Перманентное разобаяние зла

А от «совковско-левацких времен», когда меня «штормануло» от настоигравшего в детстве и юности «мраксизма-елененизма» во всю эту негро-индо-франко-амерофобию, у меня остался интерес к крайне правым доктринам и деятелям. В СССР все они скопом были «глубоко запрещены», только нацистов можно было показывать в фильмах про ВОВ как «мальчиков для убитья», но про Муссолини, Франко или Антонеску из тех же киней мы знали только, что они были «фашисты как Хитлер», а про Петена, Мосли, Перона, Кодряну, или какого-нто Анте Павелича, Примо де Риверу или Хорию Симу вообще тупо никто не слышал.
Но потом, когда исчез совок, пустота стремительно начала заполняться — сперва «ура-правыми» пропагандонскими дешевками (некоторые современные издания, впрочем, до сих пор болтаются в этой нише), а потом и нормальной исследовательской литературой. Я их хватал, жадно читал и пытался, как и все наши российские «мамкины фашисты», найти «правильного правого» — который не садист, как Хитлер, не глупый клоун, как Муссолини, и не обычный трусливый перебежчик, как Власов. Который бы «всё правильно предлагал делать по уму», и которого можно считать «настоящим рыцарем белого дела против красной мрази коммунизма и серой копоти капитализма»…
Нацисты и фашисты пошли лесом почти сразу (хотя идеологией итальянского фашизма я в «научных целях» интересуюсь до сих пор). Всякие смешные клоунирующие персонажи, типа французов, румын и хорватов отправились туда же. Среди тех, кого «русская право-коричневая» услужливо подсовывала в «правильные фашисты», не считая всякой лупоглазой мелюзги, серьезно выглядели только две фигуры — Франко и Салазар. По первому в 1990-е и 2000-е инфы было тупо больше, и я вчитывался, вползя через него в Гражданскую войну в Испании, ставшую навсегда одной из моих любимых исторических тем. И чем больше читал, тем больше разочаровывался — та же гнида, только сбоку.
Особенно меня «убивало» (пока я не понял, что иначе-то и быть не могло — и «белый рыцарь», и «красный хам» сражались не друг с другом, а с одним и тем же врагом, «либеральным нормализмом»), что «белые рыцари» и в процессе прихода к, и после захвата власти во время строительства «белых замков» занимались примерно тем же, что и коммунототня — концлагеря, расстрелы, пытки, тотальная цензура, слежка, стукачество, запреты, идеологическое единообразие, железный занавес. Национальная Фаланга косплеила КПСС, ДГС косплеило НКВД, «сеньоры команданте» косплеили «товарища майора». В общем, такой парадокс — при всей моей ненависти к «левакам» в Гражданской войне я всегда за республиканцев, потому что националисты «не просто хуже, а чистое говно».
И вот теперь что-то внезапно начали сочинять и переводить про Салазара. А привычка-то осталась — я их потихоньку покупаю и читаю… Ну, покамест в основном рассчитываю. Ибо «покупил и почел» еще только «Диктатора, который умер дважды: Невероятную историю Антониу Салазара» итальянского «антикварного журналиста» (он пишет, что бывал в Португалии в 1970-х — это чудо, что еще живой…) Марко Феррари.
Небольшой объем (чуть более 200 страниц) делает книгу скорее не биографией, а «портретом маслом». Автор начинает с невероятной истории в духе Оруэлла и Кафки — как потерявшего после инсульта дееспособность диктатора отправили в отставку, но… ему ничего не сказали, продолжая разыгрывать в его скромном уединенном жилище «театр для одного человека». К нему ездили на доклад министры, присылали документы на подпись, в единственном экземпляре печатали для него газеты, где рассказывалось об этих встречах и о том, как «мудрый вождь продолжает рулить государственным кораблем». Так что умер Салазар через два года в стойком убеждении, что продолжает оставаться премьер-министром Португалии, держит руку на ее пульсе и принимает ежедневно важнейшие решения…
Ну а затем автор дает «краткий очерк всего» — жизнь до назначения министром, политическая карьера, «политическое проституирование» времен ВМВ, выстраивание «Нового государства», поднятие с экономических колен для постановки на идеологические колени, попытка дырявой ложкой «лузотропикализма» вычерпать «борьбу негров за свободу демократий», тюрьмы, концлагеря, пытки и террор ПИДЕ (в отличие от дилетантов с Лубянки, португальских «безопасников» обучали профессионалы из гестапо (в том числе и пыткам), гонения на всё, в чем нет «католицизма, семьянизма, отечествомизма». А также убогая повседневная жизнь «серой моли в футляре», гордящегося тем, что плОтит отдельно за электричество на втором этаже дома (потому что на первом у него рабочий кабинет, и за него плОтит государство).
В общем, какой-то, на самом деле, «товарищ Суслов». Или, выражаясь словами самого известного португальского поэта ХХ века Фернанду Пессоа: «Результат сочетания несочетаемого: убогая душа деревенского крестьянина из Санта-Комба-Дана, раздутая в своей убогости семинарским образованием, книжным антигуманизмом Коимбры, суровой и трудной профессией финансиста, которую он избрал». Короче, очередной спуск воздуха из дутого кролика (хотя к этому моменту моей жизни иллюзий по поводу этих персонажей у меня уже давно нету никаких — осталось чисто зоологическое любопытство) — вместо «белого рыцаря» какая-то «рыба-селедка». Ну а что вы хотите от фашистов-то…

t.me/Tercios_catrenos
|
</> |