Раджьи дети - 22

Классический индийский меч называется «кханда» и имеет широкий прямой или расширяющийся к острию тяжелый обоюдоострый клинрк. Кханда — древний вид вооружения индийского воина, широко распространен на всей территории Индии и у большинства воинских сообществ, как то сикхов, маратхов, на Декане. Кханда — рубящее оружие. В классический раджпутский период использовался не очень часто, в основном как символический или ритуальный. Но, например, известно, что Ман Сингх Каччва предпочитал в качестве боевого оружия именно кханда, который теперь хранится в Джайпурском музее.

Тальвар
Раджпутские клинки, те, что в просторечии именуются «меч», в основном подпадают под научное определение сабли, клинка, заточенного только с внешней стороны. Это прежде всего «тальвар» — девайс рубящего и колющего действия, сабля по всем типовым признакам. Он имеет в сечении плоский или округлый (овальный), сравнительно узкий длинный клинок, с различной степенью кривизны (вплоть до полного ее отсутствия) и плавным изгибом, с лезвием на выпуклой стороне и заостренным на несколько сантиметров от острия участком на вогнутой (на обухе). Тальвар имеет эфес традиционного индийского типа — зонтичный с шишкой, бывает и дужка. Это самый распространенный тип раджпутского оружия вообще. Более широкий клинок этого типа называется «тегха» и особенно популярен у сикхов.
Персидский кавалерийский клинок «шамшер» весьма похож на тальвар, но часто имеет более широкое лезвие, меньшую кривизну, своеобразный эфес и иной тип декора, с кораническими надписями и персидскими клеймами. В позднее время персидские клинки попадали к раджпутам. Раджпутская сабля «сирохи», называемая так по месту производства — княжеству Сирохи, имеет относительно прямой клинок с довольно резко загнутым вниз концом, причем затачивается вогнутая его сторона. Подобный тип клинка называется по-персидски «лист лилии — Сассун-патта». Сирохи отличается чрезвычайно высоким качеством булатной стали. Про нее говорили, что ею можно разрубить человека от макушки до талии и полностью перерубить, если удар пришелся сбоку.

Кханда
Очень эффектно выглядят индийские мечи типа «нагина» — змеевидные, с изогнутым в обе стороны, подобно телу движущейся змеи, обоюдоострым клинком. Такие елинки могли наносить глубокие и обширные поражения. В раджпутской культуре мечи этого типа используются нечасто. Рукоять меча «нагина» имеет характерную форму — ее называют «пистолетная», за сходство с ручкой пистолета. Эта форма считается собственно индийской, часто встречается на богато украшенном насечкой и драгоценностями декоративном или церемониальном оружии и изредка на мече кханда. Все раджпуты носят свои мечи на поясе. Пояса эти довольно широкие, обычно сделаны из нескольких слоев ткани и богато вышиты или украшены парчовой выделкой.
Примитивное, но эффективное в сильных руках оружие — палица. Классика индийской литературы непременно вооружает героя ею, и он, «кружа палицей, сокрушает головы слонов и воинов». Намазанная липким составом дубинка считалась и отличным средством для захвата волос врага — так достигается позорная смерть через скальпирование (см. предыдущие серии). Раджпуты особо любили палицы, представляющие собой подвижные на цепях два-три металлических шара на общей рукояти. Другой популярный тип палицы, напоминающий ваджру — два шара на концах палки-рукояти. Шары эти бывали и шипованные, и наборные, из полукруглых очень острых лезвий, собранных в шар. «Дубинить» любили, потому что бытовало убеждение, что пользоваться палицей может только очень могучий человек; это делало ее престижной.

Шамшер
Копье было особенно полезным для воинов на конях и на слонах. Конструкция простая — более или менее длинная палка с металлическим наконечником. Пика была более легкой и использовалась конниками. Но маратхи и раджпуты любили особый индийский тип пики («бирчха»), которая была полностью металлической; будучи тяжелой, она считалась оружием для пехоты. Дротики — наиболее короткие метательные снаряды, но их наконечники наносили весьма серьезные увечья. В частности, они могли иметь сложную форму и состоять из нескольких лезвий, а также быть отравленными.
Особый вид индийского метательного оружия — чакра, дисковый нож. Это древнейшее изобретение индийцев. Плоское кольцо или диск с очень острым внешним краем раскручивался в горизонтальной плоскости на металлическом пруте, или на пальце с помощью специального перстня, и направлялся на врагов, поражая незащищенные участки лица, шеи, разрубая руки. При другом способе метания чакра бросалась вертикально вверх и вдаль, и, буквально падая с неба на врагов, при удачном броске могла разрубать тела. Два наиболее любимых индуистских божества, Вишну (Кришна) и Кали, изображаются с этим метательным снарядом в руках. В историческую эпоху это оружие не пользовалось большой популярностью, но считается очень правильным и часто упоминается в эпосе и исторической литературе. Очень правильное оно с точки зрения воинской этики, его применение хорошо согласуется с теорией непричинения зла насилием и является нравственно наиболее приемлемой бесконтактной «технологией» поражения противника.

Чакра
Раджпутские воины использовали и боевые топоры. Это всем известные тип секиры и тип «вороний клюв». Воины крепили боевой топор к седлу своего коня. Конница использовала арканы и сети. Веревки могли быть изготовлены из растительных волокон или хлопковой нити и усиливались свинцовыми гирьками. Но часто они представляли собою гибкую металлическую цепь сложного плетения, и на ней были привязаны «тигриные когти», небольшие ножи, крючья и т. п. Такое приспособление использовалось против одиночных конников и часто употреблялось при штурме высоких стен. Широко распространены были металлические сети и покрывала: ими опутывали целые отряды противников, чем лишали тех возможности сопротивляться. Этим часто пользовались защитники крепостей — сверху, со стен.
К специфическим видам оружия относятся снаряды особой природы, использовавшиеся против врага на поле боя. Это корзинки или глиняные коробочки с ядовитыми змеями, глиняные банки с горячим растительным маслом или кипящей липкой патокой, сосуды с легко воспламеняющимися смесями. Раджпуты особенно любили коробочки со змеями, которые иногда использовали для самоубийства на поле боя. А женщины-раджпутки в легендах «дисциплинировали» своих мужчин тем, что при их плохом поведении угрожали воспользоваться кинжалом или подобной коробочкой и убить себя, чтобы знал, как позорить жену.
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |