Пентхауз в стратосфере
vikond65 — 31.12.2023
31 декабря редко делают заметки, посвященные историческим
календарным датам, однако, я все же, напишу о том, что ровно 85 лет
назад, в последний день 1938 года, состоялось важное событие в
истории авиации. Впервые поднялся в воздух авиалайнер с герметичным
пассажирском салоном, оборудованным системой наддува, способный
летать на высоте до восьми километров.
То есть, в относительно спокойной атмосфере, выше зоны турбулентности, где почти не бывает "воздушных ям" и "болтанки", заставляющих пассажиров страдать от укачивания и использовать гигиенические пакеты. Сейчас мало кто знает, что в 1920-30 годы этот невзрачный аксессуар был непременным и постоянно востребованным атрибутом авиалайнеров, включая самые комфортабельные. Кроме того, на больших высотах значительно снижается риск попасть в грозовой фронт.
Самолет Боинг-307, получивший название "Стратолайнер", открыл
новую эпоху в истории пассажирских авиаперевозок. Но, как это
нередко бывает, первая ласточка погоды не сделала. Авиакомпании
отнеслись настороженно к принципиально новой, сложной и дорогой
машине. Отношение к ней еще более ухудшилось после того как первый
экземпляр весной 1939 года потерпел катастрофу, сорвавшись в
плоский штопор при испытании на минимальную эволютивную скорость.
Экипаж не смог вывести машину и погиб.
После этого на "Стратолайнере" радикально переделали хвостовое
оперение, увеличив его площадь и тем самым повысив устойчивость и
управляемость. Больше случаев попадания в штопор не отмечалось. Тем
не менее, "Боингу" до войны удалось продать всего 10 экземпляров
машины авиакомпаниям ТВА и "Пан Америкен", а потом всем стало не до
авиалайнеров.
Однако серийные машины оказались на удивление надежными и
долговечными. Они несколько раз меняли владельцев, летая много лет
над США, Южной Америкой, Швецией и Индокитаем. А одна из них,
купленная небольшой чартерной компанией "Эвиэйшн Спешиалитиз",
возила пассажиров до середины 1970-х годов!
Еще одну машину приобрел миллионер Говард Хьюз, намереваясь
использовать ее для рекордного беспосадочного перелета Лос-Анжелес
- Берлин протяженностью более 10000 километров. В самолете, вместо
пассажирских кресел, установили дополнительные топливные баки,
благодаря чему запас бензина увеличился с шести до 15 тонн. Старт
перелета был назначен на 1 сентября 1939 года, однако, всем
известно, что произошло в этот день в Европе, а потому самолет так
и не взлетел.
Позже его вновь переоборудовали, на этот раз - в элитный VIP-борт с
баром, стереосистемой, двумя туалетами и шестью роскошными
диванами. Самолет получил прозвище "Летающий пентхауз", но Хьюз им
пользовался мало. До конца 1950-х годов машина налетала всего 500
часов, а в 1960-м она была разрушена ураганом в аэропорту.
У нас ее после этого наверняка сдали бы в металлолом, но не тут-то
было. Исковерканный самолет приобрел миллионер Дэвид Дриммер и по
его заказу из передней части фюзеляжа "Стратолайнера" сделали
оригинальную круизную яхту, которая плавает до сих пор.
Первый прототип "Стратолайнера" набирает высоту.
Та же машина на аэродроме со снятыми капотами.
Последствия катастрофы прототипа.
Серийный Боинг-307 авиакомпании "Пан Америкэн" в полете. Обратите
внимание на увеличенный киль.
Во время войны "Стратолайнеры" были реквизированы для армейских
перевозок и получили защитную военую окраску. Каждая машина также
получила собственное наименование по названиям индейских племен.
Этот борт, судя по надписи на борту, назывался "Чероки".
Из-за большой ширины фюзеляжа пилотская кабина "Стратолайнера" даже
по современным меркам выглядит удивительно просторной.
Самолет-яхта мистера Дриммера.
Окраска "Стратолайнера" авиакомпании "Пан Америкэн".
Компоновочная схема "Стратолайнера".
|
</> |