
На поезде через Центральную Азию. Участок Шымкент - Кзыл-Орда.

1. Между Чимкентом и Арысью рано утром. Вот тут уже настоящая Средняя Азия - до Ташкента рукой подать - 120 километров.
Встречаю рассвет. От Москвы 3250 километров по жд. Верблюды пока не видны, только лошади и коровы.
2.

3. Какая-то река с юга от железной дороги. Узбекистан тут совсем рядом - он в этой стороне.

4.

5. Встает солнце.

6. Перед крупной станцией. Здесь заканчивается историческая Туркестано - Сибирская железная дорога, которая в 1930 году соединила Среднюю Азию и Сибирь. Хотя именно этот участок был построен еще до революции.
Целый ряд типовых русских железнодорожных казарм времён постройки дороги. Станция Арысь.

7.

8. Станция Арысь II. Большой жд узел всей Средней Азии. Смена тяги. Больше не будем ехать под электровозом.

9. Соседний поезд какой-то другой пассажирской компании.

10. Тут в Арыси для нашего поезда начинается старая Оренбургско-Ташкентская железная дорога, построенная ещё Российской империей. Но линия на Ташкент уходит на юг, а мы как бы вливаемся в нее, придя с востока, от Луговой. Где-то не так далеко протекает река Сырдарья - теперь мы очень долго будет идти на северо-запад вдоль неё.

11. Вагон построен в КНР в 2007 году.
Проблемы с электричеством и розетками - главный недостаток китайских вагонов. Сила тока слабая - три-четыре часа надо на полную зарядку. Розеток всего штуки три и они в хлам разболтанные. Проводники не слишком хотят давать свою розетку. Надо экономить энергию любой ценой. А так, если спать, то нижняя полка удобней чем в обычном плацкарте - длиннее прежде всего

12. Нам выдают тепловоз. Теперь он будет нас тянуть до самого Актюбинска.

13. Вокзал станции Арысь II, это что-то непонятное обшитое пластиком.

14. Дальше путь только на северо-запад по тепловозному Ташкентскому ходу. В прошлом это важнейшая узловая станция всего советского Туркестана. Здесь фактически Турксиб соединялся с Оренбургско-Ташкентской дорогой. В наши дни электрификация тут уходит на юг, к Ташкенту, до которого совсем близко - 130 километров. Узел большой и сложный, с парками и поворотными петлями.

15.

16. Поворотные кольца.

17. Заброшенный ПТОЛ перед другой крупной станцией.

18. Город Туркестан - теперь областной центр.

19.

20. Тут крупная станция.

21. Громадное заброшенное паровозное депо 1903 года постройки.

22. Станция Туркестан. Важная и большая с времён постройки дороги. Шикарный вокзал в стиле модерн 1903 года. Торговля.
Русский язык почти не слышен - мы как пришельцы с другой планеты.

23.

24.

25. Вокзал стоил того, чтобы сбегать к нему.

26.

27. А железнодорожные постройки времён Российской империи все идут и идут в окне нашего вагона. В самой России такого заповедника уже поди нигде не осталось. Или снесли, или сайдингом обшили. Просто какая то античная железная дорога, времён железнодорожного модерна.

28.

29.

30.

31. Станция на старой царской дороге в Туркестан, это вокзал чаще всего типового проекта, красивая водонапорная башня, немножко деревьев и крошечный оазис хоть какой то жизни в бескрайней раскаленной степи. Надо сказать, что станции идут часто. А сама Оренбургско-Ташкенская дорога, это как выяснилось местами - однопутная тепловозная линия. Но в основном конечно 2-х путная магистраль.

32. Башни все типового проекта.

33.

34. Какая-то короткая остановка.

35. В казахском вагоне-ресторане. Меню на русском. В нём была единственная на весь поезд розетка, где можно было хоть как-то сравнительно быстро зарядить телефон. Но для этого надо было что-то купить. А еще обратил внимание - чего это при отправлении в Алма-Ате наш поезд буквально осаждали продавцы паурбанков.

36.

37. Деревянный сарай начала XX века. Сохранился.

38. Станция Шиели (Чиили) - зона мелиорации. Перед ней проехали через канал от Сырдарьи с бурным течением. Как оазис посреди пустыни и тут есть жизнь. Население 30 тысяч человек. Село Шиели расположено в 128 км к юго-востоку от от областного центра города Кызылорды, на правобережной равнине Сырдарьи, в 16 км от основного русла. И в 150 километрах северо-западнее станции Туркестан.

39.

40.

41. Металлический советский пропагандистский стенд на платформе перекрашен под что-то казахстанское - у нас такое уже нигде почти не сохранилось. Собственно и населенный пункт появился при постройке этой дороги в начале XX века.

42.

43. Казахская глубинка на юге страны. Русских тут нет. Это вам не Алма-Ата.
Вот семья - трое детей.

44. Здесь идет ремонт старого русского вокзала 1905 года постройки. Сохранилась большая водонапорная башня.

45.

46. Башня повышенной емкости. Вокруг пустыня - вода главное богатство. Дорогу эту строили вдоль Сырдарьи, чтобы было где брать воду для паровозов.
Эта магистраль стала в самом начале XX века, самой первой и надолго основной транспортной артерией в Среднюю Азию из Европейской России.

47. Тут по видимому база запаса. Огромное количество "капотников" с американскими дизелями, отставленных от работы. Попадаются и 2ТЭ10. Ещё не так давно эти брутальные "морды" бороздили просторы Центральной Азии.

48.

49. А тут старый вокзал уже привели в порядок.

50.

51. Тут развалины нам этом полустанке.

52.

53.

54. Вот и верблюды в кадре.

55.

56.

57.

58.

59.

60. Рядом идет международная автотрасса Самара - Ташкент.

61. Подъезжаем к крупному городу.

62.

63. Кто был в городе Кзыл-Орда и о чем это название говорит рядовому россиянину? А между тем тут неплохой городской оазис среди пустынь и степей. Город стоит на реке Сырдарья. И вокзал очень красивый.

64.

65.

66.

67. Это областной центр РК. Тут уже центральная часть страны.

68. Старый русский вокзал конечно шикарный.

69.

70. Тут приличная такая стоянка.

71.

72.

73.
