Бесславный "Бота"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Бесславный Бесславный Бота](/images/main/besslavniy-bota-812961.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6562073/6562073_original.jpg)
85 лет назад, 28 декабря 1938 года, впервые поднялся в воздух прототип английского двухмоторного разведчика-бомбардировщика-торпедоносца берегового базирования Блэкборн В-26 "Бота" (Botha). Несмотря на то, что он был принят на вооружение, внедрен в серийное производство и выпущен солидным тиражом 580 экземпляров, "Бота" - один из самых малоизвестных и слабо описанных крупносерийных самолетов Британских Королевских ВВС. Впрочем, описывать там особо нечего.
Никаких подробностей о его строевой службе я не нашел, за исключенем того что, он отличался высокой аварийностью и не добился боевых успехов, а уже в ноябре 1940-го - был снят с вооружения и переквалифицирован в буксировщик мишеней и в учебную машину.
"Бота" разрабатывался в качестве подстраховки для торпедоносца "Бофорт" на случай, если тот окажется неудачным. Однако, хотя, "Бофорт", растиражированный более чем в двух тысячах экземпляров, в общем-то, далеко не блистал, его "подстраховщик" оказался еще более провальным. Он обладал относительно низкой максимальной скоростью - 354 км/ч (у "Бофорта" - 437), слабой скороподъемностью и меньшей дальностью полета - 2040 км (у "Бофорта" - 2575).
Насколько мне известно, за всё время строевой службы "Боты" не утопили ни одного вражеского корабля, причем похоже, что с торпедами они вообще не летали, а носили лишь противолодочные и фугасные бомбы, которыми ни разу не попали в цель. При этом собственных боевых потерь, вроде бы, тоже не было, зато небоевые - из-за аварий и катастроф - составляли многие десятки машин. Большинство "Бот" было списано из учебных подразделений и отправлено на слом в 1943 году, а последние - в начале 1944-го.
На заставке - первый прототип "Боты" в начале испытаний. Вооружение еще не установлено и даже опозравательные знаки не нанесены, а только заводской серийный номер.
![Бесславный Бесславный Бота](/images/main/besslavniy-bota-df95ad.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6562354/6562354_original.jpg)
Камуфлированный серийный "Бота" в полете.
![Бесславный Бесславный Бота](/images/main/besslavniy-bota-9ee3fd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6562784/6562784_original.jpg)
Одна из многочисленных аварий при посадке.
![Бесславный Бесславный Бота](/images/main/besslavniy-bota-bf0fd1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6563070/6563070_original.jpg)
Размещение членов экипажа (всего четыре человека - пилот, штурман-навигатор, бортрадист и хвостовой стрелок) в фюзеляже "Боты". Подписи к схеме даны на польском языке, поскольку этими самолетами была недолгое время оснащена одна из польских эскадрилий в составе британских ВВС.
|
</> |