нового самолёта, который войдёт в историю под названием «Илья Муромец» и станет рекордсменом по грузоподъёмности, количеству пассажиров, времени и высоте полёта, а также первым в истории серийным тяжёлым бомбардировщиком, зарекомендовавшим себя в годы Первой мировой войны.